Лучшие работы выдающегося теоретика и практика отечественного образования Олега Семеновича Газмана (1936-1996) собраны под одной обложкой. Автор, увы, не успел “собрать всего себя” для публики. И даже не мечтал: отнюдь не толстые тома и гладкие формулировки для потомков были для него на первом месте… Главная и единственная (это не опечатка!) книга О.С.Газмана только что вышла в столичном издательстве МИРОС под редакцией друга и единомышленника Александра Тубельского.
Первое демократическое государство в этой стране было детским. Оно расцвело на берегу Черного моря под крылом Олега Семеновича Газмана, во Всероссийском лагере “Орленок”.
Яркий нюанс: вместо вопроса “Что дал ТЕБЕ “Орленок”?” главным предметом орлятских дискуссий тех лет был совершенно другой, а именно “Что сделал для “Орленка” ТЫ?”. Эти слова, но в применении к судьбе России, высечь бы золотыми буквами аккурат над входом в нашу Государственную Думу – такое предложение вносит в своих заметках главный врач тогдашнего “Орленка”, а сейчас профессор медицинского университета Валентин Мелешко.
Потом был подмосковный “Маяк” Академии педагогических наук СССР. Обыкновенный ведомственный лагерь без особых удобств уже к середине семидесятых стал местом паломничества лучших педагогических перьев страны. Стенограммы открытых планерок “маяковских” вожатых впервые публикуются в их полном виде.
Незадолго до своей кончины Олег Семенович написал письмо очень высокому руководителю с просьбой внести в Закон РФ “Об образовании” одну, всего одну поправку. Но какую! Оказывается, образование – это не только обучение и воспитание, но и поддержка – да-да, крайне необходимая взрослеющему человеку индивидуальная поддержка. Газман настаивает, убеждает: если не выделить эту особую заботу о ребенке в целое самодостаточное направление образования, то не будет у нас профессиональных педагогов, освобожденных классных наставников, да что там – даже ставок таких не видать. Эта идея буквально сжигала ученого. Тому, чем же, по мнению Олега Семеновича, должен на самом деле заниматься освобожденный классный воспитатель – с малышами и ребятами постарше, – посвящен целый большой раздел в его “Неклассическом воспитании”. Думаю, он заинтересует не только воспитателей, но всех, кто искренне стремится к пониманию детских сердец. То письмо в “высокий дом” так и осталось лежать на столе. Бросил, не дописав, на полуслове. Не успел. Зато есть теперь с нами эта книга – как подарок, завещание ученого своим коллегам, продолжателям, друзьям. Есть книга о педагогической поддержке! Вы читали?
Антон ЗВЕРЕВ
Комментарии