Давно известно, что переход детей из детского сада в школу – это сложный момент для ребенка и ответственный для родителей и педагогов. Василий Сухомлинский говорил: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ребенка. Пусть, став учеником, он продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет его лавиной впечатлений».
Замечено, что вчерашний дошкольник быстрее привыкает к школе, если он чувствует себя психологически и физически комфортно в новых для него условиях.
Наша школа имени В.М.Комарова и детский сад «Ласточка» расположены по соседству. Много лет назад мы наладили тесное взаимодействие по воспитанию детей. У нас есть педагогическая программа, которая обеспечивает преемственность обучения детей, плавный переход от одного этапа образования, детсадовского, к другому, школьному. Не один год работает проект «Школьники и дошколята – очень дружные ребята». Малыши посещают кружок «Подготовишка». Мы проводим совместные праздники «Рождественские чтения», «День защиты детей». На постоянной основе устраиваем совместные игры и занятия по физической культуре. Это жизненно необходимо тем и другим. Таким образом, как бы выстраиваем своеобразный мостик между детским садом и школой, наши дети воспринимают этот переход как естественный, ожидаемый и желанный.
Преемственность дошкольного и школьного образования обсуждалась несколько лет назад на ВДНХ в рамках Международного салона образования. Тогда мы выступили со своей программой и поведали собравшимся коллегам о том, как решается проблема преемственности у нас. К нам подходили участники этого совещания из других школ страны, они обращались с просьбой пригласить их побывать у нас в Звездном городке, чтобы увидеть воочию наши методы совместного воспитания. Кстати, такие открытые уроки, мастер-классы для наших коллег из других городов мы устраиваем нередко.
Наши совместные уроки физкультуры воспитанников старших групп и первоклассников приносят детям радость, ребята охотно выполняют физические упражнения, с азартом участвуют в играх. Все это делается для того, чтобы наши малыши потом, уже став первоклассниками, чувствовали себя увереннее, потому что они уже заранее получили нужные навыки и умения, а также позитивный настрой. При разработке совместных занятий учитываются прежде всего те движения, которые привычны для малышей шести-восьми лет. Ребятам в этом возрасте хочется бегать, прыгать, кувыркаться, что очень естественно для них. Для этого и нужны уроки физкультуры, такая подвижность невозможна на других занятиях. Движение приносит положительные эмоции, оно необходимо для здоровья и развития ребенка. Наилучшие результаты получаются тогда, когда занятия организованы как урок-игра или урок-спектакль, в котором все до единого исполняют главные роли, а учителя как бы становятся режиссерами. На таких уроках развивается ловкость, улучшается координация движений у малоподвижных детей. Как отмечают наши коллеги из других школ: «Занятия здоровые, увлекательные, веселые, дружеские. Воспитанники детского сада стараются не отставать от школьников, и это им удается. Здесь очевиден результат тесного содружества двух педагогов».
Мы взаимодействуем в течение всего учебного года. Это и общие педагогические совещания воспитателей детского сада и педагогов начальных классов, и экскурсии в библиотеку, спортзал, бассейн, и посещение занятий в школе и детском саду. Первоклассники приходят в гости к малышам. Мы проводим совместные утренники, турниры, организуем в детском оздоровительном лагере общие игры «Веселые старты», «Прокатись на нашей карусели». Малышам интересно общаться с первоклашками, у них в итоге появляются интерес к школе, желание учиться в ней. Так мы ведем поиски совместных методов взаимодействия.
Вот еще пример нашего сотрудничества. Мы подготовили урок-соревнование «Школьники и дошколята – спортивные ребята». Участвуют две команды – «Юные гагаринцы» и «Дошколята». Первая состоит из первоклассников, вторая – из воспитанников детского сада.
Прежде чем начать бегать, прыгать, отжиматься, как и положено, проходит разминка. Каждая команда показывает комплекс ритмической гимнастики.
Вот объявляется первая эстафета: чья команда забросит больше мячей в баскетбольное кольцо. Высота его 1 метр 70 сантиметров. Каждый участник должен добежать до баскетбольного кольца и забросить в него мяч, вернуться с мячом обратно и передать его следующему игроку своей команды. Дети с удовольствием участвуют в эстафете. Малыши стараются не отставать от школьников. Второе задание – своего рода полоса препятствий под названием «Ящерица»: надо проползти по-пластунски под скамейкой, пролезть через обруч, бегать и прыгать по очереди, передавая друг другу эстафету. Задания разнообразные, с выдумкой и сюжетом (например, «Пожарные на учениях»), с бегом и прыжками, упражнениями на гимнастической стенке. И конечно, с конкурсом капитанов: кто больше соберет за одну минуту кубиков, разбросанных по всему залу. Эти состязания увлекают ребят и сопровождаются шумной реакцией и общим восторгом детей, участников и зрителей.
Состязание команд «Школьники и дошколята» завершается еще одной увлекательной эстафетой – прыжками на больших мячах – хопах. Дети освоили этот вид скачек и один за другим ловко проходят дистанцию и передают мяч следующему. Обе команды успешно справляются с заданием. Жюри подводит итог, коллективы награждаются сувенирами.
В наших соревнованиях главное не победа, а участие. Те и другие дети, дошколята и первоклассники, хорошо владеют разными способами выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и другие). И воспитанники детсада, и школьники чувствуют себя уверенно. Мы создаем команды не только одинаковые по возрасту, но и смешанные: в одну группу могут включаться девочки-дошкольницы и мальчики-школьники, и наоборот. Наши задачи – вызвать у детей положительные эмоции, подружить воспитанников разного возраста, добиться их взаимопонимания, научить слаженно действовать. Это помогает совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует развитию ребят разного возраста.
Людмила ЛЕВЧЕНКО, Наталья ШАШКОВА, Московская область
Комментарии