Комитеты Государственной Думы по охране здоровья, по образованию и науке, по проблемам Севера и Дальнего Востока провели «круглый стол» на тему «Законодательные аспекты охраны здоровья детей», в котором наряду с депутатами нижней палаты парламента приняли участие члены Совета Федерации, представители Минздравсоцразвития, Минобразования, Генпрокуратуры, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, органов власти субъектов Федерации, научных и медицинских учреждений.
Вел «круглый стол» депутат Михаил Рокицкий. Отметив, что актуальность обсуждаемой темы ни у кого не вызывает сомнений, он сообщил, что в России более ста законодательных актов и «неисчислимое количество подзаконных актов», определяющих права детей на охрану здоровья. А вот вопросы финансирования, по его словам, надо решать «более конкретно и более жестко».
Открывая дискуссию, председатель Комитета по образованию и науке Татьяна Яковлева с сожалением констатировала, что здоровье детей в России продолжает ухудшаться. Несмотря на то что младенческая смертность уменьшается, она остается в 3 – 4 раза выше, чем в Европе. Растет детская смертность (особенно детей в возрасте 10 – 17 лет) от суицидов, травм и отравлений. Число детей-инвалидов за последние 5 лет увеличилось более чем на 155 тысяч и составляет более 600 тысяч. Растет потребность детей в специализированной медицинской помощи, особенно в высокотехнологичных видах. Вместе с тем сокращается коечный фонд детских больниц без одновременного увеличения средств на амбулаторно-поликлиническую помощь детям. Уменьшается количество педиатров в первичном звене.
Минздравсоцразвития разработало Основные направления государственной социальной политики по положению детей в РФ до 2010 г. (Национальный план действий в интересах детей) и Концепцию охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 г. Однако если эти документы не будут подкреплены финансами, они «так и останутся декларациями», заметила Татьяна Яковлева.
Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко выразила крайнюю обеспокоенность тем, что проблемные территории, имеющие свою специфику, особые условия жизни, влияющие, в том числе и на детей, остались без внимания. За последние годы состояние здоровья детей-северян значительно ухудшилось, детская заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в других регионах. Рождаемость снизилась более чем на 30%, а смертность выросла на 42%. Поэтому необходимо вернуться к формированию в рамках программы «Дети России» подпрограммы «Дети Севера», считает председатель Комитета. Ее свертывание привело к резкому сокращению числа медосмотров детей, оказания им лечебно-профилактической консультативной помощи. Практически не растет число детских больниц, садов, школ, оснащенных системами очистки и обеззараживания воды. Депутат высказалась за создание недорогих спортивных центров, в которых дети смогли бы заниматься физкультурой и спортом. Актуальна и проблема стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
По словам Пивненко, важно, чтобы рекомендации участников «круглого стола» были учтены при подготовке проекта бюджета на три последующих года. «Любая проблема должна находить свое решение, в том числе и в финансировании, – сказала она. – До тех пор, пока не будут находиться деньги на детей, любые законодательные инициативы будут или половинчатыми или никакими».
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Сергей Колесников указал на необходимость совершенствования охраны здоровья матери и ребенка. Разделять здоровье матери и здоровье ребенка, по его словам, нельзя. Целесообразно также ввести социальное страхование школьников, поскольку школы относятся к промышленной зоне. «Можно сказать, что школа – это промышленное предприятие, где налицо все вредные факторы», – пояснил депутат. Он обратил внимание участников обсуждения на то, что в жилищном кодексе и связанных с ним законах «совершенно не регулированы положения, способствующие демографической политике и охране здоровья детей».
Что касается медицинского страхования детей и взрослых, то по действующему законодательству – это не страхование, а налог на оказание минимума медицинских услуг, уверен Сергей Колесников. «Разговоры о том, что мы обеспечим достаточное количество средств, необходимых для оказания медицинской помощи, – не более чем разговоры, поскольку нет страхового принципа. В Налоговом кодексе нет преференций, связанных с осуществлением молодежной политики, политики охраны здоровья детей. Отсутствуют минимальные социальные стандарты. «Необходим отдельный закон или кодекс об охране здоровья детей», – заключил парламентарий.
В ходе обсуждения отмечалось, что принимаемые государством меры в сфере охраны здоровья детей неадекватны сложившимся социально-экономическим условиям. Они не сдерживают нарастания негативных демографических процессов и тенденции ухудшения состояния здоровья детей, не обеспечивают необходимых темпов снижения материнской и младенческой смертности.
Снижается достигнутый ранее уровень правовых гарантий детям. Права детей на бесплатную медпомощь не реализуются в полной мере. Средства, направляемые на финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней, не покрывают реальных потребностей и не обеспечивают реализацию прав значительной части детей на своевременную качественную медицинскую помощь, приводя к еще большей ее коммерциализации.
Из-за низкой заработной платы за последние 7 лет из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения уволились около 7 тысяч участковых педиатров. В сельской местности отток врачей в 2 раза больше, чем в городе.
В нарушение Конвенции о правах ребенка федеральные законы принимают без анализа последствий их реализации на положение детей.
По итогам обсуждения признано необходимым внести изменения и дополнения в действующее законодательство и прежде всего в 122-й закон (о монетизации льгот). Нужна концепция совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья детей. Целесообразно проанализировать расходы консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов на охрану здоровья детей и рассчитать реальную потребность в финансовых средствах, необходимых для обеспечения государственных гарантий в сфере охраны здоровья детей и организации медицинской помощи.
Правительству рекомендовано подготовить и внести в Государственную Думу законопроекты, направленные на устранение коллизий, возникших в связи с принятием Федерального закона №122 и решить вопрос о продлении федеральной целевой программы «Дети России» на 2006-2010 гг., подпрограммы «Здоровый ребенок».
Выработан ряд конкретных рекомендаций министерствам и органам власти субъектов Федерации. Высказано пожелание Генеральной прокуратуре – систематически контролировать выполнение законодательства в сфере охраны здоровья детей.
Комментарии