search
main
0

Здоровье – это еще и психическое благополучие

Елена КОЗЫРЕВА, директор Центра образования №1601, доктор педагогических наук, профессор МГПУ: – В системе московского образования значительное внимание уделяется вопросам здоровья детей. Если до 1989 года существовала учебно-дисциплинарная модель воспитания, целью которой было дать знания, умения и навыки, привить послушание, и ученик при этом оставался объектом педагогических усилий, то в 1989 году была предпринята попытка реализации личностно ориентированного подхода к образованию школьника.

Целью такого подхода стало формирование интереса к познанию, а направление тактики педагога сменилось на понимание ребенка, терпение и уважение. В Законе об образовании (в редакции 1996 года) закреплены принципы, в которых приоритет отдается общечеловеческим ценностям – жизни и здоровью. В нашем Центре образования №1601 действует экспериментальная площадка по теме «Медико-психолого-педагогические условия профилактики пограничных психических расстройств и девиантных форм поведения». К мысли об осуществлении такого эксперимента мы пришли в результате анализа таких тенденций динамики общественного здоровья, как: высокий уровень смертности подростков и тенденция к росту этого показателя (в структуре причин смертности среди подростков преобладают травмы, отравления, несчастные случаи, самоубийства), высокая заболеваемость детей; преобладание в структуре заболеваемости детей болезней органов дыхания, стойкий рост заболеваемости нервной системы и психических расстройств, уменьшение количества детей с нормальным физическим развитием за счет увеличения детей с низким ростом и дефицитом массы тела.

Здоровье – не только медицинское, но и психосоциальное благополучие. Таким образом, можно выделить три компонента здоровья: физическое, психическое, социальное. Следовательно, психическое благополучие – один из компонентов здоровья. За последние годы в состоянии здоровья школьников произошли существенные изменения, а именно, значительно увеличилось число детей, страдающих различными пограничными психическими расстройствами и расстройствами поведения. По-видимому, это связано не только с усиленным ростом и развитием организма ребенка в школьные годы, но и с изменяющимися в этот период условиями образовательной среды и воспитания. Согласно данным научных исследований, пограничные психические расстройства (ППР) функционального характера встречаются у каждого второго школьника старших классов. Результаты многолетних наблюдений специалистов свидетельствуют о том, что более 50% всех неврозов у школьников дидактогенные, то есть сформировавшиеся по вине школы и учителей.

В нашей школе создана уникальная модель здоровьесбережения, которая оптимально интегрирована в учебно-воспитательный процесс и позволяет сохранить все компоненты здоровья, реализовать личностные ресурсы, а также внедрить в практику образования комплекс медицинских и профилактических мероприятий, способствующих профилактике пограничных психических расстройств, улучшающий состояние здоровья и повышающий успешность обучающихся.

В ходе реализации эксперимента разрабатывается программа профилактики пограничных психических расстройств и девиантных форм поведения у школьников. Профилактика – это система медицинских, психофизиологических, педагогических и социальных мер, направленных на предотвращение пограничных психических расстройств путем устранения причин и условий их возникновения, а также на повышение устойчивости растущего организма к воздействию школьных, социальных и биологических факторов риска. Профилактические программы в условиях образовательного учреждения должны проводиться в течение всего учебного года и обязательно учитывать возрастную специфику, патогенез и проявление различных форм психосоциальной дезадаптации детей. Принимая во внимание выявленные в исследовании показатели тревожности, субдепрессии, невротизма, состояние вегетативного статуса, мы уточняем целостную картину психологического и соматического статуса ученика, при этом требуется обязательное привлечение педагогов, школьного психолога, социальных работников, каждый из которых работает в рамках своих профессиональных задач и компетентности.

Профилактическая работа в условиях образовательного учреждения включает в себя организацию мероприятий по оптимизации психологического климата учебного заведения, реализацию индивидуального подхода к учащимся при обучении с учетом психофизиологических особенностей, выявленной уязвимости, контроль за соответствием учебного процесса основным гигиеническим требованиям с целью предотвращения переутомления и перенапряжения, коррекцию психофизических нагрузок. В программу работы также входят занятия по повышению стрессоустойчивости, обучению рациональным способам снятия психоэмоционального напряжения, формирования мотивации на здоровый образ жизни, навыкам безопасного поведения в отношении психоактивных веществ, проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. Немаловажную роль играет оптимизация внутрисемейных отношений, поэтому профилактическая работа требует обязательного участия родителей. Только в совокупности результатов разнонаправленных действий реализуется комплексный подход и обеспечивается интегративный результат.

Такая программа интеграции образовательных и оздоровительных технологий обучения в ходе экспериментальной работы «Медико-психолого-педагогические условия профилактики пограничных психических расстройств и девиантных форм поведения у школьников» позволила нам создать здоровую среду, поддерживающую и укрепляющую здоровье школьника, и исключить дублирующую функцию школы как поликлиники.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте