В историческом центре Москвы, в окружении многих культурных объектов – Дома-музея К.С.Станиславского, ГИТИСа, Театра имени Маяковского, консерватории, – находится еще один: школа №123 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства.
В 2017 году школа отметит 80-летие со дня своего рождения. А уже более четверти века это не совсем обычное учебное заведение занимается театральным искусством, подготавливая учеников к поступлению в ведущие театральные вузы, давая возможность заниматься любимым делом. Театральную деятельность в школе начинал Вячеслав Спесивцев, который в 1970-х открыл здесь первый театральный класс, поначалу с пятого года обучения, а потом уже театральное образование началось с 1-го класса. Среди выпускников драматург Родион Белецкий, кинорежиссеры Александр и Владимир Котты, актеры Наталья Щукина, Дмитрий Орлов, Яков Лункин, Иван Мулин и многие другие. В школе работают педагоги с высшим театральным образованием, в том числе хореографическим и вокальным. То есть это уровень не просто дополнительного образования, но и профессионального. Многие ребята, получая здесь образование, поступают в театральные вузы. Мало того что они становятся ведущими, дикторами, актерами известных театров (Ленкома, «Сатирикона», Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко), они еще и приобретают жизненные точки соприкосновения, которые помогают в дальнейшей социализации.Начиная с первого класса, ребята знакомятся с миром театра, помимо обязательных общеобразовательных предметов также в начальной школе есть занятия по хореографии, вокалу, начинается игровой тренинг, который в старших классах перерастет в уроки актерского мастерства. Обучение ориентировано прежде всего на личностное отношение к человеку, на раскрытие его способностей.Воспитание ребенка в атмосфере свободы, любви, понимания прививает особенные принципы общения. В наше время виртуальных коммуникаций живое, непосредственное общение чрезвычайно важно. И в школе этому учат. Дети загораются театром. Уже к 5-му классу ребята понимают, что им ближе, и могут выбирать определенное направление. В школе работают студии, в которые может записаться любой желающий.Полноценная театральная жизнь начинается в школе с 10-го класса. Здесь уже идет распределение по двум профильным направлениям: театральному и социально-гуманитарному. В театральный класс попасть непросто. Для поступления нужно подготовить такую же программу, как и для прослушивания в театральный вуз: басню, стихотворение, прозу, оцениваются пластические и вокальные возможности ученика. Тех, кто прошел конкурс, ждет упорная работа по освоению основ театральной профессии. Практически ежедневно проходят занятия по актерскому мастерству, вокалу, танцам. Почти все вечера ребята проводят в школе, занимаясь с опытными театральными педагогами, придумывают этюды, учатся владеть своим телом, дыханием, голосом. Эти уроки очень насыщенные и дают не только практическую, но и теоретическую базу. Например, для того чтобы сдать зачет по вокалу, надо не только спеть отработанный репертуар, но и ответить на непростые вопросы о технике дыхания, артикуляции, резонаторах, звуке и тембре голоса. Педагог по вокалу Лолита Скученкова подробно объясняет про группы мышц, участвующих в дыхании, про формирование звука, а ребята не только выполняют определенные задания, но и подробно объясняют, для чего нужно то или другое упражнение. Вначале разминка, направленная на раскрепощение голоса, на управление дыханием. Потом отработка хоровых и сольных номеров. Некоторые ребята только недавно начали петь, у кого-то уже есть вокальный опыт. Но даже тот, у кого не было никакой базы, открывает возможности своего голоса. Целеустремленность и собранность юных учеников восхищают.- Я с самого детства знала, что буду актрисой, – говорит ученица 10-го класса Сабина. – Мне нравится атмосфера в этой школе, здесь все связаны одной целью, поэтому мы все очень дружные. Здесь совершенно другие люди и общение. Творческая атмосфера. Я собираюсь поступать в ГИТИС на факультет музыкального театра.Атмосфера и правда творческая и энергичная. Только что закончился зачет по вокалу, а ребята уже бегут в театральный класс репетировать будущий спектакль по рассказам Зощенко.Ребята постигают мир искусства, ходят на спектакли, на зачеты и мастер-классы в театральные вузы. Школа находится в тесном сотрудничестве с ГИТИСом, ребята часто посещают спектакли учебного театра, общаются с педагогами и студентами. Ученики школы выступают практически на всех фестивалях и конкурсах, которые предлагает Департамент образования и не только, становятся победителями и лауреатами. Школа №123 – неоднократный обладатель Гран-при городского театрального фестиваля «Олимп», победитель многих других детских фестивалей.Новая работа режиссера Ирины Мануйловой, хореографов Вадима и Ольги Романовых, педагога по вокалу Лолиты Скученковой получилась очень удачной, динамичной, экспрессивной и эмоционально-трогательной одновременно. Спектакль «Поезд милосердия», поставленный по повести Веры Пановой «Спутники», стал новой работой школьного театра «Раз, два, три». Спектакли руководителя театра, заслуженной артистки России Ирины Мануйловой – постоянные участники фестивалей детского творчества, а спектакли этого театра нередко становились обладателями Гран-при.В этом спектакле «Поезд милосердия» времен Великой Отечественной войны занято (в двух составах) около сорока человек, театрально одаренных детей от 3-го до 11-го классов. Порой им приходится нелегко, ведь надо создавать образы не только своих ровесников, но людей другого возраста и другого времени.Атмосфера военных лет полна тревоги и опасности и одновременно наполнена романтикой юной любви, внезапно возникающих дружбы, чувства первой любви, что замечательно передают юные актеры Дмитрий Садыков, Андрей Чугаев, Дмитрий Росляков, Ольга Мякотина, Татьяна Алпатова, Сабина Бутаева и многие другие.Спектакль строится на стремительном чередовании эпизодов и смене интонаций. Военные сцены сменяются воспоминаниями мирной жизни или концертом, который устраивают для врачей и раненых совсем юные артисты. Здесь каждый ребенок пытается не только довольно глубоко понять свою роль, но и стать участником самого настоящего сценического ансамбля, который является одним из главных достоинств «Поезда милосердия».А еще спектакль учит наших детей любви к Родине, помогает понять исторические события, военные подвиги и трудовые будни в тылу, учит уважать тех, кто приближал бесценную Победу, ценить каждый момент нашей жизни.И, конечно, нужно отметить, что все они очень хорошо подготовлены: владеют вокалом, пластикой, сценической речью, понимают, что такое ведение своей роли на протяжении всего спектакля и как влиться в сценический ансамбль, создав тем самым современный гармоничный спектакль.Татьяна ГОЛОВА, и. о. директора школы №123
Комментарии