Несомненно, Антон Семенович Макаренко – самый парадоксальный отечественный педагог нашего времени. Это хорошо передал Симон Соловейчик в «Часе ученичества»: «Глава о Макаренко самая трудная в книге. Слишком необычен человек, которому она посвящена. Слишком сложен он. Слишком хорошо его все знают или думают, что хорошо знают. Слишком много споров вызывает его деятельность. Его имя не сходит со страниц газет и участвует в каждом сегодняшнем споре на педагогические темы. Макаренко хвалят, Макаренко ругают, Макаренко хотят понять. Каждый исследователь хотел бы представить «подлинного» Макаренко, но каким он был на самом деле? Одним этот человек кажется простым и понятным, другим – великим и загадочным».
Созданная A.C.Макаренко социально-личностная, жизненно ориентированная и подлинно патриотическая воспитательная система не просто актуальна в наши дни, а особенно перспективна. Нам сейчас остро необходимы социальный оптимизм Макаренко, его безудержная вера в прогресс, в животворную силу патриотического и гражданского воспитания, возможности совершенствования, обретения счастливой жизни каждым ребенком и взрослым, обществом в целом.
Каждая из исторических эпох, прожитых нашей страной, актуализировала те или иные направления многогранной воспитательной педагогики Макаренко.
Первая волна признания и востребованности приходится на период Великой Отечественной войны. Тогда макаренковская педагогика спасала сотни тысяч детей-сирот, оказавшихся в детских домах. Она помогала обогревать детские души, сплачивать педагогические коллективы, наполнять их жизнь «работой-заботой».
В 1950‑1980‑е годы «по Maкаренко» работали сотни педагогических коллективов в детских домах и интернатах, колониях для несовершеннолетних правонарушителей, городских и сельских школах. И везде педагогика Макаренко с ее пафосом активно-творческой деятельности, неразрывной связью обучения с воспитанием, школы – с жизнью и производительным трудом с элементами хозрасчета, самоуправлением, разновозрастными и сводными отрядами, советами командиров, летними трудовыми лагерями, длительными походами, экспедициями, яркими праздниками, ритуалами и традициями, создающими стимулирующий эмоциональный настрой, общий мажорный дух коллектива наставников и воспитанников, творила чудеса. Пожалуй, в наибольшей степени все это удалось осуществить в гремевшей по всей стране московской школе Эдуарда Георгиевича Костяшкина.
Более того, «наш Антон», как с нежностью между собой называли Макаренко его сподвижники, давал им своего рода охранную грамоту от сурового наробразовского руководства. Объявляя, что они работают «по Maкаренко», то есть в русле официально разрешенной педагогики, можно было осуществлять самые смелые поиски.
В 1990‑е годы, в условиях острого социального кризиса, когда вне систематического обучения и воспитания оказались до 3,5 млн детей, вновь актуализировались макаренковская воспитательная система «трудного детства» и особенно технологии перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Подчеркнем, что вклад, внесенный А.С.Макаренко в педагогику воспитания и перевоспитания, бесспорно, уникален. Он создал новое и оригинальное направление в воспитании – педагогику отношений. Ведь вся (на разрыв аорты) подвижническая «Педагогическая поэма» Макаренко была направлена на преодоление отчуждения людей друг от друга, личности от общества, осуществления воспитания на основе разновозрастного принципа организации первичного коллектива.
В ней личность является личностью лишь постольку, поскольку у нее развиты не только индивидуальные потребности, даже самые богатые и разнообразные, но и общественные интересы и потребности. Чем в более сложную и социально значимую творческую деятельность включен индивид, тем с большим успехом формируется высокоразвитая личность.
Продуктивность и долголетие идей Макаренко во многом обусловливаются тем, что он строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, которому свойственны стремление к самоутверждению и созиданию, оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни.
Авансируя своих питомцев «завтрашней радостью», акцентируя воспитание на стимулирование положительных задатков личности, Макаренко связывал коммунаров, педагогов в теснейшую и неразрывную связь между собой, с обществом, трудом и культурой, связь, сотканную из множества взаимоотношений.
Оригинально и значимо само ядро педагогической системы Макаренко – созданная им новаторская и целостная концепция коллектива. Ее стержень – воспитание нового человека для счастливой полноценной жизни посредством включения его в правильно организованные существенные формы жизнедеятельности общества – трудовые коллективы, где личность находит как необходимые средства для своего развития, так и условия для самореализации.
Отличительным признаком сформированного коллектива педагог считал гуманистический характер отношений, проявляющийся в стиле коллектива: ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; дружеское единение его членов; ощущение защищенности каждого члена коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному и деловому действию; сдержанность в эмоциях и словах.
Авторскими являются многие конкретные методики, придуманные Макаренко. Среди них метод создания событий (воспитательных ситуаций), педагогика взрыва, «завтрашняя радость», классический метод параллельного действия, система близких, средних и дальних перспектив, способствовавшая формированию таких ценностных черт характера, как сознательная дисциплина, ответственность, честность и трудолюбие. Не случайно эти идеи привлекали и продолжают привлекать пристальное внимание педагогического сообщества.
Но дело, конечно, не в отдельных, пусть и продуктивных, технологиях и приемах. Ведь и в наши дни, когда главной целью образовательной политики становится действенная суверенизация российского образования на патриотической основе, макаренковская педагогика воспитания и перевоспитания снова становится востребованной. Потому что она всей своей сущностью направлена на формирование гражданина и патриота на основе объединения общества вокруг его основных ценностей, реализации национальных интересов и государственных приоритетов образования, продуцирования социально ответственного типа сознания воспитанников.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, член-корреспондент Российской академии образования, вице-президент Российской макаренковской ассоциации (РМА), вице-президент Международной макаренковской ассоциации (IMS)
Комментарии