Еще каких-то пять с небольшим лет назад сельская школа выглядела примерно так: плохое финансово-экономическое обеспечение, устаревшая материально-техническая база, хронические задержки заработной платы, проблемы с питанием детей.
Большинство директоров в то время рассчитывали на государственное финансирование и терпеливо ожидали очередной дотации. Только самые передовые понимали, что режим пассивного выживания не может обеспечить нормальной жизни для их школы и что надо искать выход, используя предпринимательские способности и навыки. Однако легко сказать! Где было взять эти самые способности, если их нет, а главное, никто им не учит?
Но вот прошло не так уж много времени, и сельские школы сильно изменились. Конечно, не все. Не будем уточнять почему – это ведь ясно. Гораздо интереснее посмотреть, как живут нынче учебные учреждения, которые сумели найти средства для выживания.
– Что значит «для выживания»? – начальник Каневского районного управления образования Людмила Артамонова меня явно не поняла. – Наше управление нашло возможности для, образно выражаясь, вполне хорошей жизни школьных зданий. Мы создали хозяйственно-экономическую службу. Она серьезно облегчила существование семидесяти школ и детских садов района, сняла почти все хозяйственные проблемы, которые еще недавно вынуждены были решать директора, отвлекаясь от учебно-воспитательного процесса.
Сама Людмила Анатольевна девять лет руководила сельской гимназией и все проблемы испытала на себе. Наверное, поэтому, когда два года назад ее назначили начальником роно, появилась идея создать хозяйственно-экономическую службу. Нет, не такую, какой была хозяйственно-эксплуатационная контора из пяти человек, а именно службу, серьезную, крупную, которая поставила бы дело так, чтобы это давало ощутимую экономию денежных средств. Ведь что могли делать работники ЖЭКов? Лампочки заменить, бачок в туалете починить…
Приняв новую должность, Людмила Анатольевна объехала все школы, детские сады и дома творчества района. То, что она увидела, повергло ее в ужас. Здания ремонтировались только косметически. Капитального ремонта не было по 30-40 лет. Некоторые просто гнили. Особенно тяжелое положение было с детскими садами. Их закрывали. В школах плохо кормили (и это на Кубани!), дети сидели за старыми столами и на скрипящих стульях…
Итак, первое, что надо сделать для создания хозяйственно-экономической службы, решила Артамонова, – это найти толкового предпринимателя и порядочного человека в одном лице. И конечно, с высшим техническим образованием. Самое удивительное, что такая личность нашлась довольно быстро. Вячеслав Мартюшев давно и успешно руководил собственной фирмой и слыл человеком, внушающим доверие.
– Вот как, – усмехнулась я, слушая рассказ Людмилы Анатольевны, – «крутой бизнесмен» бросил все и пошел работать на благо нищего образования?
– Не вижу повода для иронии, – вполне серьезно обиделся Вячеслав Александрович, – моя фирма все так же приносит мне доход. А в качестве заместителя начальника роно я получил огромное удовольствие, поскольку делаю благородное дело.
Людмила Анатольевна дала своему заместителю абсолютную свободу действий, и ровно через три месяца в хозяйственно-экономическую службу были приняты на работу 89 сотрудников. Много. Но управлению принадлежат 57 единиц транспорта – это трактора, школьные автобусы, грузовые и легковые автомобили. А потому в одном только транспортном отделе заняты 31 человек вместе с водителями и ремонтниками.
Всего Мартюшев организовал в ХЭСе четыре подразделения: отделы питания и транспортный, ремонтно-строительный участок, а также подсобное хозяйство. Имеются два цеха: швейный и мебельный. Да, да! В школах сегодня старая мебель активно заменяется на новую, сделанную «своими руками», но весьма профессионально, – санэпидемслужба одобрила. Так вот, один комплект мебели, если его покупать, стоит две тысячи, а сделанный в цехе – только 900 рублей. Умножьте это на 700 уже готовеньких комплектов и получите сумму, которую ХЭС сэкономил для всего каневского образования только на одном этом участке.
Однако выгода – не единственный плюс, который принесло создание хозяйственно-экономической службы. Любой директор школы знает, как подчас бывает важна оперативность. Особенно когда трубу прорвало… Звонишь в соответствующую коммунальную службу, а там… Там сначала составляют смету, оформляют документы на оплату. И только потом… А уж в какие деньги это выливается!
Артамонова однажды чуть не заболела в одночасье, когда стала выяснять, за что именно надо заплатить «Агропромэнерго» ни больше ни меньше как 850 тысяч рублей. Оказывается, чтобы отремонтировать розетку и заменить лампочку в одной школе, например, выезжали три «очень узких», а потому весьма дорогих специалиста, один час работы каждого из которых стоил 210 рублей. Плюс накрутки на материал… Подумать только: почти миллион за неполные восемь месяцев!
…Так, в ХЭС были приняты два электрика, которые обслуживают 70 учреждений образования района. Конечно, им нелегко. И зарплата у них – 3600 рублей. Но за работу они держатся. И знаете почему? Потому что, как мне объяснили, их здесь уважают и чествуют. Для них, для всех работников ХЭСа, устраивают праздники в местном Доме культуры, с концертом, вручением премий и похвальных листов.
Вообще очень важное это подразделение – ремонтно-строительный участок. В нем трудятся 18 специалистов: кроме электриков еще сварщики, сантехники, каменщики и плотники. Когда Мартюшев составлял штатное расписание, он исходил из реальных потребностей. Плотники и столяры нужны не только ведь, чтобы мебель делать. Чуть ли не 80 процентов оконных рам в школах и детсадах – старье. Так вот, летом их отремонтировали на совесть, а где надо, заменили на новые.
Кстати сказать, ремонтно-строительному участку пришлось не только ремонтировать, но и буквально восстанавливать здания некоторых учебных и дошкольных заведений. Одиннадцать лет не действовал садик на хуторе Ударный. Теперь там уже звенит детский смех.
Восстановлен и детсад №26 в станице Челбасская. Там поменяли отопительную систему, внутренние стены, канализацию. Я видела фотографии всего лишь полугодовой давности и ахнула. Говорят, от сырости кругом была плесень, а под полом «ужики развелись». Эти снимки я рассматривала, сидя в уютной, светлой игровой комнате некогда полусгнившего здания.
– Этот садик стал объектом нашего самоутверждения, – с гордостью подчеркивают Артамонова и Мартюшев. – Вот что мы можем! По проектно-сметной документации на его восстановление требовалось два миллиона рублей. За садик взялись 14 специалистов ХЭСа. Закупили материал. И вместо миллионов ремонт обошелся нашему управлению всего в 430 тысяч.
– А хотите еще один пример серьезной экономии, которую дает хозяйственно-экономическая служба? – спрашивает меня напоследок Людмила Анатольевна. – Мы как раз работали в Челбасском садике, и вдруг звонит мне директор 5-й школы из Каневской: авария, надо трубу заменить. Я отвечаю, что все люди заняты, обратитесь в коммунхоз. Снова звонок: коммунхоз требует 38 тысяч. Что поделаешь, отрываю двух своих специалистов, посылаю в школу. Затраты на ремонт составили три с половиной тысячи рублей.
…Сегодня в голове у начальника роно Артамоновой зреет план: открыть в ХЭСе еще один цех – по изготовлению шлакоблоков. Дома будут строить. Для учителей. Хорошие и дешевые.
ст. Каневская – ст. Челбасская, Краснодарский край
Комментарии