Время от времени умные люди задают вопрос, который остальным кажется довольно странным: «Ну почему вы постоянно пропагандируете военно-патриотическое воспитание, ну к чему этот милитаризм, неужели патриотизм непременно должен быть военным?» С одной стороны, это выглядит как вполне обычное недоумение пацифистов, которым тема войны неприятна по своей природе. С другой стороны…
В конце июня мы приняли участие в пресс-туре, организованном Постоянным комитетом Союзного государства и Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке МИА «Россия сегодня». Мероприятие было посвящено наступательной операции «Багратион», в ходе которой 3 июля 1944 года был освобожден Минск, а затем и вся Беларусь. На всем протяжении маршрута (Гомель – Жлобин – Бобруйск – Минск) российские журналисты и историки посетили целый ряд мемориалов и памятных мест, посвященных павшим героям Великой Отечественной, узнали о зверствах карателей на оккупированной территории, о массовых казнях мирных граждан, о концентрационных лагерях, партизанских отрядах, сражениях. После этого почему-то не приходит в голову спрашивать, а так ли уж необходимо постоянно поднимать тему войны и не лучше ли вместо постоянного ворошения прошлого заняться наконец сотворением настоящего. Ведь с 1941 по 1945 год население Беларуси сократилось почти на 3 миллиона человек, то есть погиб каждый третий житель республики. Война здесь не просто затронула каждую семью – сотни тысяч семей были попросту уничтожены целиком, от мала до велика. Можно ли молчать об этом? На мой взгляд, совершенно неудивительно, что патриотическое воспитание здесь просто физически не может быть отделено от военного. По словам консультанта Управления высшего образования Минобразования Республики Беларусь Надежды Ганущенко, в школах и вузах уже не первый год преподают курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», в профильных классах гуманитарного направления вдвое увеличено количество часов на изучение этой темы. Учащиеся активно занимаются исследовательской деятельностью, работают в архивах, посещают места боевой славы, занимаются созданием школьных музеев, ведут поисковую работу. – Мы стараемся не говорить о войне общими словами, а пытаемся донести до ребят мысль, что тема эта касается лично каждого из них, – рассказывает доцент исторического факультета Белорусского государственного университета Кузьма Козак. – А помимо этого, мы сотрудничаем с вузами, музеями и архивами других городов и стран, потому что судьбы людей слишком тесно переплелись и нужно рассматривать проблему в системе. Например, при освобождении Беларуси участвовали жители Тульской и Воронежской областей, большинство из которых до сих пор числятся пропавшими без вести. Благодаря нашим поисковикам (среди которых немало школьников и студентов) каждый год мы обнаруживаем останки бойцов. По личным вещам, номерам орденов и медалей узнаем их имена и сообщаем родственникам. Многие из жителей нашей республики приняли участие в освобождении европейских стран от фашистов и полегли там смертью храбрых. Сведения о них находятся в иностранных архивах, с которыми у нас также установлены тесные связи. Кузьма Иванович убежден: нужно как можно чаще вывозить детей на места сражений, организовывать встречи с ветеранами, узниками лагерей, просматривать военную хронику и лучшие фильмы о войне, чтобы понять, что же довелось пережить нашему народу. Советскому Союзу противостояла сильнейшая армия мира, нам пришлось столкнуться с величайшими трудностями, но мы выжили, победили, несмотря ни на что! К тому же не стоит забывать, что против СССР в те времена воевали не только немцы, но и голландцы, венгры, румыны, французы, итальянцы. Их тоже полегло здесь немало, кости фашистских солдат порой лежат вперемежку с русскими. Но если в Беларуси и России об этом все еще помнят и говорят, то в других странах тема Второй мировой интересует далеко не всех. В частности, по словам Козака, нередки случаи, когда внуки и правнуки немцев узнавали о прошлом своего деда лишь после его смерти, когда внезапно обнаруживали в его личных вещах дневники, которые тот вел, будучи на Восточном фронте. И там порой бывают описаны крайне неприятные факты, которые выставляют ветерана в весьма невыгодном свете. Хотя при жизни он и словом не обмолвился о своих «подвигах», все его знали как добропорядочного гражданина. Безусловно, это огромная травма для наследников. Но именно такая правда позволяет жителям Западной Европы переосмыслить свое отношение к той войне, понять нашу боль, которая не проходит и спустя столько лет со Дня Победы. Понять, раскаяться, попросить прощения. И принять то, что было, не пытаясь отречься от этого. Можно сделать вполне закономерный вывод: если попытаться оторвать тему войны от темы патриотизма, очень может случиться, что возникнут две параллельные истории, между собой мало пересекающиеся. По отдельности их довольно легко исказить, исправить, направить в русло, удобное тем или иным политикам. В результате вполне может оказаться, что о войне вообще не стоит говорить, ибо это слишком неприятная и неудобная тема, а любовь к Родине надо воспитывать на чем-то совершенно ином. Хотя это самое «иное» нередко имеет самое прямое отношение к войне. Равно как и наоборот. …Недалеко от Бобруйска расположен мемориал «Красный берег». В годы войны здесь располагался детский концлагерь, где у ребятишек в возрасте от 8 до 14 лет брали кровь для нужд вермахта. Обескровленные детские тела затем сжигали в котельной. На центральной аллее мемориального комплекса – символический школьный класс, парты, за которые уже никогда не сядет ни один ученик, а на доске – письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, написанное из фашистской неволи. Его нашли в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов города Лиозно. Привожу его полностью:«Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопиец. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой, мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, – платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. «Русы были и есть свинья». Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит – письмо дойдет. 12 марта 1943 года».Уверен, это письмо должен прочесть каждый учитель, каждый школьник, чтобы понять: мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы страшная трагедия XX века не повторилась. Нельзя вновь допустить, чтобы мир разделился на тех, кто считает себя «высшей расой», имеющей право решать, кому жить, а кому умереть, и прочую серую массу, которую можно считать «враждебным биологическим видом». Комментарий Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО, телеведущий программы «Умницы и умники»:- Я считаю, что точно так же, как образование невозможно отделить от воспитания, нельзя убрать из патриотического воспитания все, что касается темы войны. В истории нашей страны было слишком много войн, мы потеряли слишком много граждан, чтобы игнорировать данный факт. Другое дело, что воспитывать нужно не только на одних победах и не только на поражениях. Родину, как и мать, нужно любить со всеми ее недостатками. И защищать точно так же, как сын защищает свою мать.
Комментарии