Геленджик – это город-праздник. Гости здесь постоянно не только из Петербурга, Москвы, Якутии, Владивостока, но и Германии, Франции, Испании, Англии и других стран.
Весь город вымостили узорчатой серой и розовой плиткой, моют с вечера до раннего утра. А ландшафтная архитектура?! Таких цветников и парков и в Сочи нет.
Украина Геленджика – поистине дивный поселок Дивноморск, именовавшийся в течение 100 лет (до 1964 года) Фальшивым Геленджиком, как и приморские поселки Кабардинка, Джанхот, Прасковеевка, все еще хранит следы античной культуры торетов и ахеев времен Гомера. История этноса, национальные культуры, фольклор разных народов изучаются сегодня в 25 школах Геленджика и Институте искусств. Может, поэтому здесь так самобытны сегодня и все городские праздники.
Кстати, постановщик их и организатор Василий Георгиевич Петридис, выпускник Ленинградской консерватории, в прошлом – директор известной своими лауреатами сельской музыкальной школы, а ныне заместитель начальника городского управления культуры, заслуженный деятель культуры России, как бы олицетворяет биографию города. Все его предки жили здесь. Может, и десять тысяч лет назад? Он же на руках матери – молодой санитарки попал в фашистский концлагерь, но был спасен. У меня создалось впечатление, что из таковых и состоит в основном население города. О каждом человеке, с кем довелось здесь познакомиться, хочется писать.
Анатолий Алексеевич Юриков лет тридцать назад пришел вожатым в здешний пионерлагерь “Рассвет”, создал свою систему воспитания временного детского коллектива, педагогическую лабораторию, знаменитую школу вожатых. Теперь он кандидат наук и директор “Рассвета” – детского оздоровительного центра Краснодарского учительского профсоюза, где дети кубанских педагогов не только отдыхают за символическую плату, но и получают за смену мощное дополнительное образование в активной форме по новаторским гуманистическим методикам. При этом ни школьные работники, ни школьные формы жизни и взаимоотношений в “Рассвет” не проникают – это действительно детская республика с максимумом свободного развития личности и личностной инициативы.
Глубоко понимает ребенка, суть педагогики и возможности рыночных отношений в воспитании детей друг Юрикова, директор 59-го профтехучилища Алексей Алексеевич Литвиненко, чьи воспитанники (как правило, дети из малоимущих сельских семей) во время практики создают образцовый сервис в геленджикских здравницах. Несколько лет они, например, безупречно организуют питание и обслуживание на детской турбазе “Черноморская”, где восстанавливают здоровье воспитанники детских домов и интернатов Краснодарского края.
– Не напрасно Алексей Алексеевич защитил кандидатскую диссертацию о социальном становлении личности, – говорит директор турбазы Алексей Викторович Тарасенко, – за годы учебы его дети – часто педагогически и социально запущенные – становятся профессионалами и культурными людьми. Многие из них продолжают потом учиться в институтах – с такими можно будет создавать международный курорт.
Сам Тарасенко сделал из турбазы сказочный расписной городок с невероятным количеством спортплощадок, кортов и т.д.: здесь,на турбазе Краснодарского Департамента образования, может тренироваться любая школа олимпийского резерва или технических видов спорта. Алексей Викторович, в прошлом заместитель директора завода, так увлекся проблемой переустройства детского отдыха, что получил еще и дополнительное педагогическое образование.
Руководитель городского управления образования, молодой заслуженный учитель России, финалист российского конкурса “Учитель года”, кандидат педнаук Сергей Семенович Зенгин – автор кандидатской диссертации о совместной проектной деятельности школьников и учителя, кажется, увлек своим примером и всех управленцев (их высшее образование оплачивает муниципалитет), и геленджикских педагогов – из местного бюджета на высшее образование студентам выделяется 500 тысяч рублей. В маленьком районном городке сейчас действуют 6 вузов и их филиалов – в том числе открыли свои филиалы такие известные университеты, как Таганрогский радиотехнический и Кубанский. Курорт бурно оснащается электроникой, новая индустрия развлечений и туризма, новые отрасли курортологии и медицины требуют новых специалистов. Особенно же популярны в городе гуманитарные знания. Спросите любую торгующую на рынке или на пляже женщину: “Чем занимаются ваши дети?” – и услышите в ответ: “Учится на юриста, журналиста, менеджера, врача”. Вот что произошло в Геленджике: у людей появились деньги и они стали вкладывать свои доходы в образование. Но чтобы такая потребность сформировалась, нужны школы, воспитывающие потребность в интеллектуальном труде и высокой культуре. Такие, что воспитывают любовь к истине, к искусству и знаниям “с первого взгляда”. В такой именно школе – Дивноморской 12-й мне посчастливилось побывать.
Привезла нас туда Екатерина Дмитриевна Курс – тоже необычайно увлеченный идеей преобразования города в международный курорт человек – начальник городского Управления культуры, науки и молодежных проблем. Странное, казалось бы, для муниципальной структуры наименование. Но вот что интересно – оно целиком отражает концепцию и структуры Дивноморской школы, объединившей прежнюю школу искусств, авторские программы развивающего обучения и молодежные клубы и общественные движения. Эта школа, кстати, стала полигоном российского молодежного движения волонтеров, которые проходят здесь обучение.
Концепцию необычной школы, авторскую модель ее создала заслуженная учительница России, педагог-ученый, предыдущий ее директор Людмила Ароновна Коган. Теперь ее портрет – на мемориальной доске школы, а дело развития гуманного воспитания и интегрированного образования продолжает ее дочь Елена Лазаревна Турецкая. Новое образовательное учреждение не просто объединило школу искусств с общеобразовательной (здесь 24 преподавателя художественно-эстетического цикла, десятки ансамблей, оркестров, студий, мастерских), но создало новую среду художественного и социального творчества. Саксофонисты, певцы, танцоры и художники этой школы, куда принимают всех детей без отбора из поселка и соседних хуторов, стали лауреатами российских и международных конкурсов, школа сотрудничает с лицеями нескольких стран в экологических и других проектах. Обмен педагогами, обмен классами, программами, методиками, совместные социальные акции… Думаю, Геленджик станет-таки международным курортом – его школы уже вписались в международный образовательный процесс. Музыкальная и художественная культура дивноморских школьников позволяет верить в будущее российской массовой культуры: здесь рождается ее завтрашний день… Нет, в Геленджик стоит ехать хотя бы за тем, чтобы послушать изумительный дуэт Дины Ивановой и Нади Масловой, старшеклассниц из 12-й, поющих и джаз, и классику, и песни народов мира. Очаровательные, непосредственные, с многообещающими голосами. Хочется верить здесь, у самого синего моря, что это и есть прекрасный голос будущего.
Галина ФРОЛОВА
Геленджик
Комментарии