Со своими учениками Наталья ВОЛКОВА говорит не только об истории, но и о таких сложных понятиях, как духовность и нравственность. Это необходимо для того, чтобы через 20 лет наши дети не перестали понимать своих родителей.
О том, что конкурс «Учитель года России» для многих педагогов становится рубежным моментом (так они сами его частенько называют), говорят многие его участники. Только рубежи у всех разные: у одних после конкурса наступают улучшения в карьере, другим везет с материальными поощрениями, кто-то начинает по-новому вести уроки и даже идет в вуз за дополнительной специальностью. Наталья Вадимовна Волкова, учитель истории Любимской основной общеобразовательной школы имени Вадима Юрьевича Орлова, победитель регионального этапа в Ярославской области, говорит, что конкурсные испытания заставили ее иначе взглянуть на своих учеников:
– У меня, когда я после конкурса вернулась в свой маленький городок, было ощущение, что я стала другим человеком. Я даже своих детей по-другому оценила: они мне видятся чудесными и талантливыми! А не такими трудными, какими казались мне до этого. Я поняла, что мои ученики способны на сочувствие, на понимание и сопричастность. Поэтому конкурс стал для меня рубежным моментом.
Выбор сделала судьба
Наталья Вадимовна до сих пор всем говорит, что никогда не хотела быть учителем. Может быть, и потому что сама росла в семье педагогов: мама вела химию и биологию в школе, но ее не стало, когда дочке исполнилось два года. Воспитывала бабушка, которая работала заместителем заведующей библиотекой Ярославского педагогического института. Именно сюда приводила она внучку, когда девочка оставалась дома и по тем или иным причинам не могла ходить в детский сад или школу. Это было «близкое место», почти такое же родное, как дом, а книжки Наташа считала своими самыми лучшими друзьями.
Сегодня Наталья Вадимовна, вспоминая детство, говорит, что росла довольно замкнутым ребенком, ни с кем особенно не дружила, зато очень любила книги, в основном художественную литературу. В будущем представляла себя или журналистом, или литератором. Но в их небольшом старинном городке из вузов был только педагогический институт с филологическим факультетом, на который и поступила девушка после школы. Уехать в другой город не решилась, так как не хотела оставлять в одиночестве уже постаревшую бабушку.
В 1987 году после окончания вуза девушку по распределению направили в школу, тогда выпускники обязаны были отрабатывать три года там, где им укажут. И хотя в школе, в общем, было неплохо, Наталья решила отбыть положенное и уйти из педагогической профессии. Но получилось немного по-другому: отработала три года, вышла замуж и родила старшего ребенка, а потом сразу следующего. Всего у них в семье пятеро детей: старший 1990 года рождения, а младшая дочь родилась в 2004‑м и сейчас перешла в 11‑й класс. После рождения двоих детей семья на себе прочувствовала начало лихих 90‑х: отец остался без работы, и маме пришлось надолго задержаться в школе. Для них это оказалось единственной возможностью содержать семью, хотя зарплату выдавали не вовремя и не целиком.
– Время было такое, – говорит Наталья Вадимовна, – что школа оставалась единственным местом, где еще можно было на что-то надеяться тем, кто мог про себя сказать: «Просить стыжусь, а торговать не умею».
Литература, история, искусство
90‑е годы для них с мужем оказались поворотными, они пересмотрели всю свою жизнь и обратились к вере, стали ходить в храм и жить по законам православия. В 2001 году у них уже было четверо детей, маленькая квартира в Ярославле оказалась очень тесной, друзья посоветовали переехать куда-нибудь в село – поближе к земле, иначе большую семью было не поднять, с зарплатами по-прежнему было плохо. Переехали в частный дом в Любим – маленький, с населением в три тысячи жителей, городок, основанный в 1538 году. Сейчас в нем две школы – одиннадцатилетняя и основная с девятилетним обучением, в которой и работает Наталья Волкова. Когда переезжали, она все еще надеялась найти какую-то работу вне школы. Но снова вмешались обстоятельства: принесла документы устраивать двоих старших детей, а директор, узнав о ее филологическом образовании, тут же попросила поработать: «У нас нет филолога. Ну хотя бы на несколько месяцев, выручайте!» Несколько месяцев переросли в двадцать лет, зато теперь Наталья Вадимовна всех своих учеников с полным правом может называть любимцами. А по-другому в городе Любиме не получится.
За эти годы городок изменился, увы, не в лучшую сторону. Зарплату выдают, но поди попробуй ее заработать – работы нет. Закрылись сыродельный завод, станкозавод и лесокомбинат, хлебозавод доживает еле-еле. Нового взамен ничего. Молодежь уезжает. На все это Волкова смотрит с болью и как неравнодушный гражданин, и как учитель истории. В их школе организован подвоз ребят, из 430 учеников половину привозит школьный автобус, собирает детей по окрестным селам. Ребятишки разные, много таких, кого называют детьми из трудных семей. Наталья Вадимовна говорит, что, когда уезжала на конкурс, очень комплексовала по этому поводу. Но за время подготовки пришлось побывать в разных школах и городах. Оказалось, что дети везде одинаковые. Им интересно, когда говоришь с ними честно и искренне, – это самое главное! Причем не важно, говоришь на уроке литературы или истории, оба предмета Волковой подвластны.
Так сложилось, что, имея филологическое образование, Наталья Вадимовна 20 лет работает учителем истории. Примерно через год после ее трудоустройства из школы ушел историк. Директор попросила взять несколько часов, и Волкова согласилась, потому что всю жизнь история для нее была почти такой же интересной, как литература, точнее, стояла на втором месте и примерно вровень с искусством. Ее интересовали Средневековье, история иконописи, искусство эпохи Реформации, барокко. «Все это невозможно понять без исторического контекста», считает Волкова. Поэтому уже довольно скоро она решила взять всю нагрузку по истории, тем более что филологи к тому времени вышли из декретных отпусков.
Сегодня Наталья Волкова единственный историк в школе, обычно у нее 24‑25 часов в неделю истории и обществознания с 5‑го по 9‑й класс в двух параллелях. Она не раз проходила курсы повышения квалификации по этим предметам и все уже выучила-переучила за 20 лет работы. Только это далеко не вся нагрузка учителя, у нее еще такие непростые предметы, как ОРКСЭ и ОДНК, от одних названий можно схватиться за голову. Если кто-то вдруг не в курсе, ОРКСЭ называется предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а ОДНК – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
– Мне всегда казалось, – говорит Наталья Вадимовна, – что смысл работать в школе есть только тогда, когда ты хочешь и можешь транслировать какое-то свое мировоззрение детям. Я для себя сформулировала это так: все равно, какой предмет ты преподаешь, хоть физкультуру, но если человек обладает мировоззрением, он его будет транслировать. Через историю это получается наиболее эффективно, потому что история России – это история православия.
А знание истории зарубежных стран не только дает возможность сравнения по контрасту, но и помогает расширить кругозор и ощутить погружение человека в мир, созданный человеческим интеллектом. В этом плане история для меня очень важна и нравится намного больше, чем литература или русский язык. Хотя знание обоих этих предметов мне сейчас очень помогает именно в преподавании истории. Также я веду предметы ОРКСЭ и ОДНК.
Основы духовно-нравственной культуры народов России преподаются в пятом классе, это федеральный курс, и с этого года он введен в аттестат. Если раньше велся факультативно – в первой и второй четвертях в 5‑м классе, то теперь рекомендован к преподаванию с 5‑го по 9‑й класс, а в обязательном порядке – 34 учебных часа, то есть один учебный год. Курс оценочный: выставляется балльная отметка в аттестат. Моя задача сейчас – разработать этот 34‑часовой учебный курс. Хотя мое мнение таково, что лучше было бы его ввести в старших классах, когда уже заложена мировоззренческая основа.
Потому что необычайно сложно подобрать фактический материал. Пятиклассники еще ничего не знают, у них по программе идет история Древнего мира, а истории России нет совсем. Соответственно, нет и представления о конфессиях, о религиях и так далее.
Как рассказать в школе о самом главном
Ее опыту общения с возмущенными родителями и умению обходить острые углы, оставаясь на своей позиции, могут позавидовать многие. За долгие годы преподавания религиозных культур встречались и встречаются как ровные, спокойные люди, понимающие, что религия – это культурологическая основа, так и агрессивные атеисты. Волкова рассказывает, что в 4‑5‑х классах, когда начинается изучение этих непростых курсов, общение с детьми она начинает с того, что объясняет главную тему разговора. А она заключается не в том, чтобы убедить их в существовании Бога, а в том, чтобы рассказать о том, что такое религия, как она возникла, зачем. Потому что история нашей страны неразрывно связана с православием, так же как история татарского народа, например, связана с исламом. Почему так, откуда, что такое ислам и православие, а что такое буддизм?
– У пятиклассников еще нет знаний в этих областях, поэтому я и говорю, что сам курс ОДНК был бы уместнее в старших классах. А с родителями так. Есть такие, кто настроен не только против этих предметов, но и против, например, литературы. Я им показываю программу, где по литературе в 5‑м классе есть сказка Андерсена «Снежная королева». И в обязательной программе есть тема «Христианские мотивы сказки». Мамочка приходит и требует объяснить, какое право я имела цитировать «Отче наш» на уроке литературы. А в сказке Герда цитирует эту молитву – не в советском переводе, а в том, который есть у нас сегодня. Я показываю маме программу и текст. Также отвечаю, что мы изучаем культурологическую сторону религии, а не религиоведческую. Делаем это на примере литературных и художественных произведений, например, если ребенок видит картину, где изображен переход Моисея через Чермное море, чтобы он понимал, кто такой Моисей и что это за Чермное море. В 5‑м классе этого для ребенка достаточно.
– И много сейчас таких родителей?
– С каждым годом все больше. По моему мнению, Церковь в последнее время себя очень сильно дискредитирует. Особенно в каких-то глобальных вещах: и в поведенческих, и отношением к политике. И люди сейчас массово отходят от Церкви. Как в 90‑е годы шел приток, так же массово отходят сейчас. Но для меня, человека уже достаточно давно воцерковленного и повидавшего и пастырей разных, и разных прихожан, очень важны слова Антония Сурожского: «Нельзя стать верующим, не увидев свет вечной жизни в чьих-то глазах». Это дерзко, наверное, но я пытаюсь рассказывать детям об этих вещах так, чтобы они поняли, что это все для меня дорого и близко и меня это в жизни держит и спасает. Может, кто-то задумается… А кто-то просто получит информацию о том, кто такие Моисей и Исаак.
Из всех предметов, которые преподавала и преподает сейчас, Наталья Вадимовна самыми сложными считает ОРКСЭ и ОДНК. Самым трудным в профессии учителя называет профессиональное выгорание, бороться с которым непросто. Иногда очень трудно найти источники энергии для очередного дня «транслирования» знаний. В этом ей помогает православный храм, где Наталья Вадимовна читает и поет на клиросе. Ей очень нравятся церковнославянский язык и изучение средневековой славянской культуры. Интересует Волкову и современная литература, в их школе есть своего рода книжный клуб, в котором учителя рассказывают друг другу о новинках и обмениваются книгами. О своей самой большой мечте педагог рассказывает так:
– Я мечтаю о том, чтобы мои дети и дети, которых я учу, наследовали тот культурный код, который нам передан родителями и педагогами. Чтобы мы через 10‑20 лет говорили с нашими детьми на одном языке и понимали друг друга.
Татьяна МАСЛИКОВА, Ярославская область
Комментарии