Каждый человек независимо от возраста и образовательных потребностей уникален и имеет такие черты характера, которые часто требуют большего внимания для построения грамотного взаимодействия. На 2023 год мой педагогический стаж составляет тридцать лет. Когда я только начала работать с детьми, было нелегко найти подход к каждому ученику, но со временем я сформулировала для себя основные правила работы с детьми.
Во-первых, для того чтобы достичь результата, важна поддержка мотивации к учебе. Поэтому не ругайте за ошибки, а, наоборот, делайте акцент на том, что у ребенка уже получается, благодаря этому ученик перестанет бояться совершать ошибки.
Во-вторых, важно видеть потенциал учащегося, то есть понимать, чего можно достичь конкретно с этим ребенком. Для того чтобы понять, как работать с такими детьми, важно знать о них как можно больше, а значит, нужно уметь найти подход к каждому из них.
Итак, важная часть нашей работы – искусство коммуникации. К сожалению, у детей, с которыми проходит работа, есть трудности в общении, поэтому так важно на занятиях поддерживать дружественную атмосферу, это помогает ребенку раскрыть потенциал и наладить контакт с другими детьми, а также непосредственно с логопедом.
Итак, такие ребята имеют индивидуальные особенности, вот некоторые из них:
– нарушения в эмоциональной и поведенческой сфере;
– нарушение развития речи, нет спонтанности в речи;
– нарушение внимания, плохая работоспособность, излишняя подвижность;
– неспособность сознательно организовать поведение;
– отвлекаемость, импульсивность;
– повышенная возбудимость;
– проблемы с вербальным общением;
– ограниченны общие знания и представления об окружающем мире.
Для работы с такими детьми важно использовать различные методы обучения, чтобы каждый учащийся усвоил материал в полном объеме. В практической работе с учащимися применяют описательные, репродуктивные, частично исследовательские, коммуникативные, саморегулирующие и взаимоконтролирующие методы. Важно помнить и о методах позитивной рефлексии, они помогают во время коррекционных занятий и в конце урока.
Так, в работу необходимо включать:
- Методы активного обучения.
Игровые методы гибкие, поэтому их используют в различных возрастных группах. Игровая деятельность – привычное и интересное занятие, а значит, обучение не будет эффективным без игры. Тактильные, умственные и коммуникативные навыки у детей развиваются в первую очередь в игре. Работа должна быть веселой, эмоционально приятной и неутомительной. Для активизации процесса обучения часто используются дидактические игры. Моей фишкой в работе является игра «Назови пароль». Суть в том, чтобы перед занятием каждый ученик постарался ответить на вопрос по пройденному уроку. При этом важно задавать вопрос в соответствии со знаниями и уровнем восприятия, иначе ребенок потеряет мотивацию к обучению. По желанию эту игру можно провести и после урока, так как она направлена на развитие долгосрочной памяти.
- Методы музыкальной терапии и рефлексологии.
Разнообразие методов обучения помогает переключаться с одного вида деятельности на другой, что повышает качество полученных знаний и умений. Частая смена вида занятия предотвращает переутомление и помогает сосредоточить внимание на изучаемом материале, а также применять полученные знания в различных условиях.
Один из вариантов, который используется мной в работе, – это выступления на сцене со стихами. Этот метод, на мой взгляд, наиболее эффективен, так как в процессе выступления учащиеся развивают навыки и умения в непринужденной обстановке. На первый взгляд может показаться, что это не самый подходящий способ для детей, ведь выступления на сцене бывают психологически сложными для учащихся, но это одна из лучших моделей помощи в развитии памяти, а также уверенности в себе. Выступления на сцене требуют знания стихотворений, умения выражать мысли, эмоции, контролировать речь и поведение. Все ребята с удовольствием учат стихи, ведь они выбирают то произведение, которое интересует именно их. При использовании этого метода занятия проводятся в форме репетиций, дети чувствуют себя неотъемлемой частью команды, которая готовится к выступлению, что также благоприятно воздействует на формирование коммуникативных навыков. На этих уроках упор делается на правильное произношение слов и выражение эмоций. Многие дети проявляют больше интереса к занятиям после таких выступлений. У учащихся появляется уверенность в себе, они лучше контролируют свои речь и поведение. Все это заметно не только в процессе занятий, но и, что самое важное, в повседневной жизни. Чтение стихов перед аудиторией воспитывает смелость и уменьшает склонность считать себя странным и неуспешным. Все это делается в тесном сотрудничестве со всеми педагогами, непосредственно участвующими в образовании конкретного ребенка. Итак, в данном методе работа логопеда заключается в оказании помощи для развития ритмического и фонематического слуха при разучивании стихов, ритмических потешек, сказок и песен, в ходе чего развивается и поддерживается интерес к учебе, а также появляется возможность получить и использовать все необходимые знания и навыки.
В заключение хочется сказать, что работа с любыми детьми трудоемкая и ответственная, но она также является очень благодарной. Когда видишь, каких успехов добиваются твои ученики, то понимаешь, что каждый заслуживает понимания и заботы. Любите то, что вы делаете, и тогда все получится!
Елена ДУРСЕНЕВА, логопед школы №49
Комментарии