search
main
0

Зависимость отдельных разрядов оплаты труда от наличия квалификационной категории

Главное, что необходимо иметь в виду при установлении разрядов, зависящих от второй, первой или высшей квалификационной категории, – это наличие у работника присвоенной сроком до 5 лет в установленном порядке квалификационной категории.
По истечении сроков действия имеющейся квалификационной категории не пожелавшим пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории устанавливаются разряды оплаты труда, соответствующие их образованию и стажу работы.
Разряды оплаты труда 11 и 12-й для оплаты труда педагогических работников в соответствии с требованиями к уровню квалификации ТКХ предусмотрены как в зависимости от наличия квалификационной категории, так и в зависимости от стажа педагогической работы и образования.
Так, учителям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, преподавателям, мастерам производственного обучения, концертмейстерам, социальным педагогам, педагогам-психологам и воспитателям (включая старших) при установлении 12-го разряда предусмотрено 2 или 3 (по отдельным должностям) самостоятельных основания.
Пример. Учителю 12-й разряд оплаты труда ЕТС устанавливается в следующих случаях:
– учителям, имеющим высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет;
– учителям специального (коррекционного) образовательного учреждения, имеющим высшее дефектологическое образование и стаж работы по профилю свыше 10 лет;
– учителям, имеющим II квалификационную категорию (т.е. учителям, которые могут не иметь указанного выше стажа (и даже в ряде случаев образования), но в установленном порядке прошедшим аттестацию и получившим II квалификационную категорию).
Музыкальным руководителям, старшим вожатым, инструкторам по труду и инструкторам по физкультуре при установлении 11-го разряда имеются 2 самостоятельных основания:
– наличие высшего профессионального образования и педагогического стажа свыше 10 лет;
– наличие II квалификационной категории.

Ранее Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования РФ от 17.06.93 N 256) предусматривались случаи продления срока действия квалификационных категорий.
Например, в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) оставалось менее 3 лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохранялась до наступления пенсионного возраста.
С 1 сентября 2000 года педагогические работники проходят аттестацию на основании Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 г. N 1908.
К сожалению, при государственной регистрации Положения об аттестации Минюст РФ исключил из него вопросы продления сроков действия квалификационных категорий как не связанные непосредственно с порядком аттестации.
В совместном письме Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 г. N 297/19-10/117 рекомендовано продлевать сроки действия квалификационных категорий в исключительных случаях соответствующими органами управления образованием на основании заявлений работников, но не более чем на один год.
Перечень оснований для продления сроков действия квалификационных категорий (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке на работе по специальности за рубежом, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или уходом на пенсию независимо от ее вида и др.) целесообразно предусматривать в региональных отраслевых соглашениях в порядке, установленном Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” (в ред.ФЗ от 24.11.95).
При этом Министерство образования считает целесообразной разработанную в ряде регионов практику упрощенной процедуры экспертизы при повторной аттестации, аттестации при достижении пенсионного возраста, передачу ее непосредственно в образовательное учреждение, продления срока действия квалификационных категорий в ряде исключительных случаев (болезнь, беременность и пр.). Вполне соответствует целям, задачам и принципам Положения такая ситуация, когда при аттестации опытного, эффективно работающего педагога положительное решение принимается только на основе изучения документов, подтверждающих необходимый уровень его работы Минобразования России.

Вопросы, поступающие по проблемам об аттестации, постоянно анализируются, и по ним Министерство образования России выпускает специальные сборники в виде вопросов-ответов.
В связи с принятием нового Положения об аттестации такие разъяснения даны в письме Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки от 14.12.2000 N 22-06-1375/175. Сборник составлен на основе обращений и запросов органов управления образованием, территориальных организаций профсоюза, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, поступивших с момента введения в действие Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В связи с изданием названного письма не применяются письмо Минобразования России от 29.12.93 N 239-М и раздел I письма Минобразования России и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки России от 22.04.97 N 23/146.

Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки от 14.12.2000 N 22-06-1375/175

Ответы на вопросы по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

1. Вопрос. Должны ли быть признаны утратившими силу территориальные и ведомственные положения об аттестации, принятые в соответствии с ранее действовавшим Типовым положением, с момента введения в действие Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее – Положение)?
Ответ. Территориальные и ведомственные положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования с 1 сентября 2000 года должны быть признаны утратившими силу.
Формы и процедуры аттестации, являвшиеся составной частью территориальных и ведомственных положений об аттестации и не противоречащие Положению, должны быть доведены до муниципальных, территориальных ведомственных органов управления образованием и образовательных учреждений отдельным нормативно – правовым актом. Кроме того, работникам должно быть предоставлено право выбора форм и процедур аттестации.

2. Вопрос. Могут ли органы управления образованием принимать дополнительные нормативно – правовые акты о порядке аттестации с учетом специфики региона, отрасли?
Ответ. Нет, не могут, поскольку пункт 1.8 Положения не допускает установления федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации.
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации “Об образовании” установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации, которая реализуется Министерством образования Российской Федерации (подпункт 44 пункта 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258).

3. Вопрос. Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15.08.2000 NN 297/19-10, 117 предложено в 2000/01 учебном году проводить аттестацию педагогических и руководящих работников в сроки, предусмотренные Положением, по ранее поданным заявлениям.
Означает ли это, что работники, у которых срок действия квалификационных категорий истекает в 2000/01 учебном году, подавшие заявления на аттестацию позднее 1 октября 2000 года (дата начала аттестации в соответствии с Положением), теряют в 2000/01 учебном году право на прохождение аттестации?
Ответ. Нет, не означает. В регионах, где сроки подачи заявлений были установлены позднее 1 октября или не установлены вообще, соответствующие органы управления образованием должны предоставить таким работникам на основании их заявлений возможность пройти аттестацию в 2000/01 учебном году или продлить срок действия имеющихся квалификационных категорий до прохождения ими аттестации в 2001/02 учебном году.

4. Вопрос. Могут ли пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений и каким образом?
Ответ. Педагогические работники негосударственных и ведомственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию в порядке, предусмотренном Положением, на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и негосударственным, ведомственным образовательным учреждением или самим работником.

5. Вопрос. Работнику в текущем учебном году присвоена квалификационная категория. Через какое время он может обратиться в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию?
Ответ. Работник, которому в текущем учебном году присвоена квалификационная категория, может обратиться с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением в сроки, установленные для его подачи.

6. Вопрос. Какие сведения о повышении квалификации вносятся в заявление и аттестационный лист и должны ли эти сведения подтверждаться соответствующими документами?
Ответ. В заявление и аттестационный лист вносятся сведения о прохождении повышения квалификации в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213. Сведения должны вноситься на основании документов государственного образца о прохождении повышения квалификации (п. 28 указанного Типового положения).
По желанию работника в заявление могут вноситься сведения на основании иных документов о прохождении повышения квалификации.

7. Вопрос. Если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли вышестоящая аттестационная комиссия отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии?
Ответ. В соответствии с п. 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий и экспертных групп, порядок голосования при принятии решения аттестационной комиссией и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям к квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.
Административный порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрен, поэтому вышестоящие аттестационная комиссия или орган управления образованием не могут отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии.

8. Вопрос. Положением предусмотрено, что персональный состав аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы определяются самим образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Означает ли, что решение этих вопросов находится только в компетенции руководителя образовательного учреждения?
Ответ. Нет, не означает. Вопросы формирования аттестационной комиссии, регламента ее работы, включения в ее состав работников образовательного учреждения, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций и отнесение этих вопросов к компетенции руководителя и (или) органов самоуправления образовательного учреждения должны определяться в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения, или в порядке, установленном органом самоуправления образовательного учреждения.
Представитель соответствующего профсоюзного органа включается в состав аттестационной комиссии любого уровня в обязательном порядке на основе п. 3.6 Положения.

9. Вопрос. Может ли быть делегировано право проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационной комиссии образовательного учреждения?
Ответ. Положение не предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.
В соответствии с п. 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только федерального подчинения и только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.

10. Вопрос. Может ли быть делегировано право аттестации на высшую квалификационную категорию муниципальной аттестационной комиссии или аттестационной комиссии образовательного учреждения?
Ответ. Нет, не может. В соответствии с Положением право аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции Центральной и Главной аттестационных комиссий.

11. Вопрос. Имеют ли право Центральная и Главная аттестационные комиссии проводить аттестацию педагогических и руководящих работников на первую и вторую квалификационные категории?
Ответ. В соответствии с п. 3.1 Положения Центральная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию только педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения и только на высшую и первую квалификационные категории.
Главная аттестационная комиссия имеет право проводить аттестацию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на высшую квалификационную категорию, а также на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в непосредственном подчинении субъектов Российской Федерации.
Центральной, Главной и муниципальной аттестационным комиссиям Положением не предоставлено права проведения аттестации на вторую квалификационную категорию.

12. Вопрос. Какой аттестационной комиссией осуществляется аттестация руководителей образовательных учреждений как педагогических работников, в т.ч. на вторую квалификационную категорию?
Ответ. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует, осуществляется соответствующей аттестационной комиссией.

13. Вопрос. В каких случаях в образовательном учреждении не может быть создана аттестационная комиссия и его педагогические работники будут аттестовываться на вторую квалификационную категорию в аттестационной комиссии другого образовательного учреждения?
Ответ. Эти случаи могут быть связаны с малочисленностью работников образовательного учреждения, невозможностью сформировать аттестационную комиссию из-за отсутствия специалистов и по другим причинам. В этих и других случаях по распоряжению местного (муниципального) органа управления образованием аттестация педагогических работников может осуществляться аттестационной комиссией другого образовательного учреждения (пункт 3.3 Положения).

14. Вопрос. Какие аттестационные комиссии, кроме Центральной, могут осуществлять аттестацию педагогических и руководящих работников ведомственных государственных и ведомственных муниципальных образовательных учреждений (например, музыкальные школы, школы искусств, культуры, учреждения среднего профессионального образования культуры и здравоохранения, социального обеспечения), учредителями которых являются органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления?
Ответ. Учитывая, что законодательством Российской Федерации об образовании (статьи 31 и 37 Закона Российской Федерации “Об образовании”) не предусмотрено создание ведомственных органов управления образованием на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном уровне, то аттестация работников ведомственных образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, находящихся в подчинении федеральных ведомственных органов управления образованием) осуществляется соответственно Главной или муниципальной аттестационными комиссиями, создаваемыми государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и местными (муниципальными) органами управления образованием по договору между работниками или образовательным учреждением, либо, если такими полномочиями указанные аттестационные комиссии будут наделены, соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

15. Вопрос. Может ли быть решение аттестационной комиссии в отношении работника, проходящего аттестацию, по каким-либо причинам принято в срок, превышающий 2 месяца с начала ее прохождения?
Ответ. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения (определяется графиком) и до принятия решения о соответствии или несоответствии работника заявленной квалификационной категории (пункт 2.2 Положения).
Продолжительность аттестации работника в исключительных случаях может быть увеличена органом управления образованием, руководителем образовательного учреждения, проводящими аттестацию, например, по причине временной нетрудоспособности работника в период прохождения аттестации или другим уважительным причинам.

16. Вопрос. Относятся ли к работникам-совместителям, имеющим право пройти аттестацию в соответствии с п. 2.6 Положения, преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием и методкабинетов, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях?
Ответ. В данном случае к работникам-совместителям относятся все работники учреждений и организаций, включая преподавателей вузов, специалистов органов управления образованием и методических кабинетов, если они осуществляют педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в должностях, тарифно-квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий, а оплата за эту работу осуществляется по разрядам Единой тарифной сетки.

17. Вопрос. Нужно ли дублировать в образовательном учреждении приказ органа управления образованием о присвоении работнику квалификационной категории?
Ответ. Нет, не нужно. На основании сведений, содержащихся в аттестационном листе работника о присвоенной квалификационной категории, руководитель образовательного учреждения вносит в трудовую книжку работника запись о присвоенной квалификационной категории и издает приказ об установлении ему соответствующего этой квалификационной категории разряда оплаты труда.

18. Вопрос. Почему в Положении не предусмотрено никаких преимуществ при аттестации работников, имеющих почетные звания, государственные или ведомственные награды, ученую степень кандидата или доктора наук?
Ответ. Положение определяет порядок аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До введения вариативных форм и процедур аттестации федеральные ведомственные органы управления образованием и органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут при проведении аттестации предусматривать особые формы и процедуры для педагогических и руководящих работников, в том числе и имеющих государственные, ведомственные награды, ученую степень.

19. Вопрос. Имеет ли право аттестационная комиссия отказать в приеме заявления на прохождение аттестации от работника, достигшего пенсионного возраста?
Ответ. Нет, такого права у аттестационной комиссии нет.

20. Вопрос. Кто принимает решение о продлении срока действия имеющейся у работника квалификационной категории?
Ответ. Продление срока действия квалификационной категории осуществляется в исключительных случаях соответствующими органами управления образованием по заявлению работника. Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории – федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий – местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут принять общее решение по данному вопросу.
Следует иметь в виду, что срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.

21. Вопрос. В письме Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 15.08.2000 NN 297/19-10, 117 (п. 4) квалификационные категории в течение срока их действия учитываются на всей территории Российской Федерации при установлении работникам разрядов оплаты труда, в том числе и при поступлении на педагогическую работу вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, если им по прежнему месту работы по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности. Кого следует считать вынужденными переселенцами в таком случае?
Ответ. В данном случае вынужденным переселенцем признается лицо, достигшее 18-летнего возраста и имеющее документ установленного образца о признании его вынужденным переселенцем в соответствии с Законом Российской Федерации “О вынужденных переселенцах” в редакции Федерального закона от 20.12.95 N202-ФЗ. Срок действия имеющейся у такого педагогического работника квалификационной категории на территории Российской Федерации не может превышать пяти лет с момента ее присвоения по прежнему месту работы.

22. Вопрос. Очень часто педагогические работники, имеющие квалификационную категорию по должности, например, учителя, преподавателя, выполняют одновременно работу по другой должности, связанной с педагогической работой. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?
Ответ. Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.

Примеры:
В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен на основании письменного заявления работника соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории.

23. Вопрос. С какого времени должен устанавливаться разряд оплаты труда, соответствующий присвоенной квалификационной категории?
Ответ. Разряд оплаты труда, соответствующий присвоенной квалификационной категории, устанавливается со дня принятия решения аттестационной комиссией о соответствии работника заявленной квалификационной категории.

24. Вопрос. Если на педагогическую работу в учреждения общего, начального или среднего профессионального образования принимаются преподаватели и другие работники вузов, НИИ, имеющие по основному месту работы 14-й, 15-й, 16-й и более высокие разряды ЕТС, должны ли быть за ними сохранены эти разряды?
Ответ. Разряды оплаты труда, которые работники имели в учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, при переходе на педагогическую работу в учреждения общего, начального и среднего профессионального образования не сохраняются. Оплата труда в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования устанавливается в соответствии с разрядами ЕТС, предусмотренными по занимаемым должностям тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ), в соответствии с установленными в них требованиями.
В процессе аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в связи с вводом нового Положения на местах возникает ряд общих вопросов по его применению. Поэтому Министерством образования, Профсоюзом работников народного образования и науки разработаны разъяснения по порядку применения нового Положения об аттестации (письмо от 15.08.2000 г. N 297/19-10/117)

Министерство образования Российской Федерации
N 297/19-10

Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации
N 117

Письмо
от 15 августа 2000 года

О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации доводят до сведения региональных органов управления образованием, образовательных учреждений и территориальных организаций профсоюза, что с 1 сентября 2000 г. вступает в действие Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее Положение), утвержденное Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322).
В связи с поступающими запросами из органов управления образованием, территориальных организаций профсоюза и в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению аттестации педагогических и руководящих работников, а также во исполнение совместного решения коллегии Минобразования России и президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.05.2000 N 11/1-3 сообщаем, что до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации и других нормативных правовых актов необходимо руководствоваться следующим.
1. С 1 сентября 2000 г. проводить аттестацию по ранее поданным заявлениям в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 Положения, применяя действующие в субъектах Российской Федерации формы и процедуры в части, не противоречащей Положению, предоставив аттестуемым право их выбора.
2. В соответствии с п. 1.6 Положения квалификационные категории присваивать сроком на пять лет.
3. Устанавливать разряды оплаты труда педагогическим и руководящим работникам согласно присвоенной квалификационной категории со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии заявленной квалификационной категории.
Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию, в том числе по истечении срока действия квалификационной категории, устанавливать разряды оплаты труда с учетом стажа их педагогической работы (работы по специальности) и образования.
4. Квалификационные категории в течение срока их действия учитывать на всей территории Российской Федерации при установлении работникам разрядов оплаты труда в следующих случаях:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа и вида образовательного учреждения;
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее оставления;
при поступлении на педагогическую работу вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, если по прежнему месту работы им по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности;
при переходе с одной руководящей должности на другую руководящую должность;
при переходе педагогических работников негосударственных образовательных учреждений, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, если их аттестация осуществлялась аттестационными комиссиями, предусмотренными пунктом 3.1 Положения.
Разряд оплаты труда педагогическому работнику, выполняющему педагогическую работу на различных должностях и имеющему квалификационную категорию по одной из них, может быть установлен с учетом присвоенной квалификационной категории при условии совпадения по этим должностям должностных обязанностей, профилей работ решением соответствующего органа управления образованием.
5. О присвоенной квалификационной категории по результатам аттестации в трудовую книжку (раздел “Сведения о работе”) вносятся следующие записи:
в графе 1 – порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 – дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 – “Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности “учитель” (без указания преподаваемого предмета), “преподаватель”, “воспитатель” и т.п.; “присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности “директор” (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 – дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию на присвоение квалификационной категории по должностям руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
6. В случае признания лица, претендующего на занятие руководящей должности, не соответствующим первой квалификационной категории трудовой договор (контракт) с ним не заключается.
7. В случае признания руководящего работника не соответствующим первой квалификационной категории он может быть переведен с его согласия на педагогическую работу (должность) или трудовые отношения с ним прекращаются в соответствии с трудовым законодательством.
8. Учитывая, что при государственной регистрации Положения Минюст России исключил из него вопросы продления сроков действия квалификационных категорий, как не связанные непосредственно с порядком аттестации, продление сроков действия квалификационных категорий в исключительных случаях может осуществляться соответствующими органами управления образованием на основании заявлений работников, но не более чем на один год.
Перечень оснований для продления сроков действия квалификационных категорий (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке на работе по специальности за рубежом, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании”, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или уходом на пенсию, независимо от ее вида и др.) целесообразно предусматривать в региональных отраслевых соглашениях в порядке, установленном Законом Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях” в редакции Федерального закона от 24.11.95.
9. В случаях принятия решений об установлении работникам, имеющим квалификационные категории, дополнительных выплат предъявление к ним требований, не предусмотренных Положением, в период аттестации не допускается.

Первый заместитель
министра образования
Российской Федерации
А.КИСЕЛЕВ

Заместитель председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
В.ПАВЛИХИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте