search
main
0

Завтра – открытие XXII Московского международного кинофестиваля

В этом году жюри фестиваля возглавит греческий режиссер, сценарист и продюсер Тео Ангелопулос, обладатель призов Каннского и Венецианского фестивалей. Кроме него, в состав жюри вошли японский продюсер Дзиро Синдо – главный призер прошлого фестиваля, деятели кино из Китая, Ирана, Франции, Италии. Организаторы фестиваля – председатель Российского фонда культуры Никита Михалков (он же президент ММКФ) и генеральный директор Генеральной дирекции международных кинофестивалей ╚Интерфест╩ Ренат Давлетьяров.

Обо всех событиях фестиваля (перед ночными выпусками ╚Новостей╩) расскажут по горячим следам ╚Дневники XXII ММКФ╩ на первом канале. У каждого из них будет свой герой. Зрители встретятся с Билли Зейном (╚Титаник╩), Николь Кидман (╚Бангкок Хилтон╩), Жаном-Пьером Лео (╚Последнее танго в Париже╩). Каждую страничку ╚Дневника…╩ планируется стилизовать под тот фильм, к которому имеет отношение звезда. Первый выпуск скорее всего пройдет ╚под знаком╩ Никиты Михалкова, а последний проведет лично председатель жюри Тео Ангелопулос. Вечерами на первом канале можно будет увидеть фильмы с героями дня фестиваля в главной роли.

В рамках фестиваля пройдет ретроспектива фильмов режиссера Бориса Барнета. Пожалуй, нет такой республики бывшего Союза, где бы он ни снимал. Подготовлены специальные программы, посвященные 55-летию окончания второй мировой войны, молодежная программа киношкол СНГ и мира, ретроспективы ведущих мировых кинорежиссеров и актеров. Программа ╚Национальные хиты╩ включает все фильмы, которые за последние пять лет сделали самые высокие кассовые сборы. В рамках фестиваля пройдет европейская премьера картины американского режиссера Уильяма Фридкина ╚Правила боя╩. Фильм снят в этом году. Главный герой по имени Хэйс Ходжис, получивший ранение во Вьетнаме, возвращается в Штаты и становится адвокатом. На суде ему приходится защищать своего фронтового товарища, полковника Терри Чилдерса: он якобы приказал стрелять по участникам демонстра ции, штурмующим американское посольство в одной из стран ╚третьего мира╩. Подсудимый спас когда-то жизнь своему адвокату. Ходжис с неохотой берется за дело, где он связан обязательствами… Как он распутывал (и распутал ли) тугой узелок житейских проблем, мы узнаем на фестивале.

Его призы – статуэтки ╚Святой Георгий╩ – будут вручены за лучшее исполнение мужских и женских ролей, режиссерскую работу и, конечно, за лучший фильм. Предусмотрен специальный приз – ╚За вклад в мировой кинематограф╩. Официальная программа фестиваля состоит из 19 конкурсных фильмов.

Он любил играть стариков, изменяясь до неузнаваемости. Специально для него Евгений Шварц написал роль мудрого и ироничного Сказочника в ╚Снежной королеве╩.

Для кинематографа Кадочникова открыл Сергей Юткевич, заняв его в символическом эпизоде ╚солдат с семечками╩ в своем знаменитом ╚Человеке с ружьем╩. Настоящая известность пришла к молодому актеру после выхода на экраны музыкальной комедии ╚Антон Иванович сердится╩, где он создал первый в советском кино образ положительного интеллигента.

Война застала его в период съемок ╚Обороны Царицына╩. Заявление о вступлении в ряды армии Кадочникову вернули и приказали работать в кино: ╚Искусство должно встать на вооружение!╩ В военную пору фильмы поднимали боевой дух солдат, помогали людям выжить, давали надежду и силы.

Главные киностудии страны эвакуировали в Алма-Ату. Живая игра и умение перевоплощаться позволяли и раньше Кадочникову играть несколько ролей в одной картине. В знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна ╚Иван Грозный╩ ему предстояло теперь сыграть три роли (планировалось четыре!). Молодой актер органично вписался в круг умудренных опытом товарищей, среди которых были Николай Черкасов, Михаил Жаров и Амвросий Бучма. ╚Волшебник, оборотень!╩ – восхищался Эйзенштейн.

Роль Владимира Старицкого, убитого в жестокой борьбе за царский трон, стала одной из лучших ролей Кадочникова в кино. Но фильм вызвал неудовольствие Сталина, не был доснят, а вторую серию положили на полку. Зрители узнали Кадочникова как замечательного актера уже после войны. ╚Подвиг разведчика╩ стал первым советским приключенческим фильмом о войне, и его успех можно сравнить только с успехом ╚Семнадцати мгновений весны╩. В следующем фильме Кадочников создал еще один незабываемый образ – летчика Мересьева. Картина ╚Повесть о настоящем человеке╩ стала актерским взлетом Павла Кадочникова. Он вкладывал всю душу в работу, где было мало движения, но много внимания к психологическим деталям, к жесту и мимике. Впервые он играл современника, чей драматический путь достоин преклонения, и ему удалось передать силу воли и высоту духа своего героя.

Но слава актера Кадочникова была иной, нежели у многих ╚кинозвезд╩. Он не искал рекламы, не следовал моде. Он был требователен к своему искусству. Вероятно, поэтому он не сыграл многих ролей, которые мог сыграть. Когда же в начале 50-х годов производство фильмов упало до критического минимума, он несколько лет не снимался. В годы ╚оттепели╩ для него тоже не нашлось настоящих ролей: кино молодых создавало новую поэтику и не задействовало ╚стариков╩. И Кадочников ушел в режиссуру.

Он снял четыре фильма, и все они связаны с народным творчеством. Они мало известны сейчас, за исключением, пожалуй, ╚Снегурочки╩. Кадочников любил эту сказку: ╚Прекрасная песня, посвященная гармоническому слиянию с природой, любви, пленила меня еще в юности, когда я сыграл в дипломном спектакле роль Леля╩. ╚Снегурочка╩ одарила Леля-Кадочникова счастьем на всю жизнь: он играл вместе с будущей женой Розалией Котович, с которой прожил до конца жизни и отметил ╚золотую свадьбу╩.

В 70-е годы актера приглашают на роли в экранизациях классики и в фильмы о ╚дворянских гнездах╩. Благородная внешность и манеры Кадочникова как нельзя более соответствовали новому амплуа мягкого эксцентрика. В начале 80-х он снимается в оперетте ╚Сильва╩ в роли незабываемого Ферри – мудрого, доброго и грустного. Это был самый трудный период жизни актера. Он потерял любимого сына. От горя спасала работа: ╚Только труд, и ничто другое, постоянная творческая активность помогут сохранить работоспособность, энергию души╩. Кадочников написал книгу, по-прежнему выступал перед зрителями, брался за новые роли, снимаясь до пяти раз в год.

Он сравнивал жизнь со стихиями: ╚Я не избегаю встреч с морозом, ветром и пургою. Пусть ветер поет свои дерзкие песни, пусть бросает в лицо охапки колючего снега. Мне радостно, когда я борюсь с ветром, радостно оттого, что я понимаю его песни╩.

– Я хочу стать гениальным, – признается Константин Райкин. – Но об этом не мечтают, лежа на боку. Надо работать. Кто-то говорил, что гениальность – это умение направить свои усилия. Самое большое мужество заключается в том, чтобы ежедневно, хотя бы понемногу, двигаться к намеченной цели. Если я вижу, что чего-то не умею, я не успокоюсь. Это от отца. Он всегда подозревал, что восторженное к нему отношение – по недоразумению. Ничего не стоило поколебать его мнение о себе. Но поэтому он и развивался, оттачивал мастерство.

Константин Райкин понимает, что известное имя ничего не стоит без труда и таланта. Люди посмотрят и в другой раз не придут. Театральный успех не подделаешь. Искусственных аншлагов не бывает. В том, что ╚Сатирикон╩ имеет свое лицо, отличаясь от прочих театров, во многом заслуга Константина Райкина. Мы желаем ему и впредь успешно совмещать разные роли – художественного руководителя, режиссера и актера.

Подлинным украшением экспозиции стала галерея собранных воедино парадных и камерных портретов. Смелость и свобода, с которой художник изображал модель, сочетаются с красотой цветовых оттенков, изяществом и тонкостью рисунка. Как известно, по приглашению Николая I художник жил в Петергофе и писал портреты царской семьи. На выставке представлены знаменитые, хрестоматийные портреты – сестер Шишмаревых, графини Самойловой, удаляющейся с бала, баснописца Крылова.

Выставка преподносит посетителям еще один сюрприз. В свое время в немецком городе Киле была обнаружена парная картина к широко известному ╚Итальянскому полдню╩ – ╚Итальянское утро╩, принесшая художнику первый публичный успех и приобретенная Николаем I для императрицы Александры Федоровны. В экспозиции обе картины висят рядом.

Гоголь заметил: ╚…у Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения╩. Наслаждаться до упоения смогут все почитатели великого русского романтика. 350 его картин, которые предоставлены Государственным Русским музеем, Третьяковской галереей, региональными музеями, частными коллекциями в залах на Крымском валу, будут экспонироваться до конца ноября.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте