За последние годы система образования Омска приобрела общественную направленность. Во-первых, в каждом образовательном учреждении действуют профессиональные сообщества и ученическое самоуправление. Во-вторых, школы взаимодействуют с «внешними структурами»: общественными организациями, шефами, фондами, ассоциациями выпускников, средствами массовой информации.
Cегодня общественная составляющая представлена во всех учреждениях образования Омска, правда, в разной мере. Педагогические советы, методические объединения, творческие группы – эти формы государственно-общественного управления действуют давно и эффективно. К формам «внешнего» общественного участия можно отнести: родительские комитеты, которые есть в 72 процентах учреждений; классные родительские комитеты – в 92 процентах школ. В десяти общеобразовательных учреждениях Омска созданы попечительские советы.
В лицее №29, например, попечительский совет действует с 2000 года. В состав ПС входят выпускники, родители, педагоги лицея. На одном из заседаний попечительского совета лицея принято решение о разработке программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
В гимназии №84 пошли несколько по другому пути, изменив подход к организации работы с родителями. Решили, что работы общешкольного родительского комитета и родительских собраний мало, надо привлекать большее количество мам и пап к активному участию в жизни гимназии. Для этого, кроме встреч, предусмотрели дни открытых дверей, когда родители могут решать вопросы с любым учителем, представителями администрации, социальным педагогом и психологом. Классные собрания теперь проводят не только классные руководители, но и… сами родители. На них формируются предложения по тематике очередных встреч и классных собраний, а информация служит основой для дальнейшей работы педагогического коллектива и родителей. Общешкольный родительский комитет стал «заводилой» – мамы и папы вместе с детьми участвуют в работе НОУ, пишут с детьми сценарии для выступлений, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. Более того, комитет вместе с администрацией, специалистами психолого-педагогической службы участвует в диагностировании, цель которого – выявление сильных и слабых мест в деятельности школы.
Средняя школа №95 в начале ХХI века включилась в движение общественно-активных школ. По словам Татьяны Шумиловой, директора школы №95, такая модель управления выгодно отличается от традиционных:
– Программа развития ОАШ сознательно ориентирована на сообщество – родители и другие члены общества активно вовлекаются в жизнь школы, приветствуется атмосфера коллегиальности, педагогический коллектив и учащиеся принимают активное участие в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями. В итоге формируется общая цель педагогов и школьников – развитие активной жизненной позиции и чувства принадлежности к сообществу.
Сегодня школу №95, пожалуй, можно назвать образцом социального партнерства учебного заведения с представителями сообществ. Налажены глубокие и прочные связи с крупными городскими предприятиями – «Омский бекон» и «Мостовик», с общественными организациями – Советом ветеранов, Общественной палатой области, центром «Помоги советом», с дошкольными учреждениями №116 и 338, с центрами дополнительного образования.
– Тут важна взаимовыгодность совместной деятельности, – объясняет Татьяна Шумилова. – Каждый участник должен четко осознавать, какую пользу он получит от подобных отношений, причем не только и не столько материальную. Исходя из нашего опыта можно выделить несколько этапов построения социального партнерства. Этап благотворительной деятельности характеризуется появлением нетрадиционных мероприятий: благотворительные ярмарки, марафоны. Все это играет на имидж школы. Этап локального партнерства – у нас было немало проектов, участие в которых так и не стало для сторонних организаций системным. А вот этап социального партнерства – самый сложный, требует не только разработки перспективного плана совместной работы, но и юридического закрепления отношений.
Конечно, это было бы невозможно без родителей, признает Татьяна Шумилова. К ним, впрочем, в школе тоже подошли необычно – решили собрать их не по классам, а по профессиям, то есть создать своеобразные профсоюзы. Например, родители – медики, строители, военные. На таких «профессиональных» собраниях легче повести разговор о том, какую помощь могут оказать родители школе, подумать о характере социального партнерства с каждой категорией. Мамы и папы помогли составить общую характеристику района, сформировать банк данных потенциальных партнеров, сделать анализ и начать выстраивать отношения. На общем собрании родителей был избран попечительский совет, затем открыт местный благотворительный общественный фонд развития школы №95. Законно, легально и под ответственность самих родителей, а не школьной администрации привлекаются пожертвования благотворителей. У фонда есть расчетный счет в банке, с которого никогда не взыщут «по долгам» школы, он имеет собственную юридическую базу, включающую множество правовых документов на каждый вид своей деятельности. Причем большинство его сотрудников прошли обучение в красноярском центре «Сотрудничество».
Особое место в государственно-общественном управлении Омска занимают советы образовательных учреждений – в городе почти 15-летний опыт их создания. Сегодня советы действуют в 73 процентах школ. Сейчас они стали появляться и в дошкольных образовательных учреждениях, например, в детском саду №268.
Разумеется, у каждого образовательного учреждения свой опыт. Для содействия их развитию в марте 2006 года создан совет руководителей муниципальных учреждений образования города Омска. В регламенте работы Департамента образования выделен день совета руководителей, учрежден приз совета при проведении конкурсов. Не слишком простыми, но вполне решаемыми оказались вопросы создания сайта совета руководителей, организации и проведения творческих гостиных «Для молодого директора». Президиум совета предложил подготовить и провести «дело года» – форум «Партнерские отношения как фактор развития муниципальной системы образования».
– Нам нужно развивать эту работу по разным направлениям, – говорит Надежда Разживина, директор Департамента образования города Омска. – Например, 51 школа участвует в апробации курса «Мой выбор», обеспечивающего предпрофильную подготовку учащихся. Курс предусматривает знакомство старшеклассников с особенностями рынка труда, проведение экскурсий, посещение предприятий. Это тоже элементы государственно-общественного управления. Информатизация образования и в первую очередь развитие корпоративной сети, к которой сейчас подключено 100 школ, позволяет делать систему образования открытой, социально-ориентированной. Ведем экспериментальную работу, которая затрагивает вопросы государственно-общественного управления. В частности, сетевой проект по созданию социально-адаптивных школ, реализация моделей общественно-активных школ, международные гранты по школе устойчивого развития и лидерству; центры по работе с неблагополучными детьми и т.д. Тридцать методических сообществ, тридцать три образовательных гранта, шестнадцать экспериментальных площадок, публичная защита программ развития, научно-практические конференции, профессиональные конкурсы педагогов – это важные формы общественной составляющей системы образования. Уже более года существуют окружные отделы образования. Они решают оперативные проблемы учреждений каждого округа, вопросы устройства детей в детские сады, участвуют в работе комиссий по делам несовершеннолетних, организуют работу с родителями. Эти структуры делают управление более гибким, приближенным к реальной образовательной ситуации, значит, государственно-общественным.
Комментарии