То, что 2017 год объявлен Годом экологии, – это здорово, но, по сути, каждый год должен быть Годом экологии, потому что проблема отношения к природе никогда не теряет актуальности. И лучше всех об этом знают те, кто работает с детьми. Потому что именно дети, как надежный индикатор, демонстрируют истинную суть того, какое место в семье, в обществе занимает природа. Увы, это место даже не в середине списка.
Как сделать так, чтобы детям было интересно изучение, познание природы? Кто или что играет в этом «первую скрипку»? Возможно ли остановить прогрессирующее отчуждение человека от природного окружающего мира? На эти и другие темы мы попросили поразмышлять директора эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Артура ЛЯНДЗБЕРГА.- Мне кажется, пока дети еще невелики, они в подавляющем большинстве интересуются всем, что летает, бегает, плавает и растет. Это видно и по тому, с каким интересом ходят в наши коллективы ребята 5-10 лет. И их интерес охотно поддерживается родителями. Но родительское отношение меняется к старшим классам, когда детям часто говорят: «Хватит заниматься ерундой, оставь своих кроликов/птиц/лягушек и примись за серьезные дела». И часто родительская точка зрения становится решающей.- Артур Рэмович, как вы думаете, почему родители считают природное направление «несерьезным»?- Думаю, что человек еще не осознал, и не уверен, сможет ли осознать свою изменившуюся роль на планете. Создается впечатление, что для человека важно только то, что творится в пределах офиса, машины и дома. А то, что находится вокруг привычного городского маршрута, – это просто симпатичное место для шашлыка, и не более. Люди не понимают, насколько мощной и глобальной силой стало человечество и к каким последствиям это приводит. Очень трудно продвигать осознанное и ответственное отношение к окружающему миру и потому, что это требует мыслительной активности, и потому, что огромные средства вкладываются в прямо противоположную точку зрения.- То есть в идеологию потребления?- Да.- Понятно, что к вам в центр приходят мотивированные дети. Они избавлены от налета потребительского отношения к природе?- Среди занимающихся у нас детей такое почти не встречается. Дело в том, что когда ребенок находится рядом с живыми существами, то рождается другое отношение к ним. Он узнает своих питомцев, их имена и привычки. Он их кормит, ухаживает, наблюдает за ними. И речь не только про кролика в нашем мини-зоопарке: добрыми знакомыми становятся и черный дрозд из парка, и первые цветки ветреницы, и другие составляющие того, что называется «родная природа». Для ребенка это уже не безликая «трава» или «птички», а конкретные существа, про которых многое известно и судьба которых небезразлична. Эти узнавание и контакт сильно меняют человека. У многих старшеклассников, продолжающих занятия в коллективах центра, внимательное и осознанное отношение к окружающей природе становится не только основой будущей профессии, но и образом мыслей.Вообще нужно понимать, что идеология потребления – это не просто характеристика образа жизни отдельного человека, а мощнейшая машина формирования массового сознания, за которой стоит современный бизнес. Сегодняшнее общество может выживать только за счет постоянно нарастающего потребления. Все современные товары имеют определенный срок действия, потому что давно просчитано, как часто мы можем покупать новый холодильник, новый пылесос, новый телефон и т. д. Это четко простроенная модель, которая не дает человеку думать иначе, кроме как в потребительском ключе. Если ты не покупаешь – ты лузер. Если покупаешь – ты крут и счастлив. По крайней мере это обещает нам реклама. А дети верят ей больше, чем взрослые.- И таких большинство, тех, кто мыслит покупками…- Это как в любой другой области: процент думающих и готовых во что-то вникать людей всегда меньше. Но это не повод сидеть с печальным видом. Нужно что-то делать, ведь под лежачий камень вода не течет. Если мы будем стараться расширять сферу экологической деятельности, выносить на обсуждение актуальные проблемы и делать это простым, доступным языком, то нашего полку будет прибывать. Не обязательно при этом быть ярым фанатиком природы, но нужно понимать, к чему ведут твои действия.- Вы заметили, что для ребенка важен контакт с природой. Из этого следует, что в центре все занятия сугубо практические?- В каждом коллективе практика своя. Понятно, что когда ребенок приходит на занятия, касающиеся ландшафтного дизайна, зоологии, ветеринарии, растениеводства, то без практики невозможно, многое в этих областях делается только своими руками. А в некоторых коллективах до практики еще нужно дорасти, например на малом медицинском факультете.Да и в экспедиции мы не сразу детей берем. Для того чтобы поехать в экспедицию и заняться исследовательской работой в заповеднике, нужно пройти серьезный отбор. К тому же любая практическая деятельность прекрасно показывает человека, здесь притвориться не получится. После пары выездов в лес про детей узнаешь больше, чем после года занятий в классе. Я, к примеру, во время поездок в свободное время люблю играть в футбол с ребятами. Эта игра четко демонстрирует, кто есть кто.- С какими типичными трудностями вы сталкиваетесь в экспедициях?- Нельзя не сказать о наболевшем. Сегодня самые большие трудности в экспедиционной работе – это ее организация. Процесс настолько зарегламентирован, что проведение экспедиции находится на пределе наших возможностей, если не за этим пределом. Государство пытается составить правила для каждого шага, каждого действия на выезде, в походе, в экспедиции. Таким образом пытаются обеспечить безопасность ребенка в них. Но наши экспедиции – это не игра, для которой можно прописать правила. Это реальная жизнь, а жизнь невозможно загнать в рамки инструкций. Нужна ставка не на тотальные ограничения, а на профессионализм тех, кто работает с детьми.Что касается ребят, то современный ребенок сейчас сильно оторван от реальной жизни. Если раньше дети не умели чистить рыбу и картошку, то теперь появляются дети, которые никогда не мыли посуду. Но экспедиция – это прекрасная школа. Помимо того что ребенок учится многому в плане биологии и экологии, он взрослеет. Этому в том числе способствует природа, потому что она прекрасный полигон для саморазвития. В лесу от ребенка зависит гораздо больше, чем в городе. В городе есть родители, учителя, а ребенок – маленький, подчиненный субъект. В экспедиции он неожиданно для себя становится коллегой, равноправным партнером взрослых по исследовательскому процессу и обеспечению собственной жизнедеятельности. На погоду мы повлиять не можем, но дрова, еда, ночлег, выполнение научного задания зависят только от тебя, от твоего умения и желания взаимодействовать в коллективе.- Идет Год экологии, есть ли у вас поводы для оптимизма?- Да, мы смотрим на Год экологии как на очень позитивное событие. Сейчас легче организовать какие-то мероприятия, потому что представители исполнительной власти, профильных комитетов нас слышат и поддерживают. Динамика востребованности тех или иных направлений в центре тоже радует. Например, в последние годы в ряде кружков запись заканчивается через 1-2 часа после ее начала. Популярностью пользуются такие направления, как общая биология, медицина, химия, палеонтология, зоология и т. д.Санкт-Петербург
Комментарии