В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма велика. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого в так называемом объективном смысле как система правовых норм, которую нередко называют подотраслью конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также некоторые виды отношений, регулируемые корпоративными нормами, а также электоральными обычаями и традициями данного общества.
Избирательная система в узком умысле – это способ определить, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет установлена избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). При рассмотрении конкретных избирательных систем мы исходим из того, что выборы организованы и проводятся честно, что на самом деле бывает не всегда даже в демократических государствах.
У избирательных систем длительный путь. В течение почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Применяются и смешанные формы.
Виды демократии
Большинство западноевропейских стран имеют демократии с многопартийной системой: от 12 партий в Нидерландах до 4 или 3 в Германии и др. Американская система демократии жестко ограничена двухпартийностью (не конституционно, а в силу традиции).
Рассмотрим американскую систему демократии, ее ценности, институты, процедуры (технологию). В США существует демократический режим в президентской форме. Речь идет о конституционном режиме, при котором исполнительная власть – парламент – конгресс – являются юридически независимы, хотя и не изолированными друг от друга, а взаимодействующими и взаимоконтролирующими друг друга в строго установленных конституцией рамках. Разделение властей по-американски не является «строгим», как отмечают французские исследователи, президент участвует в законодательстве, используя право «вето», с другой стороны, конгресс участвует в исполнительной функции, поскольку назначает ряд высокопоставленных служащих, ратифицирует договора. Кроме того, он занимается судебной функцией – за конгрессом закреплено право осуществлять импичмент.
Важнейшим элементом американской системы разделения властей являются: 1) Различные пути формирования высших органов государственной власти. Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент – косвенным путем, коллегий выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах. 2) Различные сроки полномочий у каждого органа власти: у членов конгресса, палаты представителей – 2 года, у сенаторов – 5 лет, срок полномочий президента – 4 года, члены верховного суда назначаются пожизненно. 3) Каждая ветвь в определенной мере ограничивается полномочиями других властей. Этот механизм называется системой сдержек и противовесов. Несмотря на широкие полномочия президента, конгресс через свои комитеты и комиссии может осуществлять контроль над действиями федеральной администрации. Основатели американской конституции исходили из того, что лучшая организация власти такая, когда власть наиболее рассредоточена по субъектам. Лучшее правительство, считал Джефферсон, то, которое меньше всего управляет.
Американская демократия плюралистична. Она связана с многообразием групп интересов, пестрой мозаикой религиозных, профессиональных, семейных и локальных ассоциаций гражданского общества, характеризуется диффузностью конфликтов, разнообразием пересекающихся противоречий и обусловленной этим обстоятельством необходимостью компромиссов. Плюралистическая демократия в Америке носит элитный характер. Здесь правящий слой состоит из нескольких элит, ни одна из которых не верховенствует. Такую модель американский политолог Р.Даль называет полиархией. На принятие решений, по Р.Далю, в разных демократиях оказывает влияние определенное число элит. Правом «вето» наделяется меньшинство, что снижает вероятность быстрых вершин действий со стороны народа-большинства. Небезынтересна интерпретация тем же автором системы сдержек и противовесов, чем особенно гордится американская демократия. С одной стороны, она действительно мешает какой-либо ветви власти утвердить монополию, какой-либо группе узурпировать государственную власть.
Противоречия пронизывают и выборную систему, считающуюся чуть ли не ядром американской демократии. В самом деле институт, предназначенный для выявления и регистрации воли большинства, фиксирует в действительности волю меньшинства. Ведь в выборах президента принимает участие лишь треть, а то и четверть избирателей. Примерно половина граждан в возрасте от 18 до 25 лет даже не регистрируются для участия в голосовании. На избирательные участки приходят чуть более половины зарегистрировавшихся избирателей.
Еще один момент, свидетельствующий о «двуликости» американской демократии. Известно, как настойчиво зарубежные политологи подчеркивают так называемую деидеологизацию американской политической системы. В реальной же жизни деидеологизация скорее внешняя. Известен такой, например, факт. Президент Рейган заполнил более половины из 774 постов федеральных судей 30-40-летними убежденными консерваторами, которые будут выдавать решения и формировать законы еще и во втором и в третьем десятилетии следующего века. Подавляющее большинство из назначенных Рейганом располагают доходом свыше 200 тысяч долларов, а 23% являются миллионерами.
Таким образом, к демократии в США можно предъявить немало претензий, с точки зрения демократии, ее идеалов. Однако существующий разрыв между идеалами и политической практикой не мешает политической системе США быть в политическом мире наиболее устойчивой.
Англо-европейская модель демократии тоже по своему типу традиционно либеральная, со всеми присущими ей принципами и современными чертами, включая полиархию. Правящие элиты формируются из родных кланов, чиновничьей и финансовой олигархии, большого бизнеса, профессиональных политиков. Она тоже носит плюралистическо-элитный характер. Тем не менее ей присуща некоторая специфика. Она воплощена прежде всего в британской демократии, являющейся классической формой европейской.
Характерные черты британской демократии. Это, безусловно, традиционно-либеральный тип демократии. Ее теоретические основы единой элиты, а есть разнообразие элит: политической, экономической и военной. Кто стоит во главе этих институтов, тот занимает стратегические посты в системе государственной власти. Политические лидеры первого плана – это капитаны промышленности, «лорды войны». Элита политической власти в Америке в большинстве своем состоит из «политических чужаков» из делового мира. В иные годы лишь незначительное меньшинство руководящих членов правительства было профессиональными политиками.
США управляется ограниченной элитой, отмечает индийский политолог Шаран, в которую входят представители различных доминирующих в американском обществе групп интересов. Эта мысль подтверждается фактическими данными, приведенными в книге М.Паренти «Демократия для немногих». Автор зафиксировал «завидное постоянство» состава американского конгресса. Если в ХIХ в. конгресс обновлялся после каждых выборов наполовину, то в 40-х гг. ХХ в. новичков уже было до 30%. В последнее 10-летие их состав – от 11 до 13%. В 1986 г. из 393 человек-конгрессменов, выставивших свои кандидатуры для избрания, 385 одержали победу, т.е. 98%. Однако еще раз подчеркиваю, американским государством правит не монолитная элита.
Так что политический плюрализм в США весьма относителен; скорее это плюрализм для меньшинства. Здесь, как и в других странах, сложилась «администракратия». Тем более что произошло внеконституционное решение прав главы исполнительной власти, да и функции этой власти в целом. Характерные данные о численности госслужащих в США на конец 80-х гг. Их всего было 16,4 млн. человек, в том числе 18% составляли федеративные служащие.
В основе американской демократии лежат три принципа, пронизывающие все важнейшие документы государства: 1) равенство людей; 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности каждого и общества к совершенствованию. Эти принципы составляют суть американских либеральных, индивидуалистических ценностей, образующих так называемою американскую веру.
Поскольку американская демократия зачастую представляется в качестве образца народовластия, то целесообразно указать на некоторые из противоречий, присущих ей. В частности, одно из них состоит в том, что принципам большинства, положенным в основу классиком политической науки Дж.Локком, взята представительная английская демократия.
Великобритания – родина парламентаризма. Здесь неукоснительно реализуется принцип верховенства парламента над правительством. Парламентарии – представители наций. Парламент выполняет функции: легитимация существующей политической системы и политики правительства; контроль за деятельностью правительства; политическая интеграция граждан. В британской политической культуре как на уровне элиты, так и массы принято считать, что меры государственной политики не являются легитимными до тех пор, пока не одобрены парламентом. Отсюда другая черта английской системы демократии.
Высокая легитимность политических институтов политической власти признана большинством населения. 69% британцев не представляют, что закон может быть несправедливым. А в Англии низкий уровень политического населения вследствие законопослушности граждан, здесь малочисленная полиция, и полицейские не вооружены огнестрельным оружием. В то же время в Северной Ирландии политическое насилие – повседневность, и там в постоянном действии английские войска.
Господство права – неотъемлемая сторона демократических отношений и институтов в Англии. Конституция представляет собой неписаный свод принципов и норм. Некоторые исследователи считают, что как юридический документ она не существует. Однако в практической жизни англичан неписаная конституция является, по-видимому, таким же действующим сводом законов, как и писаная в других странах. Специфика разделения в английской политической системе: верховенство законодательной власти над исполнительной. Вместе с тем правительство наделено правом на законодательную инициативу. Двухпартийность – традиционная особенность английской политической демократии.
Политические традиции в Англии пронизывают все стороны ее жизни. Вот некоторые ее картинки из традиционного стиля политической жизни, описанные многими журналистами. Парламентские выборы проводят обязательно в четверг. Итоги голосования сообщаются избирателям утром в пятницу. В тот же день премьер-министр прибывает в королевский дворец с прошением об отставке, а лидер победившей на выборах партии – для вручения ему мандата на формирование правительства.
Англичане считают себя традиционными демократами, несмотря на те или иные их политические взгляды и симпатии. Известно крылатое выражение Черчилля: «Я демократ, потому что я англичанин».
Известный диссонанс в англо-европейскую модель конкурентной демократии вносит современная французская демократия. Это полупрямая демократия. Конституция предусматривает не только выборы всех институтов власти, но также референдумы по важнейшим законам страны.
В своей основе политический режим во Франции парламентский, но существенно отличный от британской модели. Некоторые политологи характеризуют его как полупрезидентский режим, хотя французские авторы не считают такое определение корректным.
Специфические черты: усиление легитимности исполнительной власти; ее глава – президент – избирается прямым всеобщим голосованием и по сути не зависит от парламента; правительство ответственно перед президентом и парламентом, ибо только они избраны народом; парламент имеет полномочия создать законы и контролировать правительство в установленных законом рамках, а в случае необходимости вправе уволить его в отставку; президент является арбитром, стоящим над властями, гарантом государственных институтов; он вправе в случае кризиса распустить парламент, назначить внеочередные выборы. Президент политически не ответственен перед парламентом, он только несет ответственность перед законом в случае измены родине; правительство, назначаемое президентом, – коллегиальный и солидный орган, составляющие вместе с президентом исполнительную ветвь власти; парламент состоит из двух палат: национального собрания и сената.
Первая избирается всеобщим прямым голосованием, вторая – непрямым всеобщим голосованием.
Французская демократия верна традиции, идущей от Великой французской революции: она включает права и свободы человека и гражданина, провозглашенные в известной Декларации 1789 г. Конституция гарантирует гражданские права, которыми человек обладает в качестве частного лица; социальные права – на пользование минимальными, но необходимыми для жизни в обществе условиями, политические права, связанные с участием граждан в государственных делах.
Французская модель демократии, закрепленная в конституционном законе, – это нормальная модель. Она, разумеется, не во всем совпадает с реальностью практической демократии. Различные, далеко не одинаковые условия жизни социальных групп предопределяют неравенство их по участию в политическом процессе, в управлении общественными делами.
Ряду европейских стран свойственны либеральные демократии в иных формах. В одних, как в Англии, демократия осуществляется с архаической формой государства, в других – власть принадлежит правительству и партиям, представители которых входят в правительство. Общее, однако, состоит в том, что любые модели демократии исходят из признания народа как источника высшей власти и необходимости избрания им непосредственных носителей государственной власти.
И еще одно замечание. Ни в одной из стран не существует в чистом виде демократий элитарной, плюралистической, партиципаторной или каких-либо иных, описанных современной теорией.
Словарь основных понятий
по избирательному праву
Абсентеизм (лат. – отсутствующий) – уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.
Активное избирательное право – право избирателя голосовать за кандидата, которого он считает достойным.
Анкета – 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для обобщений.
Брифинг (англ. – короткий) – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой кратко излагается позиция правительства или соответствующих организаций по определенному вопросу или дается информация о ходе международных переговоров, взглядов сторон и т.д.
Власть – в общем смысле слова: способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение и др.
Выборы – форма всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией (уставом) субъекта РФ, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Гипотеза – (греч. – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Государственная Дума – нижняя палата российского парламента, формирующаяся на основе прямых, равных, всеобщих выборов с тайным голосованием. Избирается на 4 года. Принятые Думой законы передаются для утверждения в Совет Федерации. Численность депутатов Государственной Думы России составляет 450 человек. Депутатом Госдумы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Государственной Думы обладает правом неприкосновенности.
Гражданин – 1. В конституционном и международном праве – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства. 2. В гражданском праве – субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений. 3. В широком смысле слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий интересами и нуждами страны.
Гражданское общество – общество с юридически и фактически закрепленными общечеловеческими ценностями, правами и свободами человека, гарантирующими свободный выбор его поведения в экономической, политической, культурной и других сферах общественной и личной (частной) жизни. В гражданском обществе обеспечивается оптимальное сочетание общественных, государственных и личных интересов.
Гражданственность – осознанная реализация прав и ответственное выполнение гражданских обязанностей на основе правовой просвещенности, социальной компетенции, причастности к делам государства, общественной жизни, ощущение своего достоинства, связи с социальной и природной средой, обществом и человечеством.
Губернатор – высшее должностное лицо субъекта Федерации, возглавляющее систему органов исполнительной власти.
Гуманизм (лат. человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.
Декларация (лат. заявление, объявление) – заявление от имени государства, правительства, партии, организации; торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены
Демократия – форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Депутат – выбранный представитель, член представительного государственного учреждения.
Избиратель – гражданин, располагающий активным избирательным правом.
Избирательная система – 1. Совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования, принцип организации избирательных округов, порядок определения результатов выборов, способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования; 2. Порядок формирования выборных органов и системы распределения мест после установления результатов голосования (принципы и условия участия граждан в осуществлении избирательного права, организация и порядок выборов, определение итогов голосования и установление результатов выборов).
Избирательное право – 1. Система правовых норм, регулирующих избирательную систему; 2. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.
Избирательный округ – территориальная единица, образованная для организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избирательный процесс – технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными.
Избирательный участок – территориальная единица, необходимая для организации голосования и подсчета голосов.
Конституционный суд – специальный судебный орган в некоторых странах, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Создан в России в октябре 1991 года.
Контент – анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и др.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.
Легитимация – признание или подтверждение законности государственной власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности. Основой легитимации могут быть традиции и обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит.
Личные (гражданские) права и свободы – права первого поколения, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. К личным (гражданским) правам относятся право на жизнь и достоинство личности, право на защиту чести и доброго имени, право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, жилища и др.
Лобби, лоббизм, лоббирование (англ. кулуары) – действия государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных) в поддержку отраслей и сфер экономики, регионов, отдельных предприятий, социальных групп, продиктованные заинтересованностью (а иногда и подкупом) отдельных лиц, а не объективной необходимостью. Лоббисты в лице представителей власти способствуют получению выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой по избирательному округу проходит кандидат, набравший абсолютное большинство голосов.
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система – система выборов депутатов представительного органа государственной власти или местного самоуправления, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть – по пропорциональной системе.
Многомандатный округ – избирательный округ, от которого избирается несколько кандидатов.
Многопартийность – комплекс политических и общественных партий и движений, имеющих фиксированные идеологические установки, а также четко определенную сферу политической деятельности.
Непосредственная демократия – осуществление публичной власти непосредственно народом, населением, принятие ими общеобязательных решений по вопросам государственного и местного значения.
Нормы избирательного права – узаконенные правила, установления, признанный обязательным порядок осуществления действий в сфере избирательного права.
Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей.
Общечеловеческие ценности – ценности, которые независимо от времени и обстоятельств имеют место в людском сообществе (жизнь человека, права человека, демократия, достижения культуры, научные открытия и др.).
Одномандатный округ – избирательный округ, от которого избирается только один кандидат.
Парламентаризм – 1. Принцип организации и осуществления государственной власти, который выражается в обязательном формировании высшего представительного органа государства – парламента. 2. Система государственного правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве парламента по отношению к другим государственным органам.
Пассивное избирательное право – право быть избранным, предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата.
Патриотизм – осознанное гражданское чувство и гражданская позиция, основанная на понимании своей принадлежности к определенной культуре, сообществу, стране, государству, выражающим эту культуру.
Плюрализм (лат. – множественный) – один из фундаментальных принципов правового общества, основанный на многообразии субъектов экономической, политической, культурной жизни (например, многообразие мнений, взглядов, форм собственности).
Позитивные права – права, действующие в настоящий момент.
Политическая партия – 1. Группа людей, объединенная общностью идей, интересов. 2. Политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.
Политические права и свободы – обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (индивидуального, коллективного) в общественно-политической жизни государства и осуществления государственной власти. К ним относятся права граждан участвовать в управлении делами государства путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, свобода слова, собраний, митингов, демонстраций, право на объединение.
Популизм (лат. – народ) – разнородные общественные течения и движения, апеллирующие к широким народным массам с призывом участия в управлении, критикой государственных институтов, бюрократии, коррупции и т.д. Для популизма свойственна вера в возможность простейшего решения социальных проблем, связанная с недостаточным образованием и культурным уровнем участников движения.
Права человека – совокупность политико-правовых, экономических и нравственно-духовных условий нормальной жизнедеятельности человека, его сохранения и развития в гармонии с обществом и природой.
Право – система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Правовая культура – облагораживание сознания и поведения, адаптация человека к существующему порядку.
Правовое государство – тип государства, в котором существует конституционное правление, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть. В основу государства заложено правовое равенство (власти, гражданина, общества) перед законом.
Представительная демократия – осуществление власти населением, гражданами через депутатов и органы государственной власти и местного самоуправления, а также деятельность избранных непосредственно народом, населением органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.
Презентация (лат. презент) – 1. Представление, предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершать платеж; 2. Общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например, книги, фильма, организации и т.д.
Президентская республика – республиканская форма правления, в которой, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту. Президент может избираться всенародно или парламентом.
Прямое избирательное право – голосование на выборах «за» или «против» всех кандидатов непосредственно.
Предвыборная агитация – деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по созданию и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» того или иного кандидата либо списка кандидатов.
Принципы избирательного права – условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие граждан в избирательной кампании, обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность, гласность выборов).
Пропорциональная избирательная система – система пропорционального представительства избирательных объединений и блоков в представительном органе государственной власти или местного самоуправления в зависимости от числа голосов, поданных за их списки кандидатов.
Равное избирательное право – участие граждан в выборах на равных основаниях (все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов; в выборах в одномандатных округах реализуется принцип «один избиратель – один голос»).
Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах – принцип избирательного права, согласно которому никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию.
Совет Федерации – верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социально-правовая компетентность – совокупность знаний об обществе и праве, позволяющих свободно ориентироваться в социально-правовой сфере, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.
Субъект – человек, личность; тот, кто познает и действует; носитель прав и обязанностей.
Средство массовой информации – периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Тайное голосование – исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Толерантность (лат. – терпение) – терпимость, снисходительность к чему-либо, кому-либо; условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества.
Уполномоченный по правам человека – должность, учрежденная в РФ на основе Конституции РФ 1993 года и введенная на основе Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года. Занимает независимое положение в системе государственных органов, несменяем в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается.
Устав – 1. Нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности. 2. Установленный собственником имущества или общественной организацией свод правил, регулирующих определенные вопросы правового положения соответствующих организаций, определяющий ее цели и задачи, принципы образования и деятельности, структуру, устройство, взаимоотношения с другими организациями.
Федеральное Собрание – согласно Конституции РФ 1993 года парламент России, представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Электорат (лат. – выбирающий, избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Элита – наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.д.
Этатизм (фран. – государство) – 1. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. 2. Политика активного участия государства в экономической, социальной, культурной жизни страны.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права и обществознания гимназии №23
Комментарии