Здоровье – высшая человеческая ценность. Однако сохранять и укреплять свое здоровье умеет далеко не каждый, хотя народная пословица утверждает: «Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов, врачей и ученых, таких как Михаил Ломоносов, Владимир Бехтерев, Сергей Боткин.Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность, ведь, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации, 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке здоровья, до 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% – хронические заболевания, 60% – нарушенную осанку.Приобщение школьников к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья – национальная задача, которую лучше всего решать начиная с младшего школьного возраста. Актуальность этой тематики определила проблему моего исследования. В самом деле, как создать педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников? В этом немалую роль играют представления детей о ЗОЖ, поэтому в своем исследовании я сосредоточилась на выявлении условий формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.Проводя исследование, я сделала предположение о том, что представления о ЗОЖ у младших школьников могут стать одним из наиболее значимых факторов, что они могут развиваться при условии создания позитивной мотивации и использования в образовательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий. В ходе исследования я использовала разные методы, в том числе анкетирование и анализ детских работ. Дети с большим интересом отнеслись к этой проблеме, с удовольствием рисовали и начали работу над стенгазетой.Проводя теоретическое исследование, на I этапе я выявила, что, по данным ВОЗ (здравоохранения), 50% (а значит, приоритетная роль в формировании и сохранении здоровья) все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.Специалисты установили, что общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Исследования специалистов в области гигиены свидетельствуют, что два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности.Результаты моего теоретического исследования послужили качественной основой для решения на II этапе исследования. Так, для выявления у младших школьников представлений о ЗОЖ было проведено анкетирование. Оно помогло мне установить, что 23% учащихся в разных возрастах (а это довольно мало) имеют элементарные представления о ЗОЖ и говорят, что «нужно заниматься спортом, правильно питаться, закаляться», а 16% считают, что ЗОЖ – это «когда ты не болеешь» . То же самое можно сказать и о 15% учащихся, которые считают, что ЗОЖ – значит просто «нужно быть здоровым».В большинстве случаев дети относятся к своему здоровью положительно. 55% учащихся считают, что у них здоровье отличное, 30% учащихся считают свое здоровье не очень хорошим, лишь 15% считают, что у них здоровье удовлетворительное.Однако более 80% учащихся все же нуждаются в специальной поддержке здоровья, а это говорит о том, что представления детей расходятся с реальным положением вещей.По данным опроса, к занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 65% детей занимаются спортом с полной отдачей, 30% ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис, шашки, бадминтон).И все-таки радует то, что 46% учащихся делают по утрам зарядку каждый день. Следовательно, большинство класса склонно придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно и постоянно. Так, всего 27% учащихся зарядку делают лишь иногда, и также почти треть опрошенных (27%) не делают ее совсем.Для того чтобы сформировать у младших школьников позитивные представления о ЗОЖ, я разработала комплекс оздоровительных упражнений для них в соответствии с современными методиками физической культуры.Этот комплекс был разучен с ребятами и отработан на нескольких занятиях, а в дальнейшем рекомендован для занятий в качестве зарядки дома и гимнастики до занятий в школе.Комплекс составлен таким образом, чтобы участвовали по возможности все группы мышц, он позволит младшим школьникам прекрасно себя чувствовать и меньше болеть.Этот комплекс упражнений нужно выполнять через день или, например, дома 3 раза в неделю не менее 20 минут. Тогда он даст именно оздоровительный эффект.На завершающем этапе я провела повторное анкетировании. В результате исследования, как и предполагала, основные показатели выросли, у детей изменились представления о ЗОЖ, увеличилось количество детей, которые стали регулярно выполнять утреннюю гигиеническую зарядку, и дети больше стали гулять и меньше проводить времени у телевизора. Об этом можно судить даже по детским рисункам, которые теперь в полной мере отражают принципы ЗОЖ.Новые представления о ЗОЖ изменили и поведение детей. Так, после проведенной работы с 26 детьми 18 из них стали регулярно выполнять утреннюю гигиеническую зарядку, 10 человек записались в спортивные секции, отрадно, что родители проявили интерес к ЗОЖ и попросили провести специальное родительское собрание, где было разъяснено значение формирования навыков и даны рекомендации по сохранению и поддержанию дома ЗОЖ.Ведь как гласит китайская пословица:Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я научусь.
Комментарии