– Юрий Николаевич, возглавляемая вами кафедра, созданная в конце 1942 года, недавно отметила шестидесятилетний юбилей. Чем знаменательны эти годы?
– За время ее существования подготовлено более 1000 специалистов ВВС оперативно-стратегического звена, из них 86 окончили академию с отличием и золотой медалью. Слушателями были трижды герой Советского Союза А. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза В. Андрианов, А. Ефимов, Н. Скоморохов, В. Коваленок, 98 Героев Советского Союза, четыре будущих главнокомандующих ВВС – П. Кутахов, А. Ефимов, Е. Шапошников и П. Дейнекин. Кроме того, у нас учились министр гражданской авиации Логинов, главный маршал авиации А. Голованов, маршал авиации С. Жаворонков.
– Питомцами Академии Генерального штаба становятся те, кто прошел огромную армейскую школу. Чему они учатся у вас?
– Даже если военный летчик – ас, он должен совершенствоваться. Поэтому на нашей кафедре слушатели изучают проблемы вооруженной борьбы в воздушном пространстве, которые возникли с началом массового применения авиации. Кстати, еще на рубеже 20-х годов прошлого столетия советские военные мыслители Тухачевский, Триандафилов и другие прозорливо предсказывая характер будущих военных конфликтов, указали на ту исключительную роль, которую в них будет играть авиация и средства борьбы с нею. Их взгляды порой существенно разнились, но в одном они были единодушны: достижение победы в современной войне невозможно без завоевания господства в воздухе. Вот этому, если кратко, мы и учим наших подопечных.
Очевидно, несмотря на все изменения, и сегодня общий вклад ВВС в решение задач Вооруженных Сил России в мирное и военное время возрастает. Все это требует более глубокого изучения проблем вооруженной борьбы в воздушном, а в будущем и в космическом пространстве, перспектив развития и способов применения ВВС и войск ПВО в операциях, проблем организации совместных действий объединений и соединений всех видов и родов войск в интересах обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере.
– Учитывается ли при этом опыт современных военных конфликтов?
– Безусловно. Активно обобщается и анализируется опыт Афганистана, событий вокруг Югославии, Ирака и т.д. Хочу еще раз подчеркнуть, что собранные материалы только подтверждают роль и значимость ВВС в современной войне. Авиация, как показывает практика, будет работать до тех пор, пока не будет достигнута практически полная победа. Пехоте, если говорить образно, останется потом только придти собрать трофеи и принять окончательную капитуляцию.
Основной упор у нас сделан на переосмысление не наступательных, а оборонительных воздушных операций. Опыт Югославии в этой связи убедительно доказывает, что правильная стратегия применения авиации и войск ПВО способны сохранить военный потенциал государства, боеспособность армии.
Да, там НАТО удалось ударами по промышленным объектам, транспортным узлам вынудить руководство страны принять условия альянса, но о тотальном господстве в воздухе, о нанесении существенного ущерба югославским вооруженным силам говорить не приходится. Это значит, что даже в условиях применения огромных масс авиации противника можно активно противостоять агрессии. Как это делать более эффективно, при минимуме потерь – вот те проблемы, которые изучает слушатель на нашей кафедре.
– Насколько оперативно вы откликаетесь на процессы реформирования армии? Учитываете ли, к примеру, то, что ВВС России переподчиняется армейская авиация?
– Кое в чем мы даже идем впереди. Еще 4 года назад, после объединения нашей кафедры с кафедрой оперативного искусства ПВО мы приступили к подготовке офицеров и генералов высшего командного звена, как для фронтовой, так и для армейской авиации, как для ПВО страны, так и для ПВО Сухопутных войск.
– А как строится у вас учебный процесс?
– Методами лекций, групповых занятий и упражнений, семинаров, командно-штабных учений и военных игр. Слушатели разрабатывают курсовые работы и диплом. Кафедра постоянно находится в творческом поиске новых форм и способов применения объединений ВВС в современных операциях (действиях войск) стратегического и оперативного масштабов.
Слушатели изучают образцы техники и вооружения ВВС, войсковой ПВО, армейской авиации, информационные технологии, обеспечивающие процесс управления войсками и силами с различных органов управления. Освоены и внедрены в учебный процесс занятия с проведением военных игр на учебных КП с использованием локальных сетей на ПЭВМ и современных информационных технологий, которые существенно повышают творческую деятельность обучающихся при решении оперативно-стратегических, миротворческих задач.
– Кто учит будущих военачальников российских ВВС?
– На кафедре прекрасный профессиональный, творческий коллектив опытных, хорошо подготовленных ученых и преподавателей, имеющий богатый опыт службы в войсках. Среди них 2 доктора военных наук, 3 доцента, 2 профессора, а всего 11 человек имеют научные степени и звания.
Проблемы, конечно, есть, но они решаемы. Если некомплект преподавателей составлял около 30%, то осталось только три незаполненные вакансии. Но кадровый голод мы испытывать в будущем, я думаю, не будем. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Квашнин поддержал нашу совместную с еще двумя начальниками ведущих кафедр академии идею готовить для себя преподавателей из числа “своих” обучающихся. Один из таких потенциальных членов нашего коллектива уже учится, идет отбор кандидатов на будущий учебный год.
– Говорят, некоторые преподаватели кафедры – едва ли не живые легенды?
– У нас действительно есть люди уникальные. К примеру, генерал-майор авиации в отставке Волков Лев Алфеевич, которому недавно исполнилось 80 лет, 30 из которых он проработал на родной кафедре. Участник Великой Отечественной войны, с июля 1943 года летчиком, командиром звена, заместителем командира разведывательного авиационного полка 15-й воздушной армии воевал на Брянском, Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах. Награжден тремя (!) орденами Красной Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, двумя – Красной звезды и орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” III степени.
В мае 1944-го экипаж самолета-разведчика Пе-2 под его командованием получил задачу произвести разведку скрытых вражеских аэродромов. Сложные погодные условия не позволяли сходу выполнить ее. Но, улучив момент, когда ненадолго распогодилось, экипаж Волкова имитировал посадку на вражеский аэродром и в этот момент произвел фотографирование объекта. Обескураженный противник открыл шквальный огонь по машине только тогда, когда она прошла треть аэродрома. Во время полета был ранен стрелок-радист, самолет получил серьезные повреждения, однако воздушные разведчики благополучно вернулись на базу, успешно выполнив задание.
Примечательна судьба одного из самых молодых преподавателей полковника Шипачева Константина Анатольевича. Военный летчик-снайпер с налетом более 2000 часов. Участник боевых действий. На вертолете Ми-24 выполнил 620 боевых вылетов. Награжден орденами Красного знамени, Красной звезды, орденом Мужества.
В 1987 году под Джелалабадом его вертолет был поражен ПЗРК “Стингер”. Экипаж, которым командовал командир звена капитан Шипачев, был вынужден посадить плохо управляемую машину в стане врага. Отражая многочисленные атаки душманов, вертолетчики при поддержке реактивных систем залпового огня уничтожили значительное число моджахедов.
* * *
Девиз кафедры, запечатленный на ее эмблеме: “Знать. Уметь. Творить”. Думается, в нем концентрированно отражается та сложная, многогранная деятельность, которой занят коллектив крылатой кафедры наивысшего из высших военно-учебных заведений России – Академии Генерального штаба.
Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии