search
main
0

Заставлять и не пугать. Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155, Омска

Без компьютера школа не может обеспечить уровень образовательных услуг, нужный сегодня обществу. Это понятно даже детям. Точнее, детям – в первую очередь. Необходимость уроков информатики доказывать не нужно. Другое дело – их уровень. К сожалению, хороший компьютерщик в школе – даже не виртуальное, а просто нереальное явление. Информатика – такая штука, в которой то, что сегодня кажется фантастикой, завтра уже становится стандартом. И школьным в том числе. Интернет – просто спасение и для учеников, и для учителей. Правда, нас очень ограничивают СанПиНы. Ну что такое для подростка час в неделю, проведенный за школьным компьютером? Да, в учебном заведении он соблюдает санитарные нормы, благодаря которым успеет научиться разве что включать-выключать ПК. Потом возвращается домой и часами занимается любимым делом – садится за домашний «комп» и… играет в «стрелялки», «зависает в нете», «болтает в чате». При этом знаний – тех, которые мог бы получить с помощью педагога в школе, – не получает! В чем тогда смысл СанПиНов? В соблюдении формальностей? Конечно, спору нет, техника должна быть хорошей, безопасной. Но чтобы хоть что-то на ней освоить, требуется время.

Мы несколько лет назад запустили в интернете два проекта. Один придумали малыши: «Мой плюшевый мишка». Дети из АЭШ, а также США, Англии, Индии рассказывают друг другу про свои игры и собирают друг другу совсем не виртуальные посылки с игрушками. Увлекательно, но первоклассники за десять минут в день, отпущенных им, даже письмо набрать не успевают. У школьников постарше – другой интернет-проект: «Мои воспоминания о коммунизме». Им неутомимо пишут люди со всей территории бывшего Союза. Прибалты коммунизм ругают, белорусы и казахи по нему скучают. Чем не повод для размышления? И для изучения тоже – географии, истории, обществоведения?

У старшеклассников «законного» времени для освоения компьютера больше. Но явно недостаточно, учитывая, как работает школьный интернет. Он совсем небыстрый, мягко говоря. У нас в АЭШ даже не выделенная линия. Мы ее сделаем рано или поздно, нужно лишь найти около пяти тысяч. Найдем. А вот где их возьмут государственные школы, многим из которых интернет не по карману ни в каком виде? Ведь смысл-то использования интернета в школе даже не столько в проектной деятельности – это десятая часть его пользы. Интернет должен служить интеграции разных предметов. У нас в АЭШ есть электронные версии учебников, но и этого мало. Моя мечта – чтобы на уроке литературы, говоря, к примеру, о музее Пушкина, мы с детьми тотчас же совершили в него виртуальное путешествие. Кстати, как это можно согласовать с СанПиНами?..

Омская область гордится тем, что уже перевыполнила норматив по количеству компьютеров на одного ученика. А что толку от количества, если ПК используется как печатная машинка? Все равно что гвозди забивать калькулятором. Наша школа, например, не могла пользоваться интернетом почти два года по одной простой причине – бывшее руководство городского управления образования приняло решение отрубить школьные телефоны от межгорода. Во избежание неплатежей. А в том, что учителя многих школ до сих пор боятся компьютера, виноваты директора. Один знакомый директор – вполне типичный – позволяет входить в компьютерный класс кому бы то ни было только под его присмотром. Между тем он уже второй месяц на больничном. Правда, никто особенно не переживает. А ну как что-нибудь сломается? Педагоги ничего не понимают, исправить некому, ответственность больше, чем зарплата. Закрыли класс – и всем спокойно. Думаю, директор должен сам овладеть компьютером и, не побоюсь этого слова, заставить коллектив. Учителя все же люди ортодоксальные, к новому их надо подталкивать. Не пугая при этом материальной ответственностью.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте