Виртуальный институт, в котором учатся все
А Даль бы удивился
С конца 80-х годов почти перестали употреблять слово “воспитание”. Даже детские сады стали дошкольными образовательными учреждениями.
Владимир Иванович Даль очень удивился бы такой замене. В его словаре читаем: “Образовывать – давать вид, образ; обтесывать… образованность – состояние образованного или внешний лоск”.
“Воспитывать – заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего… воспитать – вспоить и вскормить”.
Мне представляется, что “вспоить и вскормить” – дело более почетное, чем “обтесать”. Но, видимо, многим другим кажется иначе. Эти размышления можно было бы отнести к черному педагогическому юмору, если бы не одно но…
Слова умеют за себя мстить. Фактическое исключение “воспитания” из соответствующих документов и различных педагогических текстов обернулось в практике тем, что мы имеем сегодня.
Возникает вопрос, неужели таких, мягко говоря, “неприятных” последствий нельзя было предвидеть? И другой – чем провинилось воспитание?
“Воспитание” стало изгоем потому, что долгие годы имело определение – коммунистическое. Но это на самом деле только повод. А причины были другие. Во-первых, очень многие из тех, кому надлежит воспитывать, делать это не умели и не хотели. А во-вторых, образование – слово министерское, ведомственное. Отвечать за него проще – оно имеет “прописку” и четкую определенность в содержании, формах и способах контроля результатов.
С воспитанием все гораздо сложнее.
Воспитание происходит не только в образовательных учреждениях, но и в других организациях (например, в детских и юношеских добровольных объединениях – скаутов, пионеров и др.), а также в семье, в религиозных общинах и т.д. Т.е. воспитанием занимается значительно большее количество структур общества, чем образованием. Содержание, формы и методы его в этих структурах весьма многообразны и порой довольно специфичны. “Уследить” за ними поэтому непросто.
Может быть, поэтому до сих пор нет даже более или менее четкого, а тем более общепризнанного определения понятия “воспитание”.
Воспитание – это…
Неоконченное это предложение педагоги-практики завершают обычно различными словами. Но смысл у них общий: воспитание – это работа, проводимая с детьми, подростками, юношами вне процесса обучения. (Ведь не случайно много десятилетий советская педагогика решала проблему “обеспечения единства обучения и воспитания”).
Если же поискать окончание фразы в словарях, энциклопедиях, учебниках педагогики, то обнаружится полный разнобой! Это и воздействие, и взаимодействие, и деятельность, и сотрудничество, и процесс, и пр., и пр., и пр.
Все эти определения справедливы, но… односторонни. Их вряд ли стоит рассматривать как противоречащие. Скорее – дополняющие друг друга.
Но даже в совокупности все они не показывают той роли, которую воспитание играет в обществе, в жизни и становлении его членов. Для того чтобы раскрыть эту роль, воспитание необходимо охарактеризовать как социальный институт.
Руками не трогать!
Ни в одном городе мира не удастся найти здания с вывеской “Социальный институт”. И это при том, что в каждом обществе существует довольно много подобных институтов. Уже их перечень впечатляет.
Культура – это социальный институт. Религия. Средства массовой информации. Семья (не каждая в отдельности, а как явление) – тоже социальный институт. А еще есть политические, экономические и т.д.
Возникает закономерный вопрос, почему вполне обычные вещи, например, газеты, радио, телевидение и другие средства массовой информации, в совокупности называются социальным институтом?
Дело в том, что их деятельность направляется и регулируется сложившимися в процессе исторического развития определенными нормами и правилами, как формальными (законами, инструкциями, уставами и др.), так и неформальными (традициями, ценностями, обычаями, которые разделяют работающие в них люди).
Т.е. социальный институт – это научное понятие, некая абстракция. В целом его нельзя потрогать рукой. Но лицезреть его отдельные элементы – пожалуйста (храм, театр, книга, члены конкретных семей и т.п.): они ведь вполне материальны.
Приблизительно к середине ХIХ в. в развитых странах и воспитание сложилось как социальный институт, имеющий очень важное значение для человека и общества.
Воспитание, как и всякий социальный институт, обладает определенными элементами:
– воспитали и воспитуемые;
– воспитательные организации;
– органы управления воспитанием;
– личностные, духовные, финансовые и материальные ресурсы;
– дизсоциальные.
Автономные виды воспитания – семейное, религиозное, социальное и коррекционное.
Сценарий для нестабильного общества
Воспитание как социальный институт по-разному функционирует в стабильных и переходных обществах (к последним принадлежит и российское).
Везде воспитание постоянно сталкивается с самыми различными социальными проблемами (от недостаточного финансирования до наркомании и алкоголизма).
Однако в обществах переходного типа само воспитание становится социальной проблемой. Почему?
Надо иметь в виду то, что становление подрастающих поколений в современной России идет в процессе усвоения еще неустоявшихся ценностей и норм общества переходного периода. Уже подросткам, а тем более юношам необходимо в этой ситуации осуществлять выбор, определяющий их настоящее и будущее.
В реальной жизни выбор исходит из нескольких альтернатив: учеба (тип учебного заведения, сроки обучения), уход в мелкую коммерцию (реже – в бизнес), в криминальные структуры. Возможен (и нередко) и отказ от выбора, и как результат – агрессивное, пассивное или саморазрушительное поведение.
Вопрос готовности – неготовности делать выбор, нежелания и неумения его делать – социальная проблема российского общества. И она ставит перед воспитанием новые задачи, решать которые-то вряд ли готово. Ибо их решения не имеет само нестабильное переходное общество. В отличие от стабильного оно вообще не в состоянии адекватно ставить задачи воспитания и определять его содержание.
В устойчивом обществе (будь то французское, датское или советское) интересы и возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. Поэтому здесь стоит задача воспитания человека в процессе и в результате передачи сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос “что передавать?” объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.
В нестабильном, изменяющемся обществе ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус (согласие), т.е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо менять, а тем более в каком направлении, единства нет.
Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося идеала человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать “другого” человека и делать это “по-другому”.
В условиях меняющегося общества перед воспитанием как социальным институтом фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос, “что” развивать в человеке, а вернее, в каком направлении его воспитывать, и параллельно искать ответ на вопрос, как это делать.
Соответственно то, в каком направлении будет изменяться воспитание как социальный институт российского общества, то, какие ценности будут содержательно определять реализацию им своих явных и скрытых функций, пока неизвестно. А это значит, что на ближайшую перспективу воспитание останется острейшей социальной проблемой. Жаль только, что общество этим озабочено мало.
Анатолий МУДРИК,
член-корреспондент РАО, профессор,
доктор педагогических наук
Комментарии