Заглянуть в будущее удается далеко не каждому. Что случится через минуту, через час, год или десять лет? Если на первую пару вопросов ответить бывает просто, то последние два нередко остаются без ответа. Между тем определенный образ грядущего складывается из планов, ожиданий, надежд и устремлений. Каким будет оно, можно попытаться представить уже сейчас, познакомившись с нашими педагогами, которые точно знают, что завтра не будет похоже на сегодня, но от этого только выиграет и откроет новые возможности для развития.
Ежегодно Центральный округ приглашает начинающих специалистов системы образования на конкурс профессионального мастерства с многообещающим названием «Поколение будущего». Этой традиции уже девять лет, что означает: в следующем году настанет время подводить первые серьезные итоги. Почему, несмотря на все очевидные изменения и поджидающие трудности, конкурс не теряет своей популярности? Вероятно потому, что цели, которые он преследует, были актуальны и десять лет назад, и сегодня. Раскрыть потенциал молодых педагогов, заставить поверить в свои силы, ознакомить с опытом начинающих и более опытных коллег, сформировать основу профессионального сообщества, помочь преодолеть первые трудности в организации учебного и воспитательного процесса, в планировании своего времени, в общении с родителями, учащимися и администрацией – это всего лишь вершина айсберга, применимая практически ко всем участникам конкурса. На деле все оказывается гораздо сложнее: во время испытаний появляются десятки и сотни новых задач, которые требуется решать как сообща, так и индивидуально. В этом учебном году конкурс привлек более пятидесяти молодых педагогов, включая не только учителей, но и воспитателей, педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов, дефектологов и преподавателей специальных коррекционных школ. Не секрет, что педагоги часто оказываются ограничены пространством одного образовательного учреждения, при этом они даже не подозревают, что за стенами родной школы кипит жизнь и есть множество людей, объединенных наряду с профессиональными интересами другими увлечениями. «Поколение будущего» помогает встретиться начинающим специалистам, которые, даже работая в соседних зданиях, могут не подозревать о существовании друг друга. Расширение границ общения, сплочение, создание команды единомышленников – это, пожалуй, главный результат конкурса, гораздо более важный, чем определение победителей и побежденных. Да и о проигравших на «Поколении будущего» можно говорить весьма условно: если ты приобрел опыт и увидел минусы, над которыми стоит работать, если получил стимул для дальнейшего развития и нашел друзей – это уже большое достижение.На протяжении всех лет существования конкурса его соорганизатором выступает Совет молодых педагогов ЦАО. Почему эта общественная организация заинтересована в подготовке и проведении мероприятия Центрального окружного управления образования, очевидно: подавляющее большинство активистов совета когда-то сами прошли школу «Поколения будущего» и сейчас именно благодаря конкурсу продолжают находить потенциальных лидеров системы образования. Какие же испытания приходится пройти «поколению будущего»? На первый взгляд те же самые, что и участникам большинства педагогических конкурсов: самопрезентацию, защиту проекта, открытое занятие, дискуссию. Отличие только в том, что каждый новый этап для начинающих специалистов – это новый шаг в профессиональном совершенствовании. На конкурс приходит не тот, кто думает, что сильнее других, а тот, кто хочет узнать что-то новое. Один успешнее на первой ступени, другой раскрывается в заочном состязании, не требующем публичного выступления, третий попадает в точку на творческом этапе, когда важно найти выход из нестандартной педагогической ситуации. Таблица результатов складывается подобно мозаике, давая возможность каждому конкурсанту пройти от начала до конца все испытания, не лишая шанса переступить на новый уровень. «Научить и помочь» – вот главный девиз «Поколения будущего». Конкурс длится с сентября по декабрь. В январе проходит фестиваль творчества молодых педагогов ЦАО, яркий итог которого – церемония награждения лауреатов и победителей этого учебного года. Вслед за сентябрьской самопрезентацией идет этап защиты педагогических инициатив, значение которого тем более важно, что в недалеком будущем невозможно будет представить себе выпускника школы, незнакомого с особенностями проектной деятельности. Прежде чем учить других, необходимо научиться самому. Этот тезис сложно подвергнуть сомнению, но вот подтвердить оказывается нелегко. Защищать проекты на конкурсе пришлось всем категориям педагогов без исключения: и тем, кто был знаком с подготовкой проектов не понаслышке, и тем, для кого это стало неожиданностью. И пусть удалось далеко не все и не всем конкурсантам, те идеи, которые высказали участники, не останутся без внимания Совета молодых педагогов. Не зря одно из направлений его развития – социальное проектирование.Помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, сопровождение неуспевающих учащихся, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников школ-интернатов, создание на базе образовательных учреждений моделей всемирных общественных организаций, использование образовательного потенциала столицы, взаимодействие с городами Подмосковья, а также с другими городами России и мира, создание межшкольных объединений, способствующих развитию естественных образовательных комплексов, проекты по развитию школы ступеней и внедрению принципиально нового, взаимовыгодного способа взаимодействия дошкольников, учащихся и студентов, воспитание экологической культуры подрастающего поколения, что особенно актуально в Год охраны окружающей среды, – все это неполный перечень тем, предложенных к рассмотрению участниками «Поколения будущего». Следующим испытанием, на сей раз заочным, стало написание эссе на тему «Формула успеха молодого педагога». Как и год назад, выбор проблематики был обусловлен городским конкурсом «Педагогический старт», организаторами которого выступили Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Донецкий областной комитет профсоюза и «Учительская газета-Москва». Такой шаг позволяет участникам «Поколения будущего» попробовать свои силы одновременно в двух конкурсах: городском (а с этого года его можно считать даже международным), а также окружном, где критерии оценивания свои, а значит, и результаты могут оказаться совершенно иными.В целом же мнения членов жюри двух конкурсов, как правило, совпадают. Так, в этом году лауреатом «Педагогического старта» стала учитель-логопед детского сада №288 Е.Максимова, а финалистами – учитель английского языка школы №1234 А.Павлова и учитель начальных классов школы №2054 Р.Салтовец. Что касается окружного конкурса «Поколение будущего», то и здесь молодые педагоги добились высоких результатов: Р.Салтовец стала лауреатом в номинации «Современные технологии в образовании», а Е.Максимова и А.Павлова получили специальные призы от Совета молодых педагогов Центрального округа. Каковы слагаемые успеха молодого педагога? Это и любовь к детям, и стремление к самосовершенствованию, и терпение, и трудолюбие, и профессиональное чутье. У каждого конкурсанта формула оказалась своя: в чем-то похожая на другие, но все-таки своя. А самое главное – творческие работы помогли понять, о чем думают и мечтают начинающие специалисты, с какими трудностями они сталкиваются и на что надеются. Вот всего лишь один пример – фрагмент эссе учителя географии гимназии №1529 М.Гарина: «Первое слагаемое успеха – это знание своего предмета. Для меня свой предмет – география. Знания можно представить в виде содержимого огромного чемодана. В институте туда кладут только вещи первой необходимости. Все остальное нужно найти самому. Причем в институте ваш чемодан знаний пакуют очень аккуратно. Все раскладывают буквально по полочкам: физическую географию – отдельно, экономическую – отдельно. Свое место есть и у России, и у каждого региона мира. Есть свое отделение для каждой науки. Когда же вы приходите в школу, весь чемодан перетряхивают вверх дном. Открытия ждут на каждом углу. И ваша первоочередная задача – сложить чемодан по-новому, так, чтобы вы знали, где и что лежит. Причем перед каждым уроком хорошо бы добавлять в чемодан какую-нибудь новую вещицу, постепенно избавляясь от старого хлама. Каждый день вы будете сдавать маленький экзамен, отвечая на тысячу «где» и «почему». Ваши знания помогут вам делать это достойно». Стоит отметить, что автор этих слов стал лауреатом «Поколения будущего» и победителем окружного этапа конкурса профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года».Наконец, после трех испытаний конкурса «Поколение будущего» – черед мастер-классов. В отличие от прошлого года, когда конкурсанты проводили занятия на незнакомой детской аудитории, в этом году предстояло выступать перед коллегами – и не просто коллегами, а прямыми соперниками в борьбе за звание победителя. По признанию самих участников, этот этап оказался самым сложным: где-то не хватало опыта, где-то уверенности и артистизма, а где-то умения импровизировать и проводить самоанализ. О многом конкурсантов заставляли задуматься вопросы членов жюри, представленного лауреатами «Поколения будущего» прошлых лет, методистами окружного методического центра, преподавателями педагогических вузов и колледжей, а также ветеранами педагогического труда Центрального округа и наставниками молодых специалистов. Мастер-классы в рамках «Поколения будущего» проходили на базе окружного методического центра и СОШ №464, в связи с чем организаторы выражают благодарность директору школы Татьяне Коренковой и педагогам, принимавшим участие в организации конкурса.По итогам четырех этапов были определены финалисты «Поколения будущего», которым за неполных два дня предстояло пройти целую серию импровизационных испытаний: парную презентацию в творческой форме и сочинение сказок на педагогическую тематику, психологические тестирования и тренинги на сплочение, дискуссию по актуальным вопросам в сфере образования и обсуждение проблемных педагогических ситуаций на основе фрагментов из популярных видеофильмов о школе. Пришлось финалистам проводить даже занятие не по своему предмету. Представьте себе, если вам, учителю, скажем, физики, доверят провести урок русского языка во втором классе или же урок истории у выпускников, какова будет ваша реакция и сумеете ли вы подготовиться к занятию, имея в запасе всего один час и разнообразные источники информации? Некоторым из конкурсантов это удалось, чем они в очередной раз доказали: для творческого и подкованного педагога нет ничего невозможного.Несмотря на то что имена лауреатов и победителей конкурса стали известны еще в декабре, объявлены они были месяц спустя – во время традиционного фестиваля педагогических идей молодых педагогов ЦАО, носящего одноименное название «Поколение будущего». 23 января 2013 года в Московском городском Доме учителя встретились молодые специалисты и их старшие коллеги, студенты педагогических вузов и колледжей Москвы, учащиеся, пришедшие поддержать своих преподавателей, а также старшеклассники, выбравшие профессию педагога. Всех зрителей ждала яркая концертная программа, подготовленная Советом молодых педагогов ЦАО и участниками «Поколения будущего» разных лет. Из года в год фестиваль собирает тех, кому дорог конкурс и кто хочет узнать о перспективах развития молодежного движения в Центральном округе. Не случайно именно во время фестиваля со сцены демонстрируют стратегические проекты начинающих педагогов. На этот раз для реализации были выбраны пять проектов: «ВИЖУ: Вместе Играем, Живем, Учимся» (направлен на социализацию детей с ОВЗ и воспитанников школ-интернатов через вовлечение в игровую деятельность), «Мы связаны незримой нитью» (проект по созданию интернет-портала для ветеранов педагогического труда, где будут собраны, как в копилке, методические рекомендации и творческие разработки наших старших коллег), «Центральный округ – округ учителей» (связанн с подготовкой и проведением экскурсионного марафона по местам «педагогической славы»), «Путь к вершинам» (проект развития на базе Совета молодых педагогов ЦАО туристического направления) и, наконец, «Наше призвание» – проект по созданию социальной рекламы, который заслуживает отдельного слова. В настоящее время, когда далеко не каждый понимает ценность труда учителя, когда в моду входят совершенно иные профессии, когда многие высшие учебные заведения подвергаются нападкам, молодые педагоги хотят, чтобы в их ряды приходили только мотивированные, грамотные и достойные специалисты. Ответом на проблемы времени и стал проект «Наше призвание», суть которого заключается в создании и распространении социальной рекламы под лозунгом «Именно от нас зависит будущее». На фестивале инициатив молодых педагогов ЦАО была представлена целая серия видеороликов. Уже сейчас многие из них можно найти на страницах Интернета. И это далеко все. У проекта есть несомненные перспективы, о чем во время встречи говорили начинающие специалисты, авторы показанных во время фестиваля роликов, – учитель начальных классов школы №1305 З.Курбанова, музыкальный руководитель детского сада №1277 А.Готина и педагоги специальной коррекционной школы-интерната №22 для слабослышащих детей А.Логинова, А.Смирнова, Т.Орлова.Итогом фестиваля, впрочем, как и всего конкурса, стала торжественная церемония награждения лауреатов и победителей «Поколения будущего». По признанию членов жюри, борьба оказалась настолько упорной и непредсказуемой, что сделать однозначный выбор не представлялось возможным. Победителями были признаны учитель русского языка и литературы школы №2054 А.Головин и учитель начальных классов школы №1305 З.Курбанова. Сегодня перед лауреатами конкурса профессионального мастерства молодых педагогов ЦАО открыты многие двери. Главное – не ошибиться с выбором и оправдать звание «поколение будущего». А помогут им слова гимна начинающих специалистов Центрального округа:Мы молоды, открыты и смелы,Летим вперед, сметая все преграды,Усталость и тревоги позабыв.Пускай нам будет детский смех наградой!Случается, порою ты суров,Расстроен и сомненьями терзаем,Но день минует, и спешить готовК тем, без кого себя не представляем.Сердца растопит их лучистый взгляд,Мерцающие искорки-чертинки.И сделаем навстречу первый шаг,Чтоб вновь идти не порознь, а в обнимку.Мы только начинаем, а ониСтановятся для нас учителями.О доблести, терпимости, любвиВновь узнаем сквозь призму детских знаний!Мы молоды, открыты и смелы,Летим вперед, сметая все преграды,Усталость и тревоги позабыв.Пускай нам будет детский смех наградой!
Комментарии