Спешите увидеть неофициальную новогоднюю сказку по мотивам известной детской грампластинки… если, конечно, успеете.
Вообще, честно говоря, про этот мини-фильм (и про текст о нем) стоило бы спрашивать не «А вы смотрели?», а «А вы смотрели ли?». Потому что ворох странных обстоятельств вокруг него (как появилась его идея, почему именно сейчас, почему премьеру сняли с эфира, а затем и видеоверсия стала пропадать со всех интернет-ресурсов) не позволяет взглянуть на него буднично. Хотя, казалось бы, почему? Телеспектакль для детей (как заявлено в титрах) «Происшествие в стране Мульти-Пульти» оказывается действительно тщательно визуализированной аудиозаписью с детской пластинки. Помните, была когда-то такая аудиосказка? Как же, где Клара Румянова, Леонид Каневский поют, есть та самая легендарная гайдаевская троица с их уже родными нам голосами Вицина, Никулина и Моргунова? Не вспомнили? А если приведу на память несколько строчек?
Здесь такое можно увидать,
Что ни в сказке сказать, ни пером описать…
Или вот это:
Ломать, крушить и рвать на части –
Вот это жизнь, вот это счастье!
Это как раз Трусом, Балбесом и Бывалым (закадычными друзьями!) поется. Ну же!
Не узнаете или же вертится на языке, но не вспоминается – не страшно. За 54 минуты спектакля я не раз хватался за голову, восклицая: «Так вот же откуда эта песенка!» Как у многих детей нулевых годов, у меня саундтреком детства выступали сборные диски с детскими песенками и, конечно же, волна «Детского радио». И все эти песни там были. Но это сейчас нас в песне могут интересовать не столько текст или мелодия, сколько исполнитель, альбом, год выпуска, лейбл… Чтобы показаться (или быть) меломанами со стажем. В детстве все проще: нравится или не нравится, вот и весь критерий. Вспоминая себя, скажу: эта сказка мне точно бы понравилась, поставь ее кто-нибудь в телеэфир.
Пластинка «Происшествие в стране Мульти-Пульти» вышла сорок лет назад, в 1982 году. В этом смысле выход телеспектакля можно считать приуроченным к ее юбилею, хотя, конечно же, это не первопричина. Сюжет прост и стар как мир: зло опять хочет взять реванш над добром хитростью и обманом и вроде бы почти побеждает, но добро на то и добро, чтобы не дать злу воцариться. И противостоит оно злу с улыбкой, по-доброму. В фильме ни слова из реплик героев или песен (часто афористичных, их авторами являются Аркадий Хайт и Александр Левенбук) не изменено, поэтому какой-либо подтекст в них найти (что многие попытались уже сделать) формально очень трудно.
Взглянем на актерский состав: Евгений Цыганов, Тимофей Трибунцев, Виктория Исакова, Алексей Серебряков, Александр Гудков, Дмитрий Хрусталев… Петров (тот самый), Козловский и Бурунов (весьма отдаленно похожие внешне) воплотили гайдаевскую троицу настолько органично, что воспринимаешь это не как новое прочтение, а как отдельный самостоятельный образ. Карлсона сыграл Иван Ургант, главный затейник во всем этом действе и один из продюсеров фильма. Старуху Шапокляк исполнила Ксения Раппопорт, и хочу сказать, что она безальтернативно стала моим фаворитом в этом фильме. Элегантная, женственная и одновременно противненькая, какой и должна быть Шапокляк. Она, безусловно, является главным двигателем действия, легко управляет зверями и мужчинами (без злой иронии: true feminist). Несмотря на то что я могу почти каждого героя охарактеризовать целым набором эпитетов, они мне кажутся эдакими персонажами греческого театра, где каждая маска выражает одну эмоцию. Статичную, потому что неизменную. Живую, потому что герой все же реагирует на обстоятельства и отвечает на них. В этом смысле особенно показательны Цыганов – Крокодил Гена (флегматик, неторопливый и совестливый), Исакова – Заяц (максимально доверчивый простачок, правда, с невероятно храбрым сердцем) или Серебряков – Волк (главный кинозлодей, оказывающийся по канонам детской сказки глупее всех). Но я не хочу никого из актеров обидеть, они все молодцы и одинаково хороши в своих ролях.
Почему этот фильм стоит все-таки поискать на просторах Интернета? Наверняка вы помните, что относительно недавно главные телеканалы показывали на каждый Новый год новую сказку. Причем такого же типа, как «Мульти-Пульти», по сути, сказочный кроссовер с идеями, обращенными в день сегодняшний. Нарочито павильонный антураж и искусственный реквизит, четвертая стена, простенькие комбинированные съемки и современные песни, тексты которых переделывали для контекста эпизода сказки (иногда уместно, иногда не очень). Потом для этих сказок вроде как сделали отдельный канал. А после такой жанр и вовсе исчез из телеэфиров.
И слава богу, хочется сказать, ведь от года в год юмор становился в них все бледнее, лица были одни и те же, да и на них чувствовалась уже некоторая усталость от однообразия. А здесь разве не то же самое? Нет, выходит, что гораздо живее и интереснее, хотя все герои тоже звезды. Внезапное возвращение жанра телесказки хотя бы в интернет-пространство в годину испытаний и крайне агрессивного медиаполя похоже на лучик света, который почему-то старательно убирают оттуда. Сначала видео пропало с сайта Kion. Затем звезды, размещавшие у себя спектакль на ютьюб-каналах, стали один за другим его у себя удалять. Теперь дошло до того, что поисковики делают вид, что не знают, о чем речь идет, а соцсети блокируют сказку «по запросу правообладателя». Кто-то из исполнителей кому-то не понравился? В сказке нашли второе и третье крамольное дно? Но никто ничего не объясняет, а вроде бы взрослые люди…
Комментарии