Цели урока: воспитывать у учащихся чувство личной ответственности за свое здоровье и здоровый образ жизни, расширить знания о вреде курения, развить познавательный интерес к вычислению процентов.
Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье.
Генрих Гейне
Ребята! Наверное, все из вас согласятся, что быть здоровым лучше, чем быть больным. А что такое здоровье? Кто из вас мог бы коротко ответить на этот вопрос?
Ученики высказывают свои мнения.
Всемирная организация здравоохранения определяет это так: “Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”. Может ли быть здоров курящий человек? Сейчас многие врачи, педагоги, родители озабочены ростом курящих подростков в России, ведь именно в этом возрасте закладываются основы крепкого здоровья на всю жизнь. У нас недавно был принят закон об ограничении курения, основная идея которого в том, что права некурящих на чистый воздух выше прав курящих на курение.
Многие ученые разных стран мира проводили в последние десятилетие исследования по действию табачного дыма и никотина на организм человека. Вывод у всех один: курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние десятилетия количество курящих сократилось почти в 3 раза, а в России, наоборот, возросло в 3 раза. Но ведь курили люди не всегда. Вам, ребята, интересно будет узнать исторические сведения о возникновении курения.
Сообщения учащихся.
Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась так. 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля “Пинта” знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: “Впереди земля!” В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения “петум”. Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. В поисках золота Колумб отправился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли “сигаро”. Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они “пили”. При курении каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри.
В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив на него высокую пошлину.
Известно, что курение существовало не всегда. Оно стало распространяться в Европе лишь с XVI века, вскоре после открытия Америки. Любопытно, что первое время курение считалось… лекарственным средством. В “Наставлениях к сохранению здоровья”, изданных в Англии в 1613 году, было написано: “Трубка табаку, выкуренная натощак в сырое и дождливое утро, составляет быстрое и единственное лекарство от всех болезней”.
Лечиться табаком перестали довольно скоро, но тем не менее вплоть до конца прошлого века курение не считалось фактором, наносящим ущерб здоровью. Тревогу забили лишь сравнительно недавно в связи с открытиями, подтвердившими роль курения в распространении многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических.
В передовых, промышленно развитых странах, например, в США и Японии, предприниматели, осознав, что здоровье людей – это важнейшая производительная сила, бросили значительные средства на осуществление физкультурно-спортивной революции в своих державах. Так, благодаря мерам убеждения (и принуждения) в США более 20 миллионов человек в относительно короткие сроки бросили курить.
На своих заводах в Детройте Генри Форд-младший категорически запретил курить всем в течение всего рабочего дня. Каждый рабочий должен был дать расписку в том, что в случае нарушения запрета согласен быть уволенным. 600 человек дать такую расписку отказались, и им пришлось уйти. Производительность труда на его заводах сразу выросла на 8%.
Если говорить о курении, поучителен в этом отношении пример знаменитого русского шахматиста А.А.Алехина. Он был заядлым курильщиком. Однако во время двух своих самых ответственных матчей – матча с Капабланкой в 1927 г. и матча-реванша с Эйве в 1937 г. – он бросил курить. Шахматист шел на этот дискомфорт, понимая, что работоспособность его мозга будет гораздо выше. Оба матча закончились блестящими победами Алехина, и это лишний раз доказало, что отсутствие воздействия никотина гораздо важнее, чем вызываемый отказом от курения дискомфорт.
А теперь мы с математической точностью вычислим и определим тот вред, который курящий человек наносит себе и окружающим.
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не воспринимают привычку курить всерьез.
Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – от 1/2 капли. Для человека смертельная доза составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. В одной сигарете содержится около 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым фармакологом Н.Крафковым описана смерть молодого человека сразу после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса “Кто больше выкурит” двое “победителей”, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелыми отравлениями попали в больницу. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.
Задача-1
Сколько граммов никотина поглощает в среднем курильщик за 10 лет, если он ежедневно выкуривает 6 сигарет? (приблизительно 21000 сигарет, поглощая более 800 г никотина).
Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым, так происходит пристрастие к курению. В табачном дыме сигарет содержится много очень ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Это синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полоний 210. Никотин – сильнейший яд, который в хозяйстве используется как инсектицид.
Задача-2
Используя данные задачи 1, определите содержание самых ядовитых веществ в 800 г никотина, если синильная кислота составляет 50% содержания никотина, табачный деготь – 75% никотина, окись углерода 60% от количества табачного дегтя, полония 210 – 66% от количества окиси углерода?
Все эти ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от многих опасных заболеваний, т.к. никотин обладает широким спектром действия. Он повышает частоту пульса, кровоток, концентрацию сахара в крови, способствует более легкой возбудимости коры головного мозга. В семьях, где курят родители, у детей наблюдаются частые острые пневмонии, ОРЗ. Ученые В.Гибал и Х.Блюмберг из Германии обследовали 17 тысяч курящих подростков, и у всех были выявлены отставания в чтении, письме, плохое восприятие учебного материала. У курящих детей заметно больше аллергических заболеваний. Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 13-15 лет они жалуются на одышку при незначительных физических нагрузках. Французский доктор Декалзне еще сто лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, хронический бронхит, бронхиальную астму, приводящих к раку легких, полости рта и гортани, а также расстройство пищеварения. Число неуспевающих курящих подростков возрастает. Курение и учеба в школе – несовместимы.
Всем известно, что навыки и привычки, усвоенные в подростковом возрасте, – самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше привыкнешь к курению, тем труднее отказаться от него. Ведь курение – один из видов наркомании. Так почему же подростки начинают курить? Одна из основных причин – любопытство или подражание. Известно, что из 100 человек, начавших курить из желания побаловаться или попробовать, становятся заядлым курильщиками 80 человек.
Задача-3
Статистика установила, что в крупных городах среди учащихся 8-11-х классов курят приблизительно 45% мальчиков и 28% девочек. В нашей школе в старших классах учатся 400 девочек и 300 мальчиков. Сколько девочек и мальчиков в нашей школе курят?
Решая задачи о влиянии курения на здоровье человека, мы будем пользоваться последними статистическими данными ВОЗ.
Задача-4
При проверке состояния здоровья группы учеников старших классов одной из московских школ, состоящей из 112 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 75% из них имеют по два хронических заболевания (органы дыхания и пищеварения), остальные имели по одному заболеванию. Определить количество учащихся, которые имеют по 2 и 1 заболеванию.
Несмотря на то, что курение табака является очень сильной привычкой, а также формой наркологической зависимости, миллионам людей удается бросить курить. В Соединенном Королевстве число курящих за последние 10-15 лет сократилось на 10 млн. человек. А это означает, что ежедневно бросают курить около 2000 человек.
Задача-5
В России за последние 10 лет число курящих увеличилось на 14%, население России составляет 146,86 млн. человек. На сколько человек увеличилось за это время количество курильщиков?
Задача-6
В настоящий момент, по данным Всемирного банка, насчитывается на планете 1,1 млрд. курильщиков. К 2005 году, по прогнозам банка, их число возрастет до 2,6 млрд. чел. На сколько процентов возрастет количество курящих людей на планете?
Задача-7
Курящие дети сокращают свою жизнь в среднем на 15%. Определите предположительно, какова продолжительность жизни таких детей, если средняя продолжительность жизни в России 64 года.
Не менее опасным явлением стало курение родителей будущих детей, ведь здоровье новорожденного ребенка зависит от здоровья его родителей.
Задача-8
Средний вес здорового новорожденного ребенка приблизительно 3,3 кг, если у ребенка курит отец, то вес ребенка может быть меньше нормы на 125 г, а если курит мать, то меньше нормы на 300 г. Сколько процентов теряет в весе новорожденный ребенок, если:
А. Курит отец?
В. Курит мать?
(Ответ округлите до единиц).
Теперь поговорим о географии. Табакокурение “процветает” в крупных городах, где курит 41% населения, в малых городах – 39%, в селах – 35%. Причем на севере России курят больше, чем на юге.
Задача-9
Ростов-на-Дону – крупный промышленный город России, население которого составляет 1,1 млн. человек. Сколько человек курит в нашем городе?
Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует на окружающих в радиусе 10 метров от зажженной сигареты. В конце 80-х годов в Англии произошел громкий скандал. Около 30 лет женщина проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, в результате – смерть от рака легких. На основании решения суда компанию обязали выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Девиз, который выдвинула ВОЗ, – “Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение”. Так жить или курить?
Д./З. 1. Определите, сколько процентов месячной зарплаты годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий 1 пачку сигарет в сутки, если пачка сигарет стоит 15 руб., а месячная зарплата 3000 руб.? Сколько раз за эти деньги можно посетить плавательный бассейн?
2. Составить синквейн на тему “Жить или курить?”
Алла ЗЕМЛЯКОВА,
учитель математики, средней школы N 27 им. А.В.Суворова
Ростов-на-Дону
Комментарии