На площадке санкт-петербургского «Экспофорума» прошел VIII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Собравшиеся обсудили различные аспекты применения инструментов Национальной системы квалификаций, вопросы внедрения ее методологии и оценочных средств в практическую работу учреждений среднего профессионального образования, вузов и предприятий реального сектора.
Спикеры форума также рассказали о ведущейся нормотворческой работе, вызовах и трендах современного рынка труда и перспективах развития сферы образования.
Обращаясь к участникам Форума в приветственном адресе, Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил: «Подчеркну, совершенствование инструментов Национальной системы квалификаций имеет исключительно важное значение для формирования конкурентоспособного кадрового ресурса, повышения производительности труда, создает необходимые предпосылки для эффективной реализации таких масштабных и значимых инициатив, как федеральные проекты “Кадры для цифровой экономики”, “Профессионалитет”, “Содействие занятости”, программа “Приоритет 2030”, Долгосрочная программа содействия занятости молодежи».
«Развитие современного рынка труда, поддержка занятости, подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, создание достойно оплачиваемых рабочих мест, необходимых условий для повышения производительности труда – важнейшие направления деятельности Правительства, – говорится в приветствии Председателя Правительства России Михаила Мишустина, направленном в адрес участников Форума. – Для решения этих задач создана Национальная система квалификаций. За время существования она доказала свою эффективность, стала драйвером экономики. В рамках реализации проекта утверждены список наиболее востребованных и перспективных профессий, стандарты и квалификационные требования, сформирован единый инструмент мониторинга рынка труда. В разных регионах открыты центры и экзаменационные площадки, где сотни тысяч получили независимую оценку экспертов».
Также участниками Форума получены приветственные адреса от заместителя Председателя Правительства России Татьяны Голиковой и министра здравоохранения России Михаила Мурашко.
В программу Форума вошли онлайн-марафон «Национальная система квалификаций в регионах страны», сессии «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения», «Совершенствование механизмов и информационных ресурсов Национальной системы квалификаций», пленарное заседание «Национальная система квалификаций: результаты, задачи, перспективы» и заседание Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике.
Также в этом году на полях мероприятия состоялся ежегодный HR-Форум, собравший специалистов по управлению персоналом ведущих предприятий России.
В пленарном заседании Форума НСК приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, члены Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, главы советов по профессиональным квалификациям. Участники обсудили результаты работы, задачи и перспективы Национальной системы квалификаций (НСК).
Открывая заседание, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин отметил: «Федеральные проекты “Кадры для цифровой экономики”, “Профессионалитет” и “Передовые инженерные школы” были разработаны и реализуются при активном участии бизнес-сообщества. Ключевая задача – актуализация содержания образовательных программ с учетом требований работодателей». Данная синергия позволит обеспечить бесшовный переход выпускников образовательных учреждений на рынок труда.
«Если говорить об инфраструктуре независимой оценки квалификации, то у нас хорошая динамика: в еще незаконченном 2022 году на 15% выросло количество экзаменационных площадок, их сейчас около 1200. Можно считать, что географически эта сеть создана», – заявил Шохин. Спикер выразил уверенность, что 2023 год станет новым этапом развития Национальной системы квалификаций. «Предлагаю в 2023 году завершить стадию пилотирования и перейти к массовому применению инструментов», – резюмировал председатель Нацсовета.
Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию рынка труда как стабильную. Во многом, отметил он, это связано с мерами поддержки, реализуемыми Правительством. К ним, в частности, относятся программы переобучения работников промышленных предприятий, предполагающие возмещение работодателю затрат на переобучение, субсидирование найма, включающее в свою орбиту специалистов, испытывающих сложности с трудоустройством.
Затрагивая тему НСК, он отметил, что профессиональные стандарты должны задавать планку развития компетенций и одновременно – носить прикладной характер. «Только в этом случае они могут быть полезными и востребованными», – убежден министр. Спикер сообщил, что Минтрудом России принят ряд решений, которые позволят существенно ускорить процесс утверждения новых профстандартов и профквалификаций. В частности, 17 октября 2022 года вступили в силу новые Правила разработки, рассмотрения и утверждения наименований квалификаций и требований к ним (приказ Минтруда России от 11.07.2022 года №410н). Этот документ позволит существенно сократить процедуру согласования.
«Очень важно обеспечить обобщение набора компетенций, передаваемых работодателями в рамках реализации федеральных проектов “Передовые инженерные школы” и “Профессионалитет”, для тиражирования в вузах и учебных заведениях СПО по всей стране. Важную роль в этом процессе могут играть советы по профессиональным квалификациям, – считает генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. – СПК это организации, которые берут на себя лидерские функции по развитию инструментов Национальной системы квалификаций. Я хотел бы поблагодарить коллег из СПК, а также региональных методических центров за работу. Уверен, что в наступающем году мы продолжим совместную работу и сможем достичь значимых результатов».
Первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин рассказал, что с 1 сентября 2022 года независимая оценка квалификации стала обязательной для специалистов по организации работ по строительству, инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию. По оценкам министерства, до 2027 года профессиональный экзамен пройдут 400 тысяч специалистов. Для реализации таких масштабных задач в кадровом обеспечении отрасли министерство активно сотрудничает с профильными советами по профессиональным квалификациям. «Минстрой России совместно с СПК в строительстве разработал и утвердил План по формированию отраслевой системы квалификаций на 2022-2024 гг. Документ включает мероприятия по мониторингу рынка труда, обеспечению независимой оценки квалификаций, формированию актуального реестра профессий в строительстве, актуализации федеральных государственных образовательных стандартов», – сообщил замминистра.
«Новизна Национальной системы квалификаций, которая была основана в 2012 году, заключается в перемещении центра ответственности в принятии решений в отношении рынка труда от государства к объединениям и ассоциациям работодателей, создании ими советов по профессиональным квалификациям, – сказал на пленарном заседании председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. – Однако, оказалось, что бизнес не всегда готов к консолидации, а эффективность деятельности СПК во многом зависит от поддержки государства и крупного бизнеса. В ряде отраслей, таких как угольная и горнорудная промышленность, в автомобилестроении, легкой и пищевой промышленности и некоторых других утверждено еще недостаточно профстандартов. В этой связи считаю преждевременной отмену справочников профессий ЕКС и ЕТКС».
Руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил тенденцию возвращения креативности в часть массовых профессий – врачей, юристов, преподавателей, инженеров и ряда других. В частности, можно говорить о настоящем ренессансе инженерной профессии, требуются фундаментально подготовленные инженеры с широким набором квалификаций, с развитыми аналитическими и творческими компетенциями, отметил он. В этой связи предлагается пересмотреть образовательные программы для подготовки специалистов в «новых креативных» профессиях; например – перейти к пятилетнему обучению на первой ступени высшего образования с одновременным развитием одногодичных магистратур, с правом на бесплатное магистерское образование не только для бакалавров, но и для специалистов. Кроме того, востребованными будут компактные образовательные модули для освоения отдельных квалификаций, в том числе на базе корпоративных центров подготовки. В ближайшее время возрастет влияние профессиональных сообществ в сфере технического регулирования и формирования образовательной повестки, и в этой связи — роль советов по профессиональным квалификациям, подчеркнул Кузьминов
На пленарной сессии также выступил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, который рассказал о законодательных инициативах в сфере трудовых отношений, обсуждение которых в настоящее время проводится в нижней палате парламента.
Заместитель министра культуры Российской Федерации, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере культуры Надежда Преподобная поделилась планами работы СПК в сфере культуры – нового, 43-го по счету, совета, созданного в сентябре 2023 года.
Заместитель губернатора Липецкой области Ольга Белоглазова рассказала о развитии НСК на региональном уровне, формировании сети мультипрофильных центров оценки квалификации, модернизации центров занятости и создании региональной системы мониторинга потребности в трудовых ресурсах.
Продолжая тему внедрения системы профессиональных квалификаций на региональном уровне, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко отметил, что данная работа связана с рядом сложностей. К ним он отнес значительные отличия в развитии рынков труда субъектов РФ, технологические различия между предприятиями одной отрасли, отсутствие мотивации к внедрению профстандартов среди работодателей и незаинтересованность работников в прохождении НОК. Такие меры, как присвоение по результатам прохождения НОК квалификационных разрядов, а также обязательное прохождение НОК выпускниками вузов и колледжей могли бы, по мнению Чернейко, увеличить интерес к инструментам НСК.
***
29 ноября также состоялись две сессии Форума: «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения» и «Совершенствование механизмов и информационных ресурсов Национальной системы квалификаций».
Открывая сессию «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина рассказала о практической подготовке студентов СПО. Как известно, в 2019 году Федеральный закон «Об образовании» был дополнен термином «практическая подготовка», а в 2022 году новая поправка в закон разрешила создание учебно-производственных комплексов. «Появились совершенно новые возможности, и это обеспечивает прирост качества подготовки учащихся», – отметила Духанина.
Согласно статистике, 59% студентов техникумов и колледжей подрабатывают. При этом учащиеся, которые в период обучения работают по своей будущей специальности, одновременно улучшают и качество теоретической подготовки, сказала председатель СПК в сфере образования в выступлении. Для них изучаемые предметы из абстрактной информации для общего развития превращаются в практические знания, необходимые в профессиональной деятельности.
Значимость успешного взаимодействия различных сегментов рынка труда отметил и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. «Сегодня процессы должны приобрести совершенно другую динамику, мы обязаны убрать барьеры на пути кооперации бизнеса и системы образования», – подчеркнул спикер. Замминистра рассказал о новых возможностях для предприятий, инвестирующих в образовательные организации, которые дает принятый 4 ноября 2022 года Федеральный закон № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Соответствующие нормативные акты должны быть приняты на уровне субъектов РФ, поскольку именно регионы будут предоставлять вычеты инвесторам.
За последние годы создано много механизмов, отметил Афанасьев. В их числе спикер назвал увеличение доли практической подготовки в высшем образовании, в том числе – проектное обучение, упрощение сетевого взаимодействия, дающее возможность запуска сетевых программ между вузами и бизнесом без необходимости внесения изменений в лицензии. В ряду существенных трендов высшего образования заместитель министра назвал возможность получения студентами дополнительной квалификации во время прохождения основной образовательной программы, развитие системы независимой оценки квалификации, совмещение государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. Афанасьев также подчеркнул значимость возможности участия бизнеса в разработке образовательных программ и работе высшей школы в целом. Заместитель министра также отметил, что в настоящее время Минобрнауки работает над созданием более гибкой системы определения контрольных цифр приема в высшие учебные заведения, расширение программ специалитета по наукоемким технологичным специальностям, совершенствованием процедуры целевого обучения.
Продолжая тему среднего профессионального образования, и.о. ректора Института развития профессионального образования Наталия Золотарева рассказала о результатах первого года федерального проекта «Профессионалитет». По ее словам, проект «собрал все лучшие инструменты и подходы, известные в системе профессионального образования». Был создан 71 промышленно-образовательный кластер. В 2021/2022 учебном году по проекту «Профессионалитет» обучалось более 150 тысяч студентов 300 колледжей в 43 регионах страны. Суммарно кластеры могут рассчитывать на 1,54 млрд рублей инвестиций со стороны предприятий-партнеров и на 1,18 млрд рублей – со стороны субъектов РФ.
Еще одной зоной внимания профессионального и экспертного сообщества стал целевой набор в учебные заведения СПО. «Как показывает статистика, сегодня на федеральном уровне доля обучающихся по целевым договорам составляет около 2%, но по субъектам РФ этот показатель различается на четыре порядка – от 0,02% до 20%», – отметил в своем выступлении ответственный секретарь Комитета РСПП по среднему профессиональному образованию, профессиональному обучению и профессиональной ориентации Руслан Гуляев. Спикер подчеркнул, что низкий интерес работодателей к целевому обучению в рамках подготовки рабочих кадров станет предметом более пристального рассмотрения: комитет РСПП изучит объективные барьеры, сдерживающие распространение практики по регионам.
Также участники сессии осветили в своих выступлениях на вопросы, касающиеся подготовки инженерных кадров, корпоративного обучения, программ дополнительного образования. Так, заместитель председателя Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Михаил Попов выразил мнение, что цели федерального проекта «Передовые инженерные школы» должны быть не только образовательными, но и связанными с реализацией и внедрением перспективных технологических разработок. Также спикер предложил найти решение возможным юридическим проблемам, которые могут возникать при регистрации совместных предприятий вузов и партнерских предприятий на площадке учебного заведения.
Заместитель председателя СПК финансового рынка Диана Маштакеева поделилась видением пути стратегического развития системы НОК. По ее мнению, можно выделить четыре направления развития: совершенствование рамки квалификаций для специалистов финансового рынка, международное признание сертификатов НОК, автоматизация процессов независимой оценки квалификации и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин и директор Центра по развитию рабочих и инженерных компетенций Корпоративной академии госкорпорации «Росатом» Алексей Пономаренко рассказали о развитии системы корпоративного образования в территориально распределенных структурах. Генеральный директор Завода по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Светлана Козлова поделилась опытом сотрудничества крупного инновационного предприятия с образовательными организациями, а ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) Виктор Тупик рассказали о новых тенденциях в подготовке инженеров университетами.
О московском проекте развития дополнительного образования на базе Инновационно-образовательного комплекса «Техноград» рассказал генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала» Максим Киселев.
***
Ряд выступлений сессии «Совершенствование механизмов и информационных ресурсов национальной системы квалификаций» был посвящен введению обязательной независимой оценки квалификации в сферах деятельности, связанных с повышенным риском и безопасностью.
«МЧС России поддержало предложения Совета Федерации о внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ, благодаря которым 16 видов деятельности в области пожарной безопасности с 1 марта 2025 года смогут осуществлять только лица, прошедшие независимую оценку квалификации», – сообщил директор Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Александр Бондар. В процессе подготовки к проведению профэкзаменов для работников, отвечающих за пожарную безопасность, были разработаны 8 профстандартов, 21 профессиональная квалификация, 15 комплектов оценочных средств. Также более 100 преподавателей учебных центров МЧС прошли переподготовку. Тему внедрения обязательной НОК в сфере пожарной безопасности развил в своем выступлении председатель СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях Владимир Кудрявцев. В частности, он рассказал о мобильных комплексах для проведения НОК и о цифровой платформе для удаленного проведения профэкзамена.
Выступление председателя СПК в строительстве Александра Ишина было посвящено введению обязательной НОК в строительной отрасли. Председатель СПК воздушного транспорта Андрей Борисенко рассказал о применении НОК в отрасли воздушного транспорта. «Пора формировать отдельный государственный проект по развитию Национальной системы квалификаций. Это вопрос не только устойчивого развития экономики страны, но и обеспечения ее национальной безопасности», – отметил спикер.
На сессии был представлен доклад председателя СПК в электроэнергетике Аркадия Замосковного, посвященный итогам деятельности возглавляемой им Временной рабочей группы Национального совета по совершенствованию законодательства, регулирующего применение механизмов НОК. Целью создания Временной группы была подготовка предложений по повышению практической применимости НОК.
В результате деятельности Временной рабочей группы был сформирован ряд предложений. В частности, эксперты группы советуют подготовить изменения в Трудовой кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 об обязательном применении профстандартов в госорганизациях и ряде других НПА. «О безусловной обязательной НОК речь не идет, однако отраслевые соглашения могут предусматривать обязательность прохождения НОК для определенного перечня должностей работников», – заявил Замосковный.
Артем Шадрин в своем выступлении затронул тему обеспечения гибкости системы профстандартов и квалификаций и анонсировал, что на ближайшем заседании Национального совета 7 декабря 2023 года будет рассмотрен План мероприятий по развитию системы профстандартов и квалификаций, которые позволят ускорить разработку и актуализацию этих документов.
Ответственный секретарь СПК в сфере управления и права Елена Переверзева рассказала о разработке Методических рекомендаций по формированию межотраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере управления. Этот документ позволит унифицировать изложение управленческих функций в профстандартах различных отраслей, что поможет разработчикам профстандартов и повысит качество документов, описывающих квалификации руководителей от 6 до 9 уровней. С трибуны Форума выступающая пригласила другие советы к совместной работе по созданию универсальной модели квалификационных требований в управленческой сфере.
Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации» Екатерина Каменева обратила внимание собравшихся на несовершенство механизма проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Согласно закону, ее могут проводить работодатели, объединения и уполномоченные ими организации. На практике вузы тонут от предложений неизвестных контор, каким-то образом ставших уполномоченными на проведение ПОА, оформить задешево весь перечень учебных программ.
На сессии также выступили заместитель председателя СПК финансового рынка Диана Маштакеева и заместитель председателя СПК ЧС Марина Борисова.
В ходе работы форума генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин вручил благодарственные письма участникам пилотного проекта ГИА-НОК в 2021/2022 учебном году. Благодарности получили 24 вуза и 9 советов по профессиональным квалификациям.
Сетевое издание «Учительская газета» является информационными партнерами Форума НСК «Национальная система квалификаций России».
Записи мероприятий Форума можно посмотреть на официальном сайте Форума НСК.
Новости Форума были опубликованы на сайте Национального агентства, а также в социальных сетях Национального агентства Вконтакте и Телеграм.
Справка UG.RU
Национальное агентство развития квалификаций является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.
Комментарии