Тему для размышления мне подсказала мама, которая привела своего сына-подростка на консультацию. Из беседы стало понятно беспокойство мамы: «Замкнутый, нет друзей, родителям дерзит, не любит нас».
Любовь к родителям, семье, как она формируется у ребенка? Как тесно эти понятия связаны с любовью к Родине? Что мы, взрослые, вкладываем в слово «патриотизм»? Только ли это воспитание любви к Родине или приобщение детей к культурному наследию народа?
Многие нравственные качества закладываются у детей с раннего возраста. Истинная любовь и преданность Отчизне начинаются у ребенка с проявлений любви к родным людям, семье, своему дому. Задача педагогов и специалистов состоит в том, чтобы воспитывать у детей патриотические убеждения и чувства.
В нашей школе воспитательная работа с детьми строится систематично и последовательно. Начиная с дошкольных групп воспитатели, психологи, учителя-логопеды/дефектологи и социальные педагоги в рамках социальных тренингов и развивающих занятий формируют положительные чувства ко всему родному, воспитывают любовь к семье, уважение к предметам народного искусства и творчества, интерес к изучению достояния и славы народа.
Возрастная особенность младших школьников побуждает нас облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую и образную форму, основываясь на эмоциях детей. В этом помогает использование поисковых и исследовательских работ. Педагоги проводят тематические классные часы, психологические тренинги, направленные на формирование патриотизма, гуманизма, отваги, мужества, готовят выступления и видеоролики с участием ребят.
Со старшеклассниками через просветительскую и профилактическую работу активно проходит изучение законов и норм общественной жизни, социально-экономических, культурных, экологических и других проблем нашей страны. Это и интерактивные игры, посвященные историческим событиям в жизни России, и классные часы, практикумы по решению познавательных задач патриотической направленности.
Патриотическое воспитание детей – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая древнюю мудрость: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Все, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст свои плоды.
Екатерина КОСТЮШИНА, педагог-психолог школы №950
Комментарии