search
main
0

Заторможенные, отзывчивые дети. Ненужное зачеркнуть

В этом учебном году мне предложили быть членом экспертного жюри городского конкурса «Учитель года Новосибирска». Согласилась я сразу. Сама участвовала в конкурсе несколько лет назад. Интересно было посмотреть, что изменилось. К тому же на городской этап вышли пять учителей английского языка, а это случается редко.

Первый этап проходит заочно: жюри просматривает видеоуроки и методические папки. Каждый эксперт работает независимо, вносит свои замечания, оценки в отдельный протокол. Потом баллы суммируются, и выводится среднее арифметическое. Уже на заочном этапе я выделила из пяти претендентов двух: самые интересные видеоуроки, очень впечатляющие методические материалы.

Второй этап не изменился: конкурсанты дают открытый урок в чужой школе, с чужим классом. Остались неизменными и условия конкурса. Каждый преподаватель должен дать урок по плану ведущего учителя, используя его учебник. То есть если на прошлом уроке школьники проходили параграф №2, то на этом они проходят параграф №3. Система простая, понятная, помню, мне такой принцип очень понравился. А одной из двух выделенных мной мысленно конкурсанток, увы, обязательное условие конкурса показалось ненужным. Войдя в класс, она сообщила детям, что сегодня они не будут заниматься по привычному учебнику, она принесла им кое-что поинтереснее. Да, действительно, принесенный ею материал был интересен. Но она забыла о главном: открытый урок – достаточно напряженное мероприятие и для школьников. Учительница их подготовила к тому, чего ожидать, и вдруг оказалось, что предстоит нечто иное. 11-й класс, в головах ребят – естественно, подготовка к экзаменам. Все попытки настроить их на что-то другое кончились полным провалом. Но конкурсантку это не смутило. Придя на разбор урока с членами жюри, она начала со слов: «Вы заметили, какие заторможенные дети?» На наши вопросы отвечала уверенно: да, нарушила условие конкурса, «вы сами говорили, можно экспериментировать!». Урок провалился, потому что «ученики слабые». Мы не стали спорить, выслушали и отпустили, проставив в протоколы невысокие баллы.

Следующий урок – тоже в 11-м классе – ведет конкурсант Геннадий Владимирович Зикратов, учитель английского языка лицея №200 Новосибирска. Педагогический стаж – больше десяти лет. Эксперты сели у стеночки сзади, учитель встал у двери. Прозвенел звонок, в класс потянулись подростки. Каждый на входе получил в руки карточку с первым заданием, педагог предложил школьникам сразу сесть по группам. Видно было, что порядок у него продуман, весь процесс занял несколько секунд. Посмотрев на один из столов, он мимоходом сказал девушке по-английски: «Симпатичный банан». На столе лежал ярко-желтый пенал в форме банана. Дети захихикали, я отметила: мигом достигнуты две цели – установлен контакт и проведена проверка понимания, реакции на иностранную речь.

Введение заняло ровно одну минуту. Учитель представился, назвал тему – «Исследования в космосе», напомнил, что было на прошлом уроке. Затем плавно перешел к целям и задачам нынешнего. На доске уже была нарисована таблица, которую ученики тут же начали заполнять. Каждый предлагал свое понимание темы, оценивал полезность того или иного исследования, формулировал при помощи учителя перспективы. На доске был также заранее написан список планет Солнечной системы, заготовка для следующего упражнения. Школьники получили небольшой текст для чтения, потом учитель дал три минуты на выполнение задания: расположить параграфы в правильном порядке. Это стандартное экзаменационное задание как в ЕГЭ, так и на международных экзаменах любого уровня.

Затем последовала дискуссия. Пауз, «провисаний» не было. Если ученик затруднялся в ответе, учитель спокойно проговаривал все сам, дети повторяли, дополняли. Затем Зикратов раздал листки с заданием: заполнить таблицу, указать, что выучил, что хотел бы выучить, как полученные на уроке знания пригодятся в жизни. Мы, три эксперта, не сговариваясь, записали: методика развития критического мышления. Подобные приемы используются в отечественной школе редко, а жаль. Понаблюдав, с каким энтузиазмом работают над таблицей учащиеся выпускного класса, я подумала: хорошо бы такое задание стало обязательной частью любого учебного плана. Можно вводить элементы данной методики постепенно, соответственно уровню и возрасту обучаемых. В начальной, средней школе основной упор делается на первые вопросы: что узнал, что еще хочу узнать? В старших классах наибольший интерес вызовут развивающие вопросы: как мне это пригодится в дальнейшей жизни, сумею ли я применить полученные знания? Я провожу подобные опросы в старших классах, результаты всегда интересны, необычны, дают богатую пищу для размышления.

Урок близился к завершению. Вся группа выполняла упражнение из учебника на закрепление грамматического материала и на использование новых слов. «Родная» учительница детей, сидевшая с нами, расслабилась, довольно улыбалась: ученики показали себя хорошо, урок прошел по плану. Кинув взгляд на часы, Геннадий Владимирович написал на доске домашнее задание, предложил желающим сочинить эссе на пройденную тему и отправить ему по электронной почте, что вызвало явное оживление в классе. Еще он раздал небольшие тексты, пояснив, что это руководство – примерный план эссе. «Good bye» прозвучало одновременно со звонком, школьники ответили по-английски.

«Вы заметили, какие талантливые, отзывчивые дети?» – сразу спросил нас Зикратов, придя на разбор урока. Заметно было, что он устал, поволновался, но в то же время очень доволен. Урок проведен, как задумано, сбоев не было, а если и были, мы их не увидели. Эксперты задали вопросы. «Часто ли пользуетесь методикой критического мышления?» Оказалось, практически всегда. «Вели раньше занятия по этому учебнику?» – «Нет, но знаком с подобными британскими пособиями». – «Давали раньше такую тему?» – «Да, но по-другому, потому что в гимназии № 1, где традиционно даются конкурсные уроки, иностранный язык ведется с первых классов, используются британские пособия, в учебном плане больше часов иностранного, чем в обычной школе». Я спросила, почему конкурсант решил участвовать в состязании. Зикратов улыбнулся: «Хотелось попробовать свои силы в чем-то новом». Мы все поставили ему высокие оценки.

Конкурс «Учитель года» дает возможность побывать не только на уроке, но и на мастер-классе. Это уже третий этап. Тема всем претендентам была дана одинаковая, узнали они о ней за сутки до выступления. Провести мастер-класс на заданную тему, по своему предмету предстояло уже не с группой детей, а с группой поддержки, да не со своей – с чужой. Я знаю, что взрослые участники, которым приходится выходить на сцену перед жюри и помогать конкурсанту, могут и растеряться, и попросту «завалить» все мероприятие, не желая никому зла. Видела, какой ужас отразился на лицах учителей и воспитателей начальной школы, когда им по жребию достался мастер-класс учителя иностранного языка. Они просто боялись рты раскрыть. Несправедливо? Нет. Я вспоминала моменты, когда на уроке замолкали школьники и все попытки учителя их расшевелить кончались неудачей. Все бывает, конкурс есть конкурс. Если уж ты в нем участвуешь, то согласен и с положением, и с мнением жюри.

Тема мастер-класса была написана на доске: «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (Б. Пастернак). Геннадий Владимирович Зикратов выбрал оригинальный материал для своего выступления – иностранные заимствования. Группа взрослых, поначалу очень робевшая, постепенно раскрепостилась. С помощью учителя прошла дискуссия о переводе, разобрали небольшой текст, нашли в нем заимствования, поговорили о сути тех или иных слов, о трудностях перевода и понимания. В конце учитель раздал участникам листки знакомого опроса: что узнали? Что еще хотели бы узнать? Пригодится ли это вам в жизни? Видно было, что взрослым такого раньше делать не приходилось. Однако восприняли новую форму работы с удовольствием.

Первое место по итогам всех этапов конкурса заняла учительница литературы и русского языка. Но Геннадий Зикратов показал очень высокий уровень владения предметом, умение вести урок с любой аудиторией. У нас не осталось сомнений в том, что мы увидели замечательного педагога, который многому еще сумеет научить не одно поколение школьников.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка средней школы №130 Новосибирска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте