search
main
0

Заслуженные векталы Отметки появляются только в восьмом классе

Вдоль западного побережья Скандинавского полуострова почти на 60 тысяч километров по береговой линии с севера на юг протянулась Норвегия – самая северная страна Европы. Ее территория с трех сторон омывается водой. Тем, что Норвегия вытянулась так далеко на север, она обязана Гольфстриму. Теплое атлантическое течение, которое делает мягкими зимы в Англии, смягчает и климат Норвегии. Но север есть север, и природа страны сурова и скудна. Обрабатываемых земель здесь всего около трех процентов. Ландшафты, которые своей красотой привлекают в Норвегию туристов со всего мира, – это вызов для строителей железных и шоссейных дорог. Каждый новый километр проложенной сквозь горы дороги или переброшенного через фьорд моста стоит здесь гораздо дороже, чем в других странах. Как нельзя назвать норвежцев баловнями природы, так нельзя их назвать и баловнями истории. Еще в средние века Норвегия утратила государственную самостоятельность и несколько столетий находилась под властью Дании. 17 мая 1814 года Норвегия приняла свою конституцию. С тех пор эта дата отмечается как день национальной независимости государства. В этот день на площади Королевского дворца в Осло всегда устраиваются праздничные шествия, в которых принимают участие только школьники. С развевающимися национальными флагами они проходят по дворцовой площади под музыку школьных духовых оркестров.

Несмотря на непростые природные и исторические условия, Норвегия открыла миру множество великих имен. Это путешественники Руаль Амундсен, Фритьоф Нансен и Тур Хейердал, художник Эдвард Мунк, писатели Кнут Гамсун и Генрик Ибсен, композитор Эдвард Григ, трехкратная олимпийская чемпионка, фигуристка Соня Хени. Норвежцы бережно хранят память о своих славных соотечественниках. Об этом свидетельствуют и просторное, современное здание музея Мунка, и центр искусства “Музей Сони Хени”, и превращенный в музей корабль “Фрам”, на котором Нансен пересек Северный Ледовитый океан. В Норвегии считают, что достижения прошлого не просто знакомят людей с тем, что было создано их предками, но и утверждают, что будущее открыто и что молодежь при помощи своего труда и новых знаний может формировать его.

Школы
В Норвегии преобладают государственные школы, обучение в которых бесплатное. Частных школ немного – около трех процентов. Система обязательного школьного образования в Норвегии предусматривает 13-летнее обучение (10 лет – начальная и средняя школа и 3 года – старшая). С 6 до 8 лет дети посещают начальную школу, с 9 до 16 лет – среднюю. Кроме привычных рисования и музыки, математики и физики, родного и английского языков, норвежцы в начальной школе в обязательном порядке изучают и такие предметы, как основы христианской религии, нравственное воспитание, домашнюю экономику и одну дисциплину по выбору. Привычные для каждого российского школьника отметки в норвежских школах появляются только в восьмом классе, то есть с 12-13 лет. До этого учитель просто описывает успехи детей в специальных тетрадях и, если это необходимо, письменно сообщает родителям, что у ребенка появились те или иные проблемы. В восьмом классе помимо оценок появляются и новые предметы – бухучет, экономика, а также дисциплины, предусматривающие начальную профессиональную ориентацию.
Более углубленная профориентация начинается в старшей школе, в которую норвежцы ходят с 16 до 19 лет. Все старшие школы в Норвегии имеют свое имя и всегда располагаются отдельно от школ начального и среднего звена. В каждой старшей школе есть два обязательных отделения: академическое (common subjects department) и профессионального мастерства (skill department).
Встречаются также и школы с дополнительным, третьим, отделением для учащихся-инвалидов (disabled department). Три таких отделения есть, например, в старшей школе Шедсмо, расположенной в небольшом городке Лиллестрем, в получасе езды от Осло. Школа эта молода – в этом году ей исполнилось всего 15 лет. Около 700 учащихся распределяются по отделениям следующим образом: 350 человек изучают академические дисциплины, порядка 70 учащихся-инвалидов также “проходят” традиционные предметы, а 300 ребят постигают строительное дело, столярное и слесарное ремесло на отделении профессионального мастерства.
Последнее направление очень популярно в старших школах. Ребята в течение двух лет изучают тонкости работы с деревом, начиная с закупки сырья, его сушки и обработки до создания небольших мебельных гарнитуров и строительства деревянных домов. “На территории нашей школы сегодня уже пять домов, построенных руками наших учащихся и преподавателей, – рассказывает инспектор Шедсмо Бьерн Баккер. – В них располагаются компьютерные классы и творческие мастерские, в которых будущие столяры, дизайнеры мебели и строители делают свои первые шаги”. После двух лет учебы студенты проходят оплачиваемую практику на предприятиях, по окончании которой им выдается диплом старшей школы с присвоением профессии. Как выяснилось, в Норвегии очень выгодно учиться на таких отделениях, потому что его выпускники, спустя всего 4 года учебы, без проблем устраиваются на высокооплачиваемую работу и считаются грамотными специалистами в своей области.
На отделении для учащихся-инвалидов в Шедсмо накоплен удивительный опыт по интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями. Например, около 16 учащихся-инвалидов каждый день помогают поварам в школьной столовой. По словам педагогов, по окончании школы эти ребята всегда устраиваются на работу в маленькие кафе и ресторанчики. Или другой потрясающий пример. Идет урок физкультуры. Ребята играют в волейбол. “Если студент в инвалидной коляске въезжает в спортзал и хочет играть вместе со всеми, учащиеся становятся на колени, и игра продолжается”, – рассказывает учитель физкультуры Московской российско-норвежской старшей школы (РНСШ) Дмитрий Бесполов, который в течение нескольких месяцев вел занятия по физкультуре в Шедсмо*. По словам Дмитрия, студенты всегда стараются помочь ребятам с ограниченными физическими возможностями и делают все для того, чтобы они чувствовали себя полноценными членами школьного сообщества.
Академическое отделение старшей школы ориентирует своих выпускников на поступление в высшие учебные заведения. Здесь с каждым годом учащимся предоставляют все больше возможностей заниматься только теми предметами, с которыми в дальнейшем будет связана учеба в вузе и работа. И если в течение первого года обучения обязательные предметы изучаются в объеме 30 часов в неделю, в последующие годы это соотношение резко меняется. На втором году обучения под “обязаловку” отводится 18 часов в неделю и 12 – для постижения наук по выбору учащегося. А в течение третьего года ребята могут заниматься предметами по выбору уже по 16 часов в неделю, оставляя на обязательные дисциплины лишь 14 часов. Для определения уровня знаний учащихся старшей школы Экзаменационный секретариат Норвегии каждый год проводит выборочные экзамены. За два дня до этого события в каждую школу присылается конверт с именами тех студентов, которые должны быть проэкзаменованы. Как правило, после первого года обучения экзамены сдают около 10 процентов студентов, после второго – 25 процентов и по окончании школы – 50 процентов. “Секретариат никогда не располагает какой-либо информацией о тех студентах, которых он выбирает, – говорит директор школы Шедсмо Руне Гран. – Цель наших экзаменов заключается в определении национального уровня знаний, а не в том, чтобы указать на ошибки каждому студенту”. Список экзаменационных предметов не меняется: информатика, экономика, математика (устная и письменная) и английский язык. Как правило, из этого списка выбирают одну или две дисциплины. По окончании старшей школы к этому добавляются еще два обязательных экзамена – норвежский язык и один предмет по выбору. По окончании старшей школы 80 процентов ребят поступают в университеты, а около 20 процентов – становятся студентами колледжей. Согласитесь, неплохой итог учебы и экзаменов, тем более что вступительные экзамены в колледжи и университеты Норвегии отсутствуют. Так что, по сути, процесс поступления в вуз – это просто конкурс школьных аттестатов.

Народные школы
По окончании старшей школы норвежцы напоминают витязей на распутье. Они могут поступить в университет, пойти в колледж или же провести год в народной школе – Folk high school. Это весьма распространенные в Скандинавии учебные заведения, первое из которых появилось в 1864 году в Дании. Со временем они распространились по Норвегии и Швеции. Сегодня их насчитывается около четырехсот, восемьдесят из которых расположены в Норвегии. Диплом такой школы не является свидетельством о получении специальности. На работу по окончании такого учебного заведения устраиваются лишь около 30 процентов выпускников. Большая же часть студентов продолжает образование в университетах или колледжах, потому что диплом народной школы дает его обладателю дополнительные очки при поступлении в вуз. В задачу народных школ входит не столько обучение, сколько помощь в формировании личности и выборе профессии. Ведь каждая народная школа имеет свою специализацию. В некоторых школах делают акцент на спорте, туризме и иностранных языках, в других – на музыке и актерском мастерстве, в третьих – на социальных науках, педагогике, журналистике, искусстве фотографии. Таким образом, выбирая народную школу, учащийся выбирает только те предметы, с которыми в дальнейшем будет связана его учеба в университете и будущая работа. А кроме этого, он выбирает еще и образ жизни на весь год, поскольку все народные школы – это своего рода семья, в которой студент проводит 24 часа в сутки. Каждый день в народной школе начинается с общей встречи преподавателей и студентов, которые обсуждают планы на текущий день, ставят перед собой конкретные задачи и разрабатывают проекты на будущее. Очень много времени в таких школах уделяется работе “в команде”, разным творческим проектам и походам, в которых участвуют вместе студенты и преподаватели. Об этом я узнала в народной школе Ромерике, которая отметила в нынешнем году свой юбилей – 125 лет. По словам ректора Ромерике Грю Хусум, педагоги и учащиеся народных школ – это почти всегда идеалисты, не разделяющие для себя работу, учебу и личные интересы. Ромерике находится в часе езды от Осло, в маленьком городке Джесхейм. Школу окружают величественный норвежский лес и живописное озеро. Во время моего визита в Ромерике (был март) пейзаж вокруг напоминал пушкинские строки “Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…”. В школе – около 100 студентов. Они получают здесь такие специальности, как звукорежиссер, театральный гример, художник-сценограф, осветитель, костюмер. Вместе с Грю Хусум мы побывали и в творческих мастерских школы, и в музыкальной студии, оборудованной по последнему слову техники, и в небольшом театральном зале, где учащиеся репетировали фрагмент кантаты Карла Орфа “Кармина Бурана”. Всего же учащиеся Ромерике делают около 30 спектаклей в год, показывая их жителям близлежащих городков и учащимся школ. Все театральные постановки – от написания сценария до гримирования актеров – осуществляются студентами самостоятельно. Благодаря широким возможностям для творчества и самопознания в Ромерике около 30 ее выпускников каждый год устраиваются работать звукорежиссерами на радио, художниками в анимационные студии или театры. Остальные 70 студентов поступают в театральные вузы.
Год обучения в народной школе для норвежцев стоит в среднем 35000 норвежских крон (около 4500 долларов). Для иностранных студентов – чуть больше – около 5000 долларов. В то же время обучение как таковое считается бесплатным. Деньги нужны для того, чтобы покрыть расходы на проживание в общежитии на территории школы, питание, учебники и многочисленные экскурсии и походы.

Колледжи
В Норвегии и колледжи, и университеты выдают дипломы о высшем образовании. Разница лишь в том, что университет здесь всегда считался и считается научно-исследовательским центром, а колледж – это специализированное, профессиональное высшее учебное заведение.
Всего колледжей в стране около 100. Расположены они в каждом крупном городе и предлагают различные программы продолжительностью до трех лет. Диплом колледжа всегда дает право на продолжение образования в аспирантуре университета. Популярностью у норвежцев пользуются колледжи, где можно изучать экономику, юриспруденцию, информационные технологии, бухучет и аудит, международные отношения. Программа обучения в этих учебных заведениях рассчитана обычно на четыре года. После трех лет учебы студенту также присваивается степень бакалавра. После четырех – магистра.
Учебный процесс в колледжах сильно отличается от того, который существует в российских вузах. В частности, в колледжах очень распространены письменные проектные работы. О них мне рассказали студентки Остфолд-колледжа в городе Халден Ирина Волынец и Дарья Попова. Девушки поступили в колледж после окончания РНСШ в Москве и учатся здесь уже третий год. По их словам, проектные работы выполняются раз в год, начиная со второго курса. Тему работы, как правило, подсказывает преподаватель. Для выполнения проекта студенты разбиваются на группы и распределяют объем текста, который должен быть сдан к намеченному сроку. “Последняя наша работа была посвящена рынку нефти в Норвегии и России, – рассказывает Ирина. – Мы выполняли ее три месяца в группе из четырех человек. Каждый студент отвечал за определенную главу работы”. Если работа принята преподавателем, он выставляет всем одинаковое количество баллов (в Норвегии их называют векталами (vekttall. – Прим. автора), если же нет – объясняет студентам, что нужно переделать. Сами девочки считают, что подобные проекты учат уважать мнение товарищей, принимать аргументированные решения и грамотно отстаивать свою точку зрения. Экзамены в Остфолд-колледже также заслуживают внимания. Все они проводятся в письменной форме. А, например, экзамен по информатике сдается на компьютере. Выполненное задание студенты записывают на три дискеты, с тем чтобы одну отдать педагогу, вторую – независимому экзаменационному цензору, а третью оставить себе. Что же касается программы обучения, то на первом курсе студент должен помимо четырех обязательных предметов выбрать один по своему желанию. На втором курсе предметов по выбору должно быть уже два или больше. И если студент за год набирает нужное число баллов (векталов), его переводят на следующий курс. Помимо того, что Остфолд-колледж имеет статус международного, и в его стенах сегодня обучаются 3500 студентов из Швеции, Дании, Германии, России и других стран мира, здесь еще можно поучиться и на международной годичной программе бизнес-образования на английском языке. Набор дисциплин варьируется в зависимости от выбранного учащимся курса: “Международный бухучет и аудит”, “Международная экономика и финансы”, “Искусство бизнес-общения и ведение переговоров”. Принимают сюда лишь тех, кто окончил три курса университета или колледжа по специальности “бизнес” или “экономика”. После года обучения студентам выдается диплом, свидетельствующий о присвоении им степени бакалавра. Кстати, студенты колледжей учатся на стипендию, предоставляемую правительством Норвегии. Что же касается учебных заведений со статусом “международный”, то каждый год количество учащихся из той или иной страны меняется в зависимости от числа заявок на иностранных студентов, которые подает колледж, и решения норвежских властей о выделении для них квот. “В большем объеме квоты всегда выделяются для студентов из стран Восточной Европы, развивающихся государств и России”, – говорит консультант колледжа по работе с иностранными студентами Карин Херфт. Стипендия для иностранных студентов в Норвегии обычно выдается на три года. Но если учащийся показывает хорошие результаты и колледж заинтересован в нем, стипендию могут продлить еще на год. Именно на правительственные стипендии в настоящее время в колледже и учатся 17 студентов из России, являющиеся выпускниками РНСШ.

Университеты
В Норвегии всего четыре университета. Старейший из них – университет Осло, основанный в 1811 году. Сегодня на его восьми факультетах учатся около 33000 человек, включая 2000 иностранных студентов. Остальные три университета появились в середине ХХ века в городах Бергене (University of Bergen), Тромсе (University of Tromso) и Тронхейме (University of Trondheim). Учеба в университете длится от 3,5 до 4 лет. Как правило, на гуманитарных факультетах учатся на полгода дольше, чем на факультетах естественных наук. Наиболее популярными специальностями в Норвегии сегодня являются информатика, журналистика, юриспруденция и экономика. По окончании университета все студенты пишут дипломную работу и, независимо от того, по какой специальности они учились, обязательно сдают экзамен по философии.
Таков небольшой портрет системы образования Норвегии – страны, где возле самого северного мыса Европы Нордкап солнце стоит на севере и светит всю ночь, не скрываясь за горизонтом, и где жители верят в добрых троллей. И, видимо, не без их помощи норвежцы выращивают клубнику в теплицах и возводят парк развлечений на склонах крутых гор.
Яна БЫСТРИЦКАЯ

Москва – Лиллестрем – Джесхейм – Холден – Осло

Автор благодарит директора Московской российско-норвежской старшей школы Е.Н.Карпова и норвежскую школу Шедсмо за организацию поездки в Норвегию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте