Победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады в 2014-2015 учебном году стали 583 московских школьника. Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра Леонид Печатников, министр образования Москвы Исаак Калина встретились в Белом зале мэрии с одиннадцатиклассниками – победителями олимпиады.
Я рад поздравить вас и все московское образование с успешным завершением Всероссийской олимпиады школьников. Поздравляю ваши школьные коллективы, ваших педагогов, родителей и, конечно, вас самих, потому что мы можем говорить о чьих угодно заслугах, но это главным образом ваша заслуга – вашего терпения, таланта, знаний и вашего стремления к будущему, потому что те успехи, которых вы достигли на олимпиаде, помогут вам выбрать самые лучшие вузы Москвы, самые лучшие университеты и сделать хороший задел на будущее. От ваших знаний зависят ваше образование, ваша будущая жизнь. Своим трудом вы установили хорошую планку для своего дальнейшего развития. Вообще московское образование было всегда добротным и успешным, но тем не менее за последние пять лет произошли радикальные изменения в сторону улучшения качества. Не только Москва, но и все регионы страны развивают образование, вкладывают деньги, повышают заработную плату учителям, становятся конкурентоспособными. Тем не менее в Москве за последние пять лет в два раза улучшились оценки по единому государственному экзамену. Я имею в виду хорошие и отличные оценки. Можно, конечно, было бы списать это на то, что у нас особые условия приема ЕГЭ, на помощь преподавателей, хотя это уже не очень актуально, потому что особенно в 2014 году был достаточно жесткий контроль, таким же, я думаю, еще более жестким, он будет в этом году. Но есть другие показатели, кроме ЕГЭ, которые говорят ровно о том же: в частности, та олимпиада, в которой вы принимали участие. Количество призеров и победителей среди школьников Москвы в олимпиаде стало ровно в два раза больше. Более того, и количество школ, которые принимают участие, и тех, откуда выходят призеры, тоже в два раза увеличилось, это говорит о тех качественных изменениях, которые произошли в московском образовании. Оно, конечно, не идеально, как и любая система, требует постоянного усовершенствования, но шаг, который мы с вами сделали, тот период времени, который вы проходили вместе со школами, в целом с московским образованием, наверное, в той или иной мере ощущали. Почему это произошло? Случайно это или нет? Я уверен, что не случайно. Случайно могут быть какие-то отклонения на три, на пять, на семь процентов, но в два раза показатели качественных изменений не увеличиваются. Что произошло за эти пять лет в московском образовании? Вы знаете, изменена вообще вся система финансирования оплаты труда в школах. Теперь в центре всего образовательного мироздания оказался ученик, учащийся. Если раньше финансирование заработной платы учителей в школах слабо соотносилось с количеством и объемом учебной работы, количеством учащихся, то сегодня это совершенно не так. Финансирование школ напрямую зависит от количества учащихся. Московские школы начали реально конкурировать за учащихся и стараться удерживать их у себя. Объем работы учителя оплачивают исходя из того, сколько учащихся обучается в том или ином классе, каково качество обучения. Таким образом, и школа, и учитель зависят от этого. Это очень важное изменение. Кроме того, это, конечно, просто увеличение объема финансирования. У нас большинство школ финансировали исходя из 60 тысяч рублей на учащегося, сейчас сумма ровно в два раза больше. Очень важно, что у нас были очень хорошие школы, в которые все стремились и которые, собственно, и направляли учащихся на олимпиады, на конкурсы. Многие представляли эти школы, но важно было создать систему, в которой у всех школьников была бы возможность показать себя, получить качественное образование. Это один из важнейших факторов того, что произошло. Все школы финансируют по одной стандартной системе, но те, которые показывают еще лучшие результаты, в том числе и готовят победителей олимпиад, получают специальные гранты, но они не пожизненные, а зависят от того, какие результаты продемонстрировала школа за год. Количество школ, их перечень постоянно меняются. Школы с 400-го, 500-го места потихонечку подвигаются, подвигаются и уже теснят передовиков. Это тоже очень и очень важно. Еще одно изменение, которое также радикально повлияло на образовательную систему Москвы, – это слияние, создание крупных образовательных центров, за что нас много и усиленно критиковали, в том числе и родители, они боялись, что произойдет с их чадами, как они будут адаптироваться в новой среде. Но, как видим, ничего плохого не произошло, наоборот, в каждой школе появились несколько профилей обучения, что было раньше невозможно. Ранее во многих школах были одни 10-е и 11-е классы, о каких профилях можно говорить? А сегодня уже есть по три-четыре профиля, ученик может выбрать, какое из этих направлений ему подходит. Количество преподавателей, соответственно физиков, математиков, стало значительно больше, не стало вакансий. Естественно, качество кадрового потенциала увеличилось потому, что практически в два раза увеличилась заработная плата. Из всех этих слагаемых постепенно создалась система, которая дает другой качественный уровень подготовки. Очень важно, чтобы за всем этим постоянно был еще и контроль не только Департамента образования, который, конечно, старается и смотрит за тем, что происходит в школах, но важно, чтобы вы сами и ваши родители участвовали в этом контроле. Поэтому мы в каждой школе создали управляющие советы, в них вошли и учащиеся, и родители, и преподаватели. В разных школах они работают по-разному, с разной эффективностью, но я надеюсь, что и эта система самоуправления, самоконтроля также будет развиваться и приносить плоды.Я еще раз с большим удовольствием поздравляю вас с победой в таком важном жизненном экзамене, к которому вы стремились, в котором достигли таких замечательных результатов. Желаю вам удачного поступления в московские вузы, а может, и не только в московские. Спасибо огромное за ваш труд, за вашу учебу, поздравляю вас!
Комментарии