search
main
0

Здесь и сейчас. Учебные материалы нового поколения для начальной школы

На современном этапе общественного развития особую актуальность приобрела задача реализации качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Эта модель ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка.

В качестве одного из важнейших механизмов достижения перечисленных целей рассматривается информатизация образования. При этом акцент переносится с информатизации учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную и профессиональную подготовку учеников в области информатики, на использование средств информатизации в традиционных учебных дисциплинах и изменение на этой основе их предметного содержания.

В последние годы на базе средств ИКТ созданы и начали применяться на практике учебные материалы нового поколения, ориентированные на повышение эффективности образовательного процесса. Они обеспечивают подготовку школьников к жизни в информационном обществе за счет формирования и развития способности учиться; коммуникабельности, умения работать в коллективе; способности самостоятельно мыслить и действовать, осуществлять выбор и нести за него ответственность; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки.

Так, в ходе реализации крупномасштабного проекта «Информатизация системы образования» (http://portal.ntf.ru) были разработаны учебные материалы следующих типов:

наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые за счет расширения действующих сегодня в школе учебников призваны создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулировать их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов;

информационные источники сложной структуры (ИИСС), которые в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета, но задающие строго определенный набор видов учебной деятельности;

инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), которые, являясь полным набором средств обучения, необходимым для организации учебного процесса, должны обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.

Остановимся более подробно на учебных материалах, предназначенных для начальной школы (рис.).

Прежде всего это разработанные к учебникам федерального перечня наборы ЦОР. Сюда входят необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Ниже представлен перечень учебников для начальной школы, к которым разработаны наборы ЦОР:

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2004.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1 класс. – М.: Баласс, 2000.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2000.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2000.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. – М.: Баласс, 2004.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. – М.: Баласс, 2004.

Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. 1, 2, 3 класс. – М.: Баласс, 2004.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. 1 класс. М.: Баласс, 2004.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. – М.: Баласс, 2003.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. 3 класс. – М.: Баласс, 2001.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света. 4 класс. – М.: Баласс, 2004.

Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. Начальная школа. – М.: Вита-Пресс, 2005.

Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 2 класс. – М.: Титул, 2005.

Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 3 класс. – М.: Титул, 2005.

Биболетова М.З. и др. Enjoy English. 4 класс. – М.: Титул, 2005.

Александрова Э.И. Математика, 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Дрофа, 2004-2006.

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Моя математика. 1, 2, 3, 4 класс. – М: Баласс, 2004.

Кузин В.С. ИЗО. 1-4 классы. – М.: Дрофа, 2002-2005.

Как видно из представленного перечня, все наборы ЦОР подготовлены к учебникам, которые активно используются в школах «здесь и сейчас». Поэтому включенные в них цифровые ресурсы спроектированы так, чтобы можно было начинать их использование без большой перестройки существующей на сегодня организации учебного процесса (ЦОР, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны обеспечить все компоненты традиционного урока: предъявление информации; практические занятия; аттестация или контроль учебных достижений). Кроме того, они рассчитаны на типовое компьютерное оборудование, имеющееся сегодня в школах: автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс на 10-12 рабочих мест.

ИИСС задумывались как образовательные ресурсы составного характера, предназначенные для решения определенных образовательных задач; они представляют собой тематические модули, справочные издания, компьютерные инструменты или среды.

К сожалению, для начальной школы их разработано сравнительно мало. Дадим им краткую характеристику.

ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» представляет собой набор интерактивных информационных объектов, которые позволяют детям 6-9 лет получить начальные представления о принципах работы компьютера, программного обеспечения, научиться ориентироваться в незнакомых программах, сформировать базовые умения обработки звуковой, графической и текстовой информации.

ИИСС «Интерактивный задачник по информатике для младших школьников. 2-6 классы» представляет собой комплекс из шести виртуальных лабораторий, в каждой из которых представлены задачи нескольких видов, ранжированные по уровню сложности. Они включают набор инструментальных средств педагога и учеников для работы и создания портфолио. Банк задач полностью открыт для развития учителем. Интерактивные компьютерные задания позволяют овладеть первоначальными умениями использования компьютера. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе – в табличном виде, упорядочение информации по возрастанию и убыванию. Может использоваться в качестве компьютерной поддержки уроков информатики или математики при изучении тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику.

ИИСС «Учимся правильно говорить» представляет собой своеобразный банк заданий для организации занятий по коррекции и развитию речи дошкольников и школьников младших классов. ИИСС состоит из четырех разделов (Неречевые звуки; Звукоподражания; Речевые звуки; Развитие связной речи), объединяющих 20 интерактивных дидактических игр. Отработка звуков происходит в игровой форме, в работе с педагогом (с опорой на видеоряд), в самостоятельной деятельности детей.

ИИСС «Компьютерный практикум для начальной школы» предназначен для поддержки изучения таких предметов, как «Обучение грамоте», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Представляет собой набор дидактических игр. Позволяет в рамках учебной деятельности повысить мотивацию, совершенствовать умения работы с информацией, развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память). Игры могут быть использованы не только учителями-предметниками, но и психологами, логопедами, причем не только на уроках, но и в дополнительном образовании, группах продленного дня, кружках и факультативах.

ИИСС «Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве» предназначен для изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы (2-4-е классы), на уроках интегрированного курса «Математика и конструирование» и занятиях математических кружков. Представляет собой набор конструкторов (виртуальных лабораторий) для организации конструкторской деятельности школьников. Позволяет значительно усилить геометрическое содержание начального курса математики за счет использования элементов конструирования, способствуя общему умственному развитию ребенка, формированию пространственного и логического мышления.

ИИСС «Ключи» представляет собой сборник лекций Дмитрия Кабалевского с дополнительным музыкальным, иллюстративным и справочным материалом. В состав продукта включены конструкторы сайтов и уроков.

Наличие учебных материалов такого типа, как ИИСС, позволяет активизировать и сделать более разнообразным и эффективным использование средств ИКТ, которыми располагает сегодняшняя школа. Не претендуя на резкие кардинальные изменения в системе преподавания, ИИСС дают возможность внести локальные усовершенствования в отдельные элементы учебного процесса. Накопление частных результатов должно постепенно привести к проявлению принципиально новых тенденций в преподавании различных образовательных дисциплин.

Особое значение в проекте ИСО уделялось созданию ИУМК, ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные ИКТ и доступность больших массивов образовательных источников. Прежде всего такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Авторы ИУМК «Английский язык. 1-й год обучения» предприняли попытку сочетать традиционные и новейшие разработки в области преподавания иностранных языков младшим школьникам: личностно ориентированный подход, овладение языком через погружение учеников в языковую среду, формирование у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Использование средств ИКТ позволяет расширить круг коммуникативных ситуаций, создать условия, максимально приближенные к ситуации погружения (виртуальные герои являются дополнительными носителями языка помимо учителя). Все задания строятся по принципу информационного неравновесия, когда каждый ребенок имеет только часть необходимой для выполнения задания информации и ему нужно запросить информацию у одноклассников, виртуального героя или найти ее с помощью других источников. Возможность интерактивного взаимодействия с виртуальным героем в процессе индивидуальной работы ученика за компьютером делает языковое общение на уроке более интенсивным.

Курс построен по тематическому принципу; все заявленные темы соответствуют образовательному стандарту. Каждая новая тема предполагает использование ранее изученного материала. Все темы объединены общими героями, которые действуют в различных коммуникативных ситуациях, формируя модели для речевого поведения.

ИУМК «Математика в начальной школе» предназначен для учеников 1-2-х классов. Математическое содержание курса традиционно, однако методика его преподавания существенно отличается от привычной. Во главу угла поставлены понимание, смысл, конструирование, а не заучивание готового знания. Авторы полностью отказались от формулирования и заучивания «правил»: арифметические законы и приемы счета либо возникают в рассказах самих детей о том, как они считали, либо преподаются в наглядной форме. В курсе нет словесных описаний законов арифметики («чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность»), так как авторы справедливо считают такие тексты искусственными и неоправданно сложными для детского восприятия. Способность учиться с первых шагов школьной жизни формируется, прежде всего, за счет попытки связать получаемые в школе представления о смысле всех изучаемых математических величин, объектов и операций с имеющимися у детей житейскими представлениями, слуховыми, зрительными и кинестетическими образами. Формируется максимально широкий контекст, в котором идет обучение и развитие ребенка.

В качестве трудных, «поисковых» задач в ИУМК предлагается давать такие, которые в начальной школе нельзя решить иначе как путем эксперимента, «подбором» правильного ответа с привлечением разных нестандартных соображений или даже перебором всех имеющихся возможностей. Подобные задачи требуют от участников образовательного процесса времени и готовности экспериментировать, при этом учителю нужно помочь ученикам в записи проб. Приученные к подобной форме работы ученики не говорят: «Мы таких задач не проходили», а начинают активно действовать и искать пути решения. У учителя же появляется возможность наблюдать за процессом решения, вовремя оказать помощь слабому ученику, подтолкнуть, довести до результата, похвалить и правильно оценить. Компьютер, по замыслу авторов, создает необходимые предпосылки для такой активности. На экране ребенку предлагается микромир, «живая иллюстрация» условия задачи, вернее, «живая ситуация». Ребенок может сам изменять параметры, решая задачу подбором. При этом могут выявляться определенные закономерности, в конце концов, ведущие к решению.

Ядро ИУМК составляет набор ЦОР: интерактивные флеш-анимации, тренажеры (средства, направляющие и контролирующие ученика в его работе по созданию адекватной модели арифметической ситуации и реализации необходимых действий со счетным материалом), тесты (для совершенствования вычислительных навыков), виртуальные мини-лаборатории (моделирующие жизненные ситуации), иллюстрированные текстовые задачи с аудиосопровождением. Компьютерная наглядность и тесно связанная с ней предметно-практическая деятельность ребенка создают столь необходимое массовой школе разнообразие модальностей и позволяют понять математические рассуждения не только успешным в традиционной школе детям с хорошим слуховым восприятием и абстрактным мышлением, но и ребятам, способным воспринимать информацию лишь через наглядные образы, собственную деятельность, игру.

ИУМК «Музыка и информатика. 1-4 классы» создан на интегративной основе в помощь учителю музыки и информатики. Предпринята попытка изменить традиционно принятый учебный процесс – делить класс на две группы и проводить уроки музыки и информатики параллельно. Необходимыми компонентами для организации учебного процесса являются: MIDI-клавиатура – основной инструмент ученика; проектор и экран для создания «визуального аккомпанемента»; мультимедийная библиотека – систематизированный набор ЦОР; фонотека – собрание фонограмм; инструментарий, позволяющий учителю (и ученикам) на свое усмотрение компоновать необходимый визуальный ряд. Методические комментарии пошагово расписывают последовательность действий преподавателя, что очень важно при освоении нового курса.

ИУМК «Начальная школа. 1-4 классы» предназначен для использования при изучении курса «Естествознание. Окружающий мир» в 3-4-х классах и «Математика. Измерение» во 2-4-х классах общеобразовательной школы.

Материалы курса «Математика. Измерение» реализуют естественную потребность ребенка в классификации и упорядочении окружающего мира, поэтому освоение им математических понятий и операций происходит через познание характеристик предметов окружающего мира. ЦОР, образующие существенный элемент данного ИУМК, содержат красочные информационные объекты, которые иллюстрируют теоретический материал курса, и комплекс заданий, позволяющий активно отрабатывать вычислительные навыки.

Материалы курса «Естествознание. Окружающий мир» позволяют ученикам подробно ознакомиться с живой и неживой природой. Основной акцент делается на возможность разглядывания природы глазами ребенка. Цифровые материалы комплекта представляют собой компьютерную среду, в которой можно ознакомиться с текстовыми материалами, фотоизображениями и видеосюжетами, поработать со словарем или поиграть в полезные игры. ЦОР универсальны и могут быть использованы с другими учебными пособиями начальной школы.

Функциональные возможности цифровых ресурсов ИУМК различаются для ученика, учителя и администратора. Ученик имеет возможность выполнять задания и узнавать результат. Учитель может конструировать задания, обращаясь к функции «Конструктора заданий», а также проверять выполнение каждого из них, обращаясь к классному журналу.

ИУМК «Открываем законы родного языка, математики, природы» состоит из таблиц, рабочих тетрадей и инструментальной компьютерной среды, представляя собой, по сути, дополнительное пособие. Оно помогает обеспечивать междисциплинарный подход при формировании информационных умений и предметных знаний; развивать логическое мышление, познавательный интерес; формировать навыки учебной деятельности. Кроме того, оно способствует достижению новых образовательных результатов посредством изменения содержания образования, выбора соответствующих средств и форм обучения.

Представленный материал целесообразно использовать как средство, корректирующее, дополняющее, оптимизирующее объем информации по основным содержательным линиям либо разделам предметов, что позволяет выйти за пределы минимального базового уровня. В связи с этим ресурсы сгруппированы по основным разделам и темам, независимо от класса.

Одно из перспективных направлений дальнейшего развития российского образования – интеграция предметов как внутри образовательных областей, так и между ними. В проекте ИСО создано несколько ИУМК с различными вариантами подобных подходов.

Авторы ИУМК «Новая начальная школа. 1-4 классы», созданного в рамках системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, продемонстрировали пример успешного решения задач интеграции учебных предметов, практической направленности образования, повышение эффективности обучения за счет развития умений переноса полученных предметных знаний для решения практических задач.

Для каждого из четырех учебных лет разработаны периоды, когда происходит координация учебных предметов. На эти координационные периоды отводится от 20 до 40 процентов учебного времени. Вместо традиционных учебных предметов появляются либо практики, как, например, «В первый раз в первый класс» (158 часов) в первом классе, либо «образовательные события»: праздник-многоборье «Круглый год» – конец 1-го класса (35 часов); праздник «В поисках клада» – 2-й класс (35 часов); «Парад словарей» – 2-й класс (35 часов); праздник-состязание «Как измерить все на свете» – 2-й класс (35 часов); событие-прогулка «Точка зрения» – 2-й класс (35 часов) и так далее. Все эти события задуманы авторами для того, чтобы младшие школьники могли применять умения и знания из разных учебных предметов, переносить их с одного предмета на другой. Реализация материалов ИУМК также предполагает использование в учебном процессе других УМК системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.31

ИУМК «Информатика (1-4) как системообразующий элемент содержания образования начальной школы» представляет собой принципиально новый курс. Он объединяет введение базовых понятий математики и информатики, наглядное представление межпредметных связей и использование компьютера ребенком как инструмента для решения задачи – например, выполнения упражнения или создания какого-либо детского компьютерного продукта (бейджа, записной книжки, открытки). Отличительная особенность ИУМК в том, что авторы курса смогли изложить его содержание, используя наглядный, близкий детям материал и опираясь на соответствующие их возрасту интересы. Важной составляющей курса является формирование у детей информационной культуры – умения пользоваться справочниками, словарями, расписаниями, вести разговор (например, телефонный), вести записи (например, записную книжку) и так далее.

Курс включает в себя обычные и проектные уроки. На уроке ученики работают в обычных и компьютерных учебниках-тетрадях, которые объединены общей системой понятий, лексикой, набором инструментов. Такая тетрадь содержит специальные задания, предназначенные для знакомства с компьютерными инструментами. На проектном уроке дети решают одну практическую задачу, часто в группе. Проектные задания также представлены в бумажном и электронном виде. Выполнение компьютерных заданий и проектов сохраняется в электронном портфолио и доступно для просмотра и редактирования. Комплект ИУМК дополнен подробной книгой для учителя, которая познакомит его с содержанием курса в целом, особенностями решения задач учебника-тетради, поможет грамотно организовать обсуждение изучаемых понятий и упражнений в ходе урока, а также подготовить и провести заявленные в курсе проекты.

Эти и другие учебные материалы нового поколения доступны учителям через Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Людмила БОСОВА, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО,

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте