search
main
0

Заявка на миллион . У кого больше шансов получить президентский грант?

«Две недели – ни выходных, ни сна, ни отдыха: вместе с боевой командой завучей зарабатывали для школы президентский миллион. Составили заявку – получилось больше тысячи страниц! Теперь ждем результата». Вот такой ответ недавно получила я от знакомого директора школы на вопрос, что у вас новенького. Думаю, многие коллеги его поддержат: по предварительным данным, 103 школы Воронежской области подали заявки на получение президентского гранта. Однако обладателями его станут примерно 50 учреждений образования, которых определит конкурсная комиссия, сформированная Главным управлением образования Воронежской области. Кроме представителей исполнительной власти, в нее входит широкий круг общественных экспертов, в том числе областной Профсоюз работников образования и науки, Комитет по науке и образованию Общественной палаты Воронежской области, школьные попечительские и родительские комитеты и другие общественные организации. Участие общественности в отборе лучших школ призвано сделать сам конкурс максимально прозрачным. О том, как выбрать лучших, я решила побеседовать с начальником отдела образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области Олегом МОСОЛОВЫМ. От этого района заявки подали две школы: МОУ бобровская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ хреновская средняя общеобразовательная школа №1.

– Олег Николаевич, были ли какие-то особые трудности или неясности при подборе кандидатов на грант?

– Особых трудностей не возникало, тем более что наша задача состояла не в подборе кандидатов, а в широком информировании школ и общественности о возможности участия и условиях конкурсного отбора. И один из первых вопросов, который многими обсуждался, – дается ли грант школе под определенный проект или как премия после его выполнения? С учетом документов, имеющихся в нашем распоряжении, мы решили, что грант направлен на поддержку уже имеющихся программ, способствующих развитию школы.

– Если говорить о школах вашего района, поддержка в миллион рублей – это много или мало?

– На самом деле это серьезное подспорье. Бобровский район, как и целый ряд других районов в области, является дотационным. К сожалению, у нас нет возможности вкладывать значительные средства в развитие учреждений образования. Средства на заработную плату с начислениями на приобретение методической литературы и учебные расходы мы получаем из региона в виде субвенции, рассчитанной по принципу подушевого финансирования. Область также помогает нам в приобретении нового оборудования, современной компьютерной техники, школьных автобусов в рамках реализации региональной программы развития образования. В этом хорошо бы и району более активно поучаствовать, но наших средств хватает максимум на ремонт школ и обеспечение их безопасности, особенно противопожарной.

– В среднем, во сколько району обходится ежегодное содержание школ?

– Это зависит от количества учащихся, а также состояния и размеров здания. Например, в первой городской школе расходы на содержание одного учащегося составляют порядка 1500 рублей в год, а в небольших сельских школах подобные расходы достигают 7-8 тысяч рублей на одного ученика. Ежегодные расходы на данные нужды составляют порядка 30 миллионов рублей.

– Наверное, у крупной, известной в районе школы больше шансов получить президентский грант?

– Да. И в критериях отбора это заложено. Например, в обязательных критериях участия в конкурсе указано, что учреждение образования должно быть опорным, ресурсным, методическим центром для других образовательных учреждений и местного сообщества. И это по целому ряду направлений развития общего образования. Конечно, на таком фоне малокомплектной школе очень нелегко оказаться конкурентоспособной. Но и таким учреждениям не стоит опускать руки. Пример – Пчелиновская школа Бобровского района. Она по всем критериям попадает под малокомплектную: среднего полного образования, обучаются в ней 68 учеников. Тем не менее именно эта школа является федеральной экспериментальной площадкой по апробации модели общественного участия в управлении школой, то есть управляющего совета. И по формальным критериям она может попасть в претенденты. У нас в районе есть малокомплектные школы, которые с успехом реализуют инновационную модель социально-педагогического или социально-культурного центра. Например, Песковатская основная общеобразовательная школа, где учатся 62 ребенка. В здании этой сельской школы располагается сельский Дом культуры. И он не просто располагается, он функционирует благодаря объединенным усилиям своих сотрудников и работников школы. Более того, все работники школы по совместительству еще и работники Дома культуры. То есть дети в стенах одного здания получают как общее, так и дополнительное образование. Конечно, это удобно и им, и их родителям.

В целом же из 26 образовательных учреждений района 20 в той или иной степени участвуют в различных инновационных программах.

– А муниципальные органы управления образованием, в частности, Бобровский отдел образования, каким-то образом влияют на выбор лучших школ?

– Мы не участвуем в экспертизе, да и нет необходимости нашего влияния для выбора школ. Наша задача в другом – обеспечить такую работу муниципальной системы образования, чтобы многие школы могли претендовать и побеждать в подобных конкурсах. А для этого мы должны совместно работать над программами развития, проводить их муниципальную экспертизу, в том числе и общественную, активно внедрять практику публичных отчетов школ и многое другое.

И еще, думается, выступать экспертами должны не только гражданские институты, но и представители профессионального сообщества. А вот главная задача гражданских институтов – формулировка заказа системе образования и затем отслеживание, в какой мере он выполняется.

Не стоит забывать и существующие риски, которые могут возникнуть при реализации программы. Их тоже необходимо прогнозировать. Например, можно создать хорошую деловую программу развития школьного округа через оптимизацию сети соседних школ. Возможно, эта программа на первый взгляд будет очень удачной, но не стоит забывать, что такая проблема всегда имеет несколько составляющих, в том числе может привести к сокращению педагогических кадров. Сразу возникает вопрос: может ли местное сообщество гарантировать уволенным людям переобучение, а то и трудоустройство в другое образовательное учреждение? Если подтверждение местного сообщества в данном случае будет получено, то региональные инспекторы смогут с полным правом назвать такую программу развития школы рабочей и эффективной. И ее можно рекомендовать как претендующую на грант.

– Олег Николаевич, как считаете, местные гранты в продолжение президентских инициатив – это реально?

– Мы такой вопрос обсуждали с главой Бобровского района – это абсолютно реально, мы уже в бюджет 2006 года заложили средства на муниципальную грантовую поддержку, и в этом направлении у нас уже есть некоторый опыт работы. Ежегодно мы проводим свои конкурсы «Учитель года» и «Школа года»: выбираем по нескольким направлениям лучших учителей и в качестве поощрения предоставляем им путевки на отдых (за последние три года 15 учителей смогли побывать в Египте). Также определяем лучшую школу: специально разработали рейтинговую систему оценки, которая включает около 30 критериев оценки деятельности школ. Те из них, кто занимает первое-второе места, получают премию – как лично директор школы, так и в целом учреждение образования. Кстати, победа в конкурсе и премия одновременно служат одним из приоритетов для направления средств на приобретение оборудования, на модернизацию учреждения в целом. То есть школа не просто побеждает и получает награду, но и тем самым обеспечивает свое будущее. Когда в районе в очередной раз станут распределять средства на развитие учреждений образования, именно школы-победители получат их первыми и в большем объеме.

Думаю, в этой связи важно еще вот что. При реализации национального проекта надо учитывать желание муниципалитета и его активную позицию по участию в софинансировании этого процесса. Например, Бобровский район активно участвует практически во всех федеральных программах на условиях софинансирования. Нам это очень интересно, потому что, вкладывая, условно говоря, два рубля, мы получаем десять. Даже экономически это очень эффективно. Может быть, стоит в дальнейшем использовать элементы такого сотрудничества и в новом проекте.

– Почему?

– Потому что, конечно, здорово, когда школа получает миллион. Но еще лучше, когда и стоящая с ней по соседству и пока что не дотянувшая по каким-то причинам до такого высокого статуса школа получает так называемые промежуточные гранты. Пусть они будут не миллионные, возможно, только сто тысяч. И давать их будет, например, губернатор или муниципалитет, но даже эти небольшие суммы будут стимулировать школу к тому, чтобы через год или два она смогла достойно участвовать в федеральном проекте. Надо наращивать инновации и инновационные проекты и стимулировать этот процесс как морально, так и материально.

Кроме того, обязательно должна быть связка: программа развития – участие в конкурсе – денежные средства на определенные направления – их использование по этим направлениям – получение результата и – его четкое отслеживание, анализ. Причем результат надо отслеживать не в голых цифрах и процентах: столько-то куплено компьютеров, автобусов или чего-то еще, а результат должен быть в виде эффективности использования этих средств. Ведь настоящая эффективность не в том, чтобы купить автобус ниже рыночной цены, а в том, как этот автобус повлияет на повышение качества образования в данном школьном округе. Надо, чтобы мы не заорганизовали это дело и не превратили в очередные подсчеты. Надо вести речь о том, как мы сработали на конкретного ребенка и на развитие конкретной школы, пусть даже самого маленького села.

Татьяна МАСЛИКОВА, Бобровский район, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте