Клубы «Большой перемены» – это уникальный формат работы, который позволяет решать задачу формирования у школьников правовых, культурных и нравственных ценностей, они развивают их научные и творческие задатки, поддерживают самореализацию в рамках проектной деятельности.
История появления клубов «Большой перемены» неразрывно связана с созданием Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), входящего в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей». В основе философии «Большой перемены» лежит идея создания возможностей для всесторонней реализации потенциала ребенка. Конкурс впервые стартовал в 2020 году и за три года превратился в сообщество для детей, родителей и педагогов, авторами которого выступают сами его участники. Так сложилось, что и концепцию организации деятельности клубов «Большой перемены» впервые предложили сами педагоги-наставники проекта, это произошло в марте 2021 года на марафоне по запуску второго сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена». Всего за год создано 5332 клуба в 86 субъектах Российской Федерации, в том числе в Луганской и Донецкой республиках, запланировано открытие клубов в Херсонской и Запорожской областях. В 2022 году «Большая перемена» выступила соучредителем Российского движения детей и молодежи. В рамках методического сопровождения деятельности клубов «Большой перемены» запущен проект «Движение вверх», реализуемый совместно с Российским движением детей и молодежи. «Учительская газета» решила поближе ознакомить свою аудиторию с клубами «Большой перемены».
Возвращение к истокам
1 сентября 2022 года РАО и АНО «Большая перемена» заключили соглашение о сотрудничестве. В рамках проекта при поддержке Российской академии образования созданы методические рекомендации по деятельности клубов «Большой перемены». В основе этой работы исторический опыт развития детского движения, а также методологические разработки ученых РАО в области теории и практики воспитательного процесса.
«В советское время клубное движение позволило миллионам молодых людей найти свой интерес, быть вовлеченными в большой и созидательный труд. Об этой практике нам очень важно не забывать. Более того, в условиях современных вызовов необходимо опираться на те традиции и тот лучший опыт, который накоплен поколениями отечественных педагогов, наставников и ученых. Я приглашаю всех коллег, которые занимаются возрождением школьного клубного движения в России, в библиотеку имени К.Д.Ушинского РАО – крупнейшую педагогическую библиотеку в Европе. Здесь собран уникальный архив, сохранены методические рекомендации по организации работы, тематические программы клубов того времени», – отметила президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева.
«Отечественной наукой накоплен большой опыт в области воспитания, психологии и педагогики, сосредоточенный в трудах А.С.Макаренко, Л.А.Новиковой, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, а также современных психологов, занимающихся вопросами не только организации образовательного процесса, но и личностного развития детей. Клубы «Большой перемены» – формат взаимодействия школы с подрастающим поколением, предполагающий участие учеников в проектной, социально направленной деятельности. В рамках сотрудничества РАО и «Большой перемены» мы не просто даем серьезную научную основу этому процессу, но предлагаем действенные практики, технологию для его эффективной организации», – подчеркнул и. о. вице-президента РАО Виктор Басюк.
В методические рекомендации клубов «Большой перемены» включены различные практики. Это интересные упражнения, игры, которые учителя могут использовать в повседневной командообразующей деятельности, кейсовые уроки, тематические занятия по каждому из 12 направлений («вызовов») конкурса, программы пришкольных лагерей, способствующие развитию hard skills, «Атлас навыков», мастер-классы по развитию тренерских компетенций. Одна из инициатив, реализованных благодаря педагогам и школьникам-клубовчанам, – «Нескучные уроки». Учителя и ребята меняются местами, но занятия ведутся не по стандартным дисциплинам, а по тем аспектам, в которых лучше разбираются ученики. Это может быть ораторское искусство, дизайн, съемка клипов. Педагог может посмотреть на школьника с иного ракурса. Возможно, ребенок ярко не проявлялся в учебном процессе, а здесь «засветился» с новой, сильной стороны. Также выпускники проекта проводят экскурсии для клубовчан-новичков.
Движение к объединению
В 2020 году, когда стартовал первый сезон Всероссийского конкурса «Большая перемена», в уставе проекта было закреплено железное правило, которое действует до сих пор: педагога-наставника в конкурс может пригласить только сам участник – школьник или студент колледжа. Это правило позволило привести в проект особенных, любимых преподавателей, пользующихся уважением ребенка, из числа учителей-предметников, классных руководителей, педагогов начальной школы, дополнительного образования и даже спортивных тренеров. Так возникло и развивается до сих пор сообщество неравнодушных к детям и их развитию специалистов сферы образования, рассказывает генеральный директор АНО «Большая перемена» Наталия Мандрова. По ее словам, главная цель проекта «Большая перемена» – возможность самореализации, раскрытия таланта, занятия любимым делом для каждого ребенка независимо от его текущей успеваемости, жизненных обстоятельств и места проживания.
«По истечении трех лет проект превратился в образовательную экосистему с огромной палитрой инициатив, реализуемых круглогодично, – говорит Наталия Мандрова. – В «Большой перемене» учитель реализуется в роли наставника, благодаря чему у него формируются новые компетенции. Сейчас идет процесс переосмысления роли педагога. Он уже является не просто носителем сакрального знания, принадлежащего только ему, его единственным транслятором. Он становится наставником, что подразумевает раскрытие в нем умения выстраивать индивидуальную образовательную траекторию подростка. Главная цель клубов «Большой перемены» – выявить склонность ребенка, помочь определить траекторию его развития, направить, сопроводить школьника на пути его становления».
Клубы «Большой перемены» дают возможность детям и подросткам раскрыть свои уникальные способности, не ограничивая их выбором предметной области и рамками школьной программы. Каждый ребенок может проявить себя и быть услышанным. Экосистема «Большой перемены» объединяет более 100 партнеров, среди которых ведущие российские компании, федеральные детские центры, лучшие университеты, образовательные проекты нового формата и общественные движения, которые открывают безграничные возможности для самореализации детей и подростков по 12 направлениям. В них входят: наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтерство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), экология («Сохраняй природу!»), урбанистика («Меняй мир вокруг!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), развитие образовательных технологий («Открывай новое!»), молодежное предпринимательство («Предпринимай!»), государственная безопасность («Служи Отечеству!»).
Так, программа молодежного развития туризма «Больше, чем путешествие» позволила уже более 8,5 тысячи участников клубов «Большой перемены» побывать в уникальных поездках по знаковым местам страны – отправиться на Байкал и Камчатку, плато Путорана, остров Итуруп, в Крым и Санкт-Петербург. Раскрытию предпринимательской жилки у подростков способствует совместный проект клубов «Большой перемены» и Сбербанка «Практикум предпринимательства», в рамках которого состоявшиеся бизнесмены в регионах делятся своим опытом с начинающими стартаперами. А уже в реализации проектов школьников-предпринимателей реальную поддержку оказывает Росмолодежь. Госкорпорация «Росатом» помогает выявлять и развивать таланты школьников, которые хотели бы связать свое будущее с наукой и технологиями, и активно вовлекает в эту работу учителей: 200 педагогов из 85 субъектов стали лекторами Всероссийского проекта «Атомный урок». Удовлетворить потребность детей в волонтерской деятельности позволяет Всероссийская акция «Добрая суббота», участники которой каждый месяц совершают множество добрых дел – помогают пожилым людям, животным, занимаются воспитанием школьников младшего возраста, проводят для них уроки истории и патриотизма.
Участникам клубов «Большой перемены» открываются двери ведущих организаций, предприятий, вузов страны. Например, в рамках федерального просветительского марафона «Знание» совместно с Минобрнауки более 3000 школьников приняли участие в образовательных экскурсиях, побывав на действующих атомных станциях, космодроме «Восточный», в офисе компании VK, центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. В рамках проекта «Наука рядом» совместно с АНО «Национальные приоритеты» проведено 120 экскурсий для 3600 участников клубов «Большой перемены». Кроме того, в рамках Всероссийского форума проектной работы «Проектория» в работе Всероссийской проектной конференции приняли участие 1,2 тысячи проектных команд из числа участников клубов «Большой перемены» из 900 российских школ-организаторов.
На базе клубов «Большой перемены» в рамках работы профильных пришкольных лагерей педагоги имеют возможность помогать детям развивать «мягкие» навыки, усваивать знания и компетенции через проектную деятельность в период школьных каникул. На постоянной основе программа пришкольных лагерей «Большой перемены» реализуется в 214 российских школах.
В 2022 году клубы «Большой перемены» активно включились в деятельность Российского движения детей и молодежи. Амбассадорами Всероссийского конкурса соавторов детского движения стали 298 человек из числа школьников и педагогов, а клубным сообществом уже предложено более 5000 инициатив по разным номинациям, ведь участники сообщества «Большой перемены» – дети и педагоги – имеют большой опыт соавторства.
Участники «Путешествия мечты» по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток, в котором в этом году приняли участие победители «Большой перемены» среди учеников 5-7‑х классов, стали амбассадорами Российского движения детей и молодежи, приняли участие в торжественных церемониях запуска движения в регионах на каждой из остановок поезда и провезли через всю страну знамя нового движения. В настоящее время формируется календарный план федеральных мероприятий клубов «Большой перемены», синхронизированный с планом Российского движения детей и молодежи.
Тысячи участников клубов «Большой перемены» сегодня присоединяются к участию в Премии «Больших перемен» Российского движения детей и молодежи, где дети, родители и педагоги сами предлагают номинантов и выбирают победителей. Номинантами премии становятся только проекты, площадки, цифровые сервисы, ТВ/радиоканалы, ТВ-шоу и другие медиапроекты, для которых дети и их благополучие стоят на первом месте. После регистрации на сайте премия.дети участники проекта могут объединиться в летучие команды и выступить в качестве членов жюри, а также предложить своих номинантов, которые смогут попасть на уникальную карту проектов для детей, способствующих самореализации подрастающего поколения.
Как присоединиться к клубному движению?
Успех клубов «Большой перемены» объясняется тем, что они отвечают на массовый запрос школьников к новому формату образования и коммуникации, индивидуальному подходу к каждому участнику и широкой палитре направлений. У современного поколения есть большой запрос на саморазвитие через непрерывное образование в новых, полезных и интересных для них форматах. Педагог в клубе «Большой перемены» получает доступ ко всей палитре безграничных возможностей экосистемы и, полагаясь на собственный опыт, интересы учеников, а также профиль избранной траектории развития, может самостоятельно выбирать инструменты и доступные опции, которые будут способствовать улучшению образовательного процесса.
Федеральные компании, поддерживающие деятельность клубов «Большой перемены», в то же время являются и региональными союзниками, реализуют насыщение среды детства новыми возможностями, из которых складываются образовательные маршруты. «Большая перемена» стала «точкой сборки» для объединения широкого сообщества подростков, образовательных проектов нового формата, федеральных детских центров (МДЦ «Артек», ВДЦ «Океан», «Орленок», «Смена»), ведущих вузов, корпоративных программ для школьников (Сбербанк, VK, Роскосмос, РЖД), общественных движений (АВЦ, волонтеры-медики, «Мы вместе», Юнармия), просветительского проекта общества «Знание» и многих других. Если переводить это на язык маркетинга, клубы «Большой перемены» обеспечивают создание нового предложения.
В текущем году расширилась география «Большой перемены»: велась работа с педагогами Донбасса, весной территории посещали педагоги – участники проекта. В рамках международного трека конкурса «Большая перемена» и конкурса «Планета Больших перемен» более 500 школьников из Канады, Португалии, Казахстана, Египта, Ливана, Киргизии, Армении, Японии, Белоруссии, Молдавии, Сирии, Южного Судана, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Китая, Ливана, Монголии, Южной Осетии, Донецкой и Луганской народных республик отправились в Международный детский центр «Артек». Родители старшеклассников долго не могли поверить, что участие в мероприятиях «Большой перемены» для детей бесплатное. Когда же узнавали, что российские дети пользуются таким безграничным количеством опций, предлагаемых государством, испытывали удивление. Делегации из ДНР и ЛНР посетили фестиваль «Большая перемена» 1 июня. Реализовалась добровольческая миссия педагогов: в качестве волонтеров более 60 российских учителей провели в Донецке, Луганске и областях две недели, работали с педагогами, которые по разным причинам не смогли выехать, делились опытом и получали не менее полезную позитивную обратную связь. По итогам поездки в Луганске и Донецке были образованы региональные команды «Большой перемены».
В 2022 году была введена инновация – траектории для педагогов. Их четыре: первая – учитель-предметник или педагог-эксперт – это поле работы вузов-партнеров «Большой перемены»; вторая – педагог-предприниматель; третья – педагог-интегратор, к ней относятся большинство кураторов клубов, лидеров экосистем; четвертая – педагоги-управленцы, которые активно пополняют кадровый резерв образовательной системы регионов.
Знакомство с клубами «Большой перемены» следует начать с регистрации на платформе bolshayaperemena.online. А еще ближе ознакомиться с экосистемой поможет вступление в сообщество «Учительской» «Большой перемены» в ВКонтакте. Клубы «Большой перемены» могут открыть учитель, педагог дополнительного образования или спортивный тренер на базе школы, кружка, спортивной секции и даже библиотеки. Однако требуется обязательное согласие руководства учреждения. Процедура унифицирована, достаточно подачи электронной заявки. После ее одобрения команда, которая работает вместе с педагогом, помогает в организации деятельности клуба.
Голос учителя
Елена КУЛАКОВА, куратор клуба «Большой перемены» в ЛНР, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы:
– Изначально мы искали возможность создать гармоничную развивающую среду для реализации различных инициатив учащихся в нашей школе. С этой целью мы и подали заявку на открытие клуба. Позже меня как представителя школы пригласили на презентацию Всероссийского конкурса «Большая перемена», в рамках которой и произошло официальное открытие нашего клуба. Мы включились в работу очень быстро. В августе я прошла семинар «Движение вверх» в Москве, где более подробно получила информацию о том, как правильно работать с Хартией «Большой перемены», решать кейсы, проводить в клубе тренинги по командообразованию и первым шагам в soft skills.
По возвращении домой я провела презентацию для своих коллег, в которой ознакомила их со всеми особенностями «Большой перемены». Теперь благодаря созданию клуба мы можем подключиться ко всем возможностям инфраструктуры конкурса, в том числе и уникальным предложениям, получить квалифицированную помощь в реализации своих идей, экспертизу проектов, методическую поддержку. Наши учителя могут выстроить отношения по интересам с родителями и детьми, мотивировать академически неуспешных, ведь в «Большой перемене» не оценивают, а ценят! Учителя могут обрести новый вектор в работе, презентовать собственный опыт, поучаствовать в региональных проектах, развить управленческие навыки. Учащиеся почувствовали поддержку в раскрытии своих талантов, обрели возможность самореализации. Родители тоже могут быть вовлечены в полезную деятельность. Для школы это огромная возможность. Клубовчане уже имеют награды. Ребята приняли участие в форуме «Проектория», получили свои первые сертификаты. Мы обменялись видеопоздравлениями с Днем знаний с другими клубами РФ. Дети регулярно участвуют в «Добрых субботах», всероссийской акции, проводимой с целью ознакомления школьников с волонтерской деятельностью и вовлечения в добровольческое движение, в дальнейшем планируем активно вести работу клуба.
Алиса МАРАВИЛЬЯС, наставник победителей обоих сезонов Всероссийского конкурса «Большая перемена», наставник-координатор клуба «Большой перемены» школы №1561, автор подкаста «Чикиряу FM!» о конкурсе и сообществе «Большая перемена»:
– До открытия клуба «Большой перемены» ее участники и наставники в нашей школе существовали как бы параллельно: каждый участвовал в основном конкурсе и неосновных мероприятиях отдельно от другого. Теперь же все знают, куда и к кому можно обратиться с любым вопросом по «Большой перемене». Клуб также дает возможность его участникам практиковаться в интересных им направлениях одновременно, а то и вовсе попробовать что-то новое: деятельность клуба «БП» строится вокруг интересов, увлечений и стремлений его участников. Также в клубе «Большой перемены» отсутствуют оценки и обязательные к выполнению задания. Такой формат отличается от обычного взаимодействия учителя-предметника, которым я являюсь, и его учеников, делает наше общение и обмен идеями более открытым и доверительным. Благодаря активному участию в жизни сообщества «Большой перемены» и нашего клуба его участники в третьем сезоне конкурса показывают более высокие результаты, что доказывает, что клуб – отличное пространство для развития мягких навыков, которые оцениваются на основном конкурсе.
История клубного движения
Март 2020 года – старт первого сезона Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Декабрь 2020 года – 85 региональных команд создано в субъектах Российской Федерации.
Март 2021 года – педагоги-наставники «Большой перемены» инициировали создание клубного движения в рамках марафона запуска второго сезона конкурса.
Сентябрь 2021 года – открытие первых клубов на базе школ в 20 субъектах Российской Федерации, а также на базе 15 университетов.
Сентябрь 2022 года – 5332 клуба «Большой перемены» ведут свою деятельность на территории РФ.
На 2022-2023 учебный год запланировано развитие клубов в рамках Российского движения детей и молодежи на базе молодежных центров компаний-партнеров и университетов и вузов.
Клубы «Большой перемены»
5332 клуба в 86 субъектах Российской Федерации, в том числе в Донецкой и Луганской народных республиках.
87 детских региональных команд.
1200 внутриклубных мероприятий проведено за 2021-2022 годы.
48 федеральных мероприятий посетили участники клубных движений.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии