Сегодня перед страной стоит много нерешенных задач, но главная задача – воспитание подрастающего поколения, обладающего не только фундаментальными научными знаниями, но и высоконравственным потенциалом. Одним из шагов в решении этой задачи является введение нового курса преподавания в школе «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Каждой школе дается право выбирать любой модуль. Такое же право есть и у родителей. Поэтому модуль выбирается совместно. Хочется отметить тот факт, что первоначально родители с опаской и недоумением отнеслись к этому курсу, мотивируя тем, что, на их взгляд, это приведет к навязыванию детям той или иной веры. Часть родителей вообще считают, что такой курс не нужен в школе.Наша школа выбрала модуль «Основы мировых религиозных культур». В школе учатся дети разных национальностей и, следовательно, исповедуют разные религии. Это проявляется и в стиле одежды, и в поведении, и в их высказываниях и т. д. Иногда ребята по незнанию подтрунивают над некоторыми из них, а это вызывает обиду. Приходилось разъяснять. Теперь появилась возможность ознакомить ребят с мировыми религиями, их праздниками, святыми местами, священными писаниями и т. д. Эти знания не только позволят ребятам дружелюбно относиться друг к другу, но и с уважением и пониманием относиться к различным религиозным конфессиям.В нашей школе этот предмет вводится впервые, и, как правило, все новое требует осмысления и корректировки. С какими проблемами я столкнулась?На мой взгляд, этот курс нужен, но не в начальной школе, а в средней, с шестого-седьмого класса, так как курс очень серьезный и для усвоения его необходимы грамотность преподавателя, осведомленность родителей, доступный интересный материал учебника и определенная подготовка ученика (хотя бы начальные обществоведческие знания). А вот тут-то сталкиваешься с серьезными проблемами. Учитель может передать доступно и интересно материал, которым полностью владеет, то есть пропустил через себя, переосмыслил. Что же касается религиозных вопросов, то это ведь целая наука, которую необходимо постигать долго. Взять хотя бы священные книги, самое святое у каждого верующего: Библию, Коран, Тору, Типитаку. Чтобы ребенку разъяснить особенности этих книг, не говоря уже об их святости, учитель должен знать их содержание. Эти книги нельзя прочитать за лето (с ними нас ознакомили на курсах в мае). Их нужно осмыслить. Ведь передача знаний должна происходить на духовном уровне, когда нет духовной передачи, нет и восприятия, нет и уважения, нет отдачи. То же касается и религиозных праздников. О них мало рассказать, в них нужно принимать участие. За весь учебный процесс организовать один или два праздника мало. На большее, как правило, нет времени и сил, так как учитель ведет еще и другие предметы. Вот и получается, что хотим как лучше, а получается как всегда. Религия – это стержень человека, это ствол, на котором затем зеленеет листва. А вот будет она зеленой или увядшей, зависит от нас, учителей, чиновников, разрабатывающих тот или иной курс. Этот курс нельзя давать поверхностно. Его должны вести хорошо подготовленные преподаватели.Родители. К сожалению, как уже было сказано выше, родители наших детей являются поколением, выросшим «без листвы» (конечно, не все). С вопросами религии, нравственности, общего уровня интеллекта у них тоже проблемы. Нет, я не хочу сказать, что у нас в стране плохая молодежь, нет. Просто они росли в тот период, когда политические амбиции заслоняли им «тепло», да и «водицы вовремя не подливали». Вот и выросла молодежь, которая любыми путями пытается выжить в наших трудных условиях. Поэтому-то помочь нашим детишкам не все родители в состоянии, так как нет времени (даже проверить основные уроки), нет достаточных знаний. Учебники. Я могу ссылаться только на учебник «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина: – М., Просвещение, 2010 г.). Учебный материал сложный для восприятия учениками начальной школы. Формат иллюстраций должен быть большим, так как нужно учитывать состояние всех школ, а оно оставляет желать лучшего. Не везде есть мультимедийные установки, да и на покупку иллюстраций и дополнительной литературы просто нет денег, ведь все стоит дорого (а не 100 рублей в месяц, которые выдают один раз в полгода). Сложная терминология для начальной школы. И конечно же, урока один раз в неделю для такого курса маловато.Вот и получается, что этот интереснейший курс может ожидать печальная участь сведения его к формальности.Ольга ОРЛОВА, учитель истории ильинской школы №26, Московская область
Комментарии