– Сережа, ты где? Вот и пришли в гости, – говорит пока еще в пустой компьютерный экран Марина Потапова, молодой социальный педагог центра ПМСС, специалист по организации процесса сопровождения дистанционного обучения. – Корреспондент к тебе приехал.
Сережа, неожиданно выплывая из угла экрана, улыбается радостно: «Здравствуйте, я вас ждал. Я так рад, что у меня теперь есть учителя, с которыми я могу поговорить в любое время. И приехать давно хочу, да все как-то не получается. Вам понравились наши учителя?»Педагоги Томского областного центра психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями мне понравились. У них какие-то особенные лица – как в церкви: будто не на работу пришли, а совершать важное и светлое дело. Так и есть, впрочем. Томский областной центр дистанционного образования детей-инвалидов начал свою работу на базе Мариинской гимназии с сентября 2010 года. Его первыми учениками стали 45 ребятишек, которые по состоянию здоровья не могли посещать занятия в школе.- Раньше дети-инвалиды занимались с педагогами вне уроков, или учителя приходили к ним домой. Сейчас ребятишкам стало проще, им достаточно выйти в Интернет и связаться с учителем, – рассказала Светлана Алещенко, директор областного Центра ПМСС, отделившегося в прошлом году от ЦДО. К сожалению, не все учителя могут работать с детьми-инвалидами. Ведь к таким детям нужен особый подход.Светлана Валерьевна, в прошлом учитель начальных классов, и сама признается, что в молодости ей было тяжело общаться с «нестандартными» детьми. Жалость мешала, все время видела оболочку – больную, искореженную. И только с взрослением пришло понимание – там, под этой оболочкой, огромная сила духа. Научиться жить со своим недугом нелегко, но научиться получать при этом от жизни радость еще труднее. И все же едва сдерживает слезы, рассказывая про одну из учениц Центра ПМСС, девочку, знавшую, что давно переживает положенный медиками срок, но старавшуюся брать от жизни все. Брать она могла только знания с помощью своих педагогов, училась на «отлично», участвовала во всех олимпиадах и конкурсах и как-то не явно, не вслух все время благодарила жизнь и людей, помогающих ей жить. Центр ПМСС переехал в бывший детский реабилитационный санаторий с говорящим названием «Басандайская жемчужина». Сейчас это комплексное учреждение, здесь осуществляют и дистанционное образование детей с ограниченными возможностями, и образование «без дистанции» – для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, занимаются лечением и реабилитацией детей, помощью родителям и обучением педагогов области инклюзивному образованию.Центр расположен в зеленой зоне города, куда можно добраться на обычном автобусе, а можно на специальном – для детей и сотрудников. В березово-сосновом бору – комплекс зданий, непременно с пандусами: административно-медицинский корпус, 2 интернатных, школа, столовая. Есть и спортивная площадка, и зал ЛФК, и кабинеты массажа, физиолечения, процедур. Процедуры разные – от уколов до бассейна и иппотерапии. Работают психолог, логопед, педагог-дефектолог, инструктор ЛФК, социальные педагоги и другие специалисты. Оборудованы компьютерный класс и рабочие места педагогов, осуществляющих дистанционное обучение. Программы дистанционного обучения учителя ПМСС совершенствуют постоянно, чтобы было понятнее, удобнее и радостнее учиться.Наверное, не случайно за комплексом так и закрепилось название «Басандайская жемчужина», здесь из закрытых от мира, больных детей выращивают «жемчужинки», по крупинке, по капельке добавляя им не только знания, но и любовь к миру.В прошлом году окончил школу и поступил в Томский государственный университет на факультет информатики Дима Котов. В центр, впрочем, он не приезжал никогда, с его жизнью знакомился только виртуально: Дима может только лежать. Семиклассник Роман Чавров, которому врачи давно не обещают улучшений, победил во Всероссийской олимпиаде по английскому языку «Бульдог». Все 59 «жемчужин» учатся по своим программам. Из 29 колясочников, которые живут в интернате, тоже далеко не каждый может освоить основную общеобразовательную программу – к нарушениям опорно-двигательного аппарата добавляются другие болезни. А уж те, кто занимается с педагогами с помощью Интернета, изучают те предметы, в том объеме, в котором их «прописали» учителя вместе с медиками, – по силам, интеллекту и желанию ребенка. Иногда родителям кажется, что можно забрать сына или дочь из интерната и отдать в обычную школу. Увы, часто не приживаются. Хотя бывают и исключения – дети, которым когда-то ставили VIII вид, вписываются в класс, как в родной.- Я считаю, что процесс инклюзивного образования начался, и это прекрасно, – говорит Светлана Валерьевна. – Но нельзя сказать, что мы к нему готовы на 100 процентов. Ведь школа не только учителя и дети, но и общество, родители, которые не всегда встречают таких одноклассников с восторгом. Мы с ними тоже работаем. Шаги в этом направлении сделаны, уже хорошо. А учителям, работающим в инклюзивном образовании, просто необходимо тьюторское сопровождение, это ведь такая тонкая работа, с особенными детьми, у каждого из которых свои потребности. И свой характер, кстати. Педагогу мало знаний, необходимо полностью перестроить свое мышление. За это, кстати, я очень благодарна своему коллективу, он это сумел. Нам очень помогают Томский институт повышения квалификации, региональный Центр развития образования своими семинарами, тренингами.С каким восторгом рассказывала мне Голия Галлямова, преподаватель физической культуры, инструктор ЛФК, что, бывает (редко, но все же!), уходят ребята из зала своими ногами! Правда, для этого требуются годы работы и огромное желание ребенка Кто-то занимается лежа, кто-то может стоять, кого-то приходится водить. Долго, трудно – только мяч отбивать учились четыре месяца, не говоря уже про движение ногами. Но результаты все равно видны – писать, например, начинают лучше, не быстрее, но четче. А Ванечка, который все лежал, пошел наконец, правда, пока с ходунками, но сам!- Тяжелая работа – и физически, и морально, – говорит Голия Фатиховна, – но радостная.Радость, надежда, пожалуй, именно такие ощущения возникают у ребят, которые здесь учатся, одни живут постоянно, другие приезжают на консультации, на групповые занятия, на оздоровительные мероприятия и кружки. Это сколько же надо было работать над собой, чтобы сделать учреждение для детей с ограниченными возможностями наполненным светом и счастьем!Здесь даже столовая больше похожа на ресторан – блюда у всех разные. В центре очень любят шить – развивает моторику и фантазию. В кабинете учителя технологии Валентины Любушкиной все полки уставлены мягкими пушистыми зверьками. И ни одного грустного. Учитель литературы Анастасия Окулич организовала литературную гостиную, куда съезжаются даже томские писатели и поэты. А Аню Корсунову, наоборот, приглашают на свои мероприятия: она в свои 15 уже признанный поэт. Театральная студия «Родник» под руководством Анатолия Коломина недавно представила на суд зрителей новую постановку. Это история со счастливым концом про подлинную принцессу, которая в награду получила все, о чем мечтала.А смогут ли эти дети, взращенные в атмосфере радости и надежды, получить то, о чем мечтают?- Мы, конечно, оказываем постинтернатное сопровождение наших детей – подбираем учебные заведения, договариваемся с предприятиями, нынче я сама ездила в сельскую церковь, чтобы взяли туда мальчика – доброго, чуткого, но очень управляемого. Но все это зависит от сил и желания педагога. А нужен государственный подход.В 2013 году правительство Томской области обещает создать инфраструктуру для детей-инвалидов в школах. Пока дистанционно обучаются 215 детей под руководством 240 педагогов и около 120 родителей. Региональная программа нацелена на то, чтобы создать пандусы, подъемники, специализированные парты, классы, методические материалы, чтобы дети-инвалиды могли обучаться в самих школах. До конца 2012 года уже поставили 10 компьютеров в семьи детей, которые не могут ходить в школу. Дети с ограниченными возможностями будут учиться. Это замечательно, но что дальше? Дети вырастают, в Томской области их только 3,2 тысячи из 64,3 тысячи инвалидов. Студенческая скамья в лучшем случае их предел. И предел тех педагогов, кто дарил им надежду… О том, что кроме учебы возможности у инвалидов все равно ограничены, власти не думают. Радость останется в школе?Томск
Комментарии