Дата начала Великой Отечественной войны – одна из самых печальных в истории России. В нынешнем году в столице нашей Родины наряду с традиционными ежегодными мероприятиями в День памяти и скорби планируется открытие новой мраморной плиты на памятнике экипажу бомбардировщика «СБ», погибшему 12 октября 1941 г. при выполнении боевой задачи в ходе битвы у стен Москвы.
В 1941-м вторая военная школа пилотов первоначального обучения для организации учебного аэродрома получила площадку в деревне Крюково. На нем размещались взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, площадка бензохранилища и ангар для хранения материалов. В октябре с приближением немецко-фашистских полчищ к столице нашей Родины на этот аэродром передислоцировали 173-й истребительный полк противовоздушной обороны города Москвы.
12 октября 1941-го на взлетно-посадочную полосу аэродрома в Крюково из-под небес скользнул бомбардировщик СБ, израненный в жестокой схватке с врагом. В боевом вылете его экипаж нанес разящий удар по танковой колонне фашистов, рвавшейся к Москве в районе города Юхнова. Огнем врага самолет был поврежден. Экипаж бомбардировщика мог беспрепятственно покинуть израненную крылатую машину. Но крылатые защитники столицы понимали, что в жестокой битве с фашистами под Москвой каждый боевой самолет – буквально на вес золота. Поэтому, пренебрегая своими жизнями, до конца боролись за спасение крылатой машины.
Дотянув до Крюково, самолет упал на аэродром. Весь экипаж бомбардировщика погиб. Тела двух летчиков захоронили, а третьего члена экипажа СБ тогда извлечь не удалось – крылатая машина слишком глубоко ушла в землю.
…В 1968 г. в одном из районов столичных новостроек прокладывали кабель. Ковш экскаватора извлек из земли кусок металлической обшивки самолета. Затем обнаружили и достали два авиадвигателя, бортовые пулеметы, искореженные винты, личные вещи летчиков и останки авиатора-члена экипажа СБ, для которого на долгие 27 лет последним пристанищем стал искореженный самолет.
Следопыты московской школы № 629 установили имена членов погибшего экипажа бомбардировщика СБ. В него входили летчики 173-го авиационного полка – командир экипажа лейтенант Юрий Тихомиров, штурман лейтенант Алексей Ончуров (его останки были обнаружены среди обломков самолета) и стрелок-радист Павел Ворона. Все трое были молоды. Юрий Тихомиров и Павел Ворона – 1919 года рождения. Алексей Ончуров – на год старше их.
На месте гибели самолета в 1970 г. установили небольшой обелиск с именами погибших авиаторов – защитников Москвы. Через четверь века при активном участии поэта-фронтовика Анатолия Цветкова был создан и 9 мая 1995 г.открыт мемориал памяти – поставленное вертикально металлическое крыло самолета с красной звездой, обелиск с мемориальной доской, рассказывающей о героическом экипаже, и вторым покореженным винтом СБ. Тут же расположена и могила лейтенанта Алексея Ончурова с его портретом.
21 декабря 1999 г. постановлением правительства Москвы этот памятник был включен в государственный реестр объектов истории и культуры города Москвы.
За десять лет обелиск утратил свою былую свежесть, поэтому управа Чертаново Северное и Совет ветеранов этого района решили к 22 июня 2006 г. отреставрировать памятник и добавить новую гранитную плиту. Нужда в ней возникла благодаря поисковикам, которым удалось найти фотографию командира экипажа Юрия Тихомирова. Теперь на гранитной плите будет два портрета – Юрия Тихомирова и Алексея Ончурова, а рядом с именем Павла Вороны – пятиконечная звезда.
Эскиз памятника был разработан и реализован творческим коллективом, возглавляемым Владимиром Бодрягиным. Он несколько лет работает председателем совета охраны памятников истории и культуры района Северное Бутово города Москвы. Под его руководством только в районе установлены три памятника защитникам Отечества, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Всего же благородным делом увековечения подвигов защитников Отечества Владимир Бодрягин активно занимается уже более двух десятилетий. При его участии в России установлено более 80 памятников. Об этом наш рассказ на 8-й странице.
Комментарии