Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Лев Толстой
Учитель – очень сложная профессия, это тяжелый труд. Но есть люди, искренне любящие свое дело, которые готовы преодолеть любые трудности на пути воспитания и обучения нового поколения. Учителя со стажем более 40 лет рассказали о главных тонкостях работы и дали нужные советы каждому ученику и учителю.
Нелля Ворон
Она самый узнаваемый учитель в здании №4. Как говорят ее ученики, это позитивный и добродушный человек.
– Да, иногда она нас ругает, но это так по-доброму, – отмечает ученица 8‑го «Г» класса Анастасия Денисова.
Нелля Ильинична всегда в хорошем настроении и готова уделить внимание каждому ученику. Показательно, что Неллю Ильиничну не забывают выпускники прошлых лет, приходят к ней в школу, помнят о ее дне рождения и поздравляют.
Советы от Нелли Ильиничны:
1. Не будьте излишне строгими и не наказывайте за все подряд. Не стоит забывать, что вы работаете с большим коллективом, не все привыкли к строгости и наказаниям. Не нужно уделять внимание каждой мелочи и мелким поступкам. Покажите своим ученикам, что вы заинтересованы в их успехе и результате.
2. Любите свою работу. Нужно гореть тем, что вы делаете, тогда и результат будет соответствующий.
3. Не горячитесь. Когда вам кажется, что все вышло из-под контроля, вы все еще можете управлять своей реакцией. Старайтесь никогда не кричать. Возможно, криком вы добьетесь желаемого, но не уважения и доверия. Вы завоюете гораздо больший авторитет у ваших учеников, если сможете сохранять спокойствие в любой ситуации и будете действовать в строгом соответствии с установленными заранее правилами поведения.
4. Золотым правилом в вашей работе должно стать уважение. Уважайте коллег, учеников и об уважении к себе тоже не забывайте. Разумно выстраивайте свои границы и не позволяйте собой манипулировать. Станьте для своих учеников примером.
5. Самое главное – не забывайте, что за стенами школы тоже есть жизнь, что вас ждут дома.
Надежда Барашкова
Надежда Александровна – заслуженный учитель Российской Федерации. Математик пришла работать в школу №870 на улице Веселой. Свой первый рабочий день в школе она вспоминает со смехом:
– Сижу, мне дали кабинет, а в то время даже штор на окнах не было, не говоря уже о жалюзи, и стоял в углу один шкаф, такие шкафы показывают часто в фильмах про революцию. Я сижу, и заглянула какая-то учительница, а я сижу за партой, какой-то стенд оформляю. Я выглядела очень молодо, было лето, жарко. У меня на голове были хвостики. И учительница говорит: «Девочка, когда придет учитель, скажи, что сейчас будет совещание». А я думаю: «Как мне пойти на это совещание? Вот я сейчас приду, а там эта учительница, она меня увидит и с ума сойдет…»
Спустя 10 лет Надежда Александровна стала директором школы №870. На вопрос, изменились ли учителя и методы преподавания, отвечает:
– Для людей, которые тогда работали, это был действительно родной дом, мы все знали друг о друге, делились радостями, переживаниями. И все понимали, что если что-то не сделаешь, то подведешь коллектив, ответственность была общей… Конечно, доски такой не было, не было такой информации доступной. Когда я пришла в школу, у меня был прибор – кодоскоп. Люди, которые тогда работали в школе, вообще не знали, что это такое. На пленке нужно было самой что-то нарисовать, положить в прибор, и это показывалось на экране. Вот так я объясняла стереометрию. Был еще фильмоскоп: вставляешь пленку и крутишь. И поскольку не было таких технических возможностей, как сейчас, обучение было больше словесное, гораздо меньше было наглядности. То, что сейчас, – это просто замечательно.
Спустя 44 года практики, включая 21 год в должности директора, наша героиня может дать один очень важный совет ученикам: «Нужно учиться думать, а не просто заучивать».
Совет от Надежды Александровны: если вы любите детей, то все у вас обязательно получится. А если вы понимаете, что у вас это не получится, то нужно уходить из школы и искать другую работу.
Татьяна Костенкова
Татьяна Ивановна пришла работать в школу в 1967 году. Она отзывается о первом проведенном уроке как о крайне нескладном. Дело в том, что из-за активной застройки Москвы школы начали переполняться, и в отданном ей 2‑м классе было 49 учеников. Однажды после занятия класс пошел в Дом культуры, начинающий преподаватель боялась растерять учеников, из-за незнания их лиц приходилось пересчитывать класс по портфелям.
Татьяна Ивановна рассказывает, как изменились ученики:
– Раньше были более скромные дети, а родители с большим почтением относились к учителю, никогда никаких конфликтных ситуаций не было, то есть слово учителя было законом для родителей и детей. У ребят были шалости, как и у всех детей, например нарушение порядка на перемене, но серьезных нарушений никогда не было. Всегда был опрятный внешний вид, скромные дети были, сдержанные, а авторитет был у учителя беспрекословный.
– На моем жизненном опыте практически все учителя приходили молодыми девочками, и сначала, может быть, были какие-то ошибки, но у всех было желание работать, все старались, были очень добросовестные, поэтому стали настоящими корифеями своего дела. Мы очень дружно работали, всегда помогали друг другу, – говорит Татьяна Ивановна.
А ученикам она желает слушать своих учителей, больше читать, выполнять все требования. Говорит, учитель никогда лишнего не требует.
Совет от Татьяны Ивановны: нужно не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, стараться находить новые методы в обучении, чтобы учителям было интереснее преподавать, а детям – учиться.
Ирина ЧИЖОВА, Дмитрий ВАСЕЙКО, пресс-центр «Царицыно» школы №1466 имени Надежды Рушевой
Комментарии