Уверена, что интерес к учебе у детей зависит не только от учителей-предметников, но и от классного руководителя. Я преподаю физику, и мои ребята увлечены этим предметом еще и потому, что мы нередко устраиваем дискуссии, обсуждения тем, которые изучаем, и во внеурочное время, в том числе и на классных часах.
Как-то сразу после занятия мы продолжили разговор о дальнейшем развитии нанотехнологий. Эта тема особенно волнует моих старшеклассников, они считают, что нанотехнологии преобразят мир, помогут использовать законы природы для блага человека, значительно изменят жизнь людей в ХХI веке. Ребята об этом слышали не только на моих уроках, но и многое успели прочитать.
А какие изменения они принесут в освоение околоземного пространства? Рассуждения ребят об этом были особенно интересны. Они говорили о том, что с помощью нанотехнологий можно сделать Луну пригодной для обитания, а метеориты приспособить под космические станции. Эти достижения сделают освоение космоса и дешевле, и безопаснее.
Ребятам хочется уже сегодня участвовать в научных разработках, применяя нанотехнологии. Они создают проекты, связанные с космосом, которые интересны и для специалистов. Скажем, один десятиклассник предложил проект «Путешествие на комете». Причем автор его доказывает, что для этого пригодны далеко не все кометы и метеориты, а только те, которые имеют определенную форму, а также орбиту, с которой они не смогут сойти. Только в этом случае такой «космический корабль» будет устойчивым и надежным.
Его одноклассница захотела построить спутник в виде кольца, при этом привела довольно основательные аргументы, доказывающие, что ее спутник никогда не упадет на Землю, не свернет со своей орбиты.
Вот такие занятия побуждают детей увлеченно заниматься не только математикой, физикой, но и такими предметами, как химия, естествознание, потому что, к примеру, нанотехнологии требуют знаний нескольких естественно-научных дисциплин. Конечно, подростки не ограничиваются тем, что написано в учебниках, они увлеченно читают научную литературу.
Мои ученики не только физики и математики, а еще и лирики. И этому тоже способствуют классные часы, посвященные поэзии, музыке. Ребята любят искусство, знают наизусть много стихов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Александра Блока, Сергея Есенина. Бывает, что мы целый классный час посвящаем какому-либо произведению или поэту. Так было, например, с романом «Преступление и наказание» Федора Достоевского.
Вот этот интерес к учебе, к знаниям у моих воспитанников не угасает и после того, как они окончат школу. Мои бывшие выпускники рассказывают мне, что читают, какие фильмы, спектакли посмотрели, на каких выставках побывали, с какими научными статьями ознакомились.
Ольга УЛАНОВА, заместитель директора гимназии №19, учитель физики, Королев, Московская область
Комментарии