Хорошо, что мы научились понимать непреходящее значение для современной российской педагогики не только подвижников, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и тех классиков педагогики, кто сегодня составляет его гордость.
В феврале 2023 года в истории российской, да и мировой педагогики произошло судьбоносное событие. Завершено издание уникального 20‑томного собрания сочинений академика Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора, дважды лауреата Премии Правительства РФ в области образования Шалвы Александровича Амонашвили «Основы гуманной педагогики».
Такое масштабное издание осуществлялось в издательстве «Амрита-Русь» на протяжении 16 лет начиная с 2007 года и реализовано сотрудниками Международного центра гуманной педагогики (руководитель Паата Амонашвили) и лаборатории гуманной педагогики (заведующий Шалва Амонашвили) Московского городского педагогического университета.
В редакционную коллегию входили видные ученые и просветители Вера Геннадьевна Александрова, Дмитрий Дмитриевич Зуев и Валерия Гивиевна Ниорадзе.
Большой профессиональный и личный вклад внесла в издание редактор собрания сочинений и автор содержательных предисловий кандидат филологических наук Елена Михайловна Шуванникова.
Существенно, что собрание сочинений было рекомендовано Редакционно-издательским и информационным советом Российской академии образования (решение от 11.04.2011 №18/27).
Уникальное издание
Почему мы величаем собрание сочинений Шалвы Александровича уникальным? Конечно, прежде всего из-за масштабности. Все-таки ни один из педагогов прошлого и современности (отечественный или зарубежный) не наработал на 20‑томное собрание сочинений. Более того, при заявленной цифре в 20 книг собрание сочинений реально включает в себя 22 книги, поскольку том 6 представлен тремя частями. В собрание сочинений включено 38 произведений автора.
Но не только размер издания имеет значение. Вызывает глубокое профессиональное и искреннее человеческое уважение то, что вошедшие в собрание сочинений труды Шалвы Александровича создавались им на протяжении 67 лет и вобрали в себя 74‑летний непрерывный опыт собственной педагогической деятельности. 60 лет продолжается без перерыва эксперимент в школе №1 города Тбилиси по развивающему обучению в начальной школе, начатый в 1962 году. Согласитесь, это беспримерно!
На протяжении всего этого неустанного творческого поиска Шалва Амонашвили создавал целостное учение духовно-гуманной педагогики, продолжающее и обогащающее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям и прогностично устремленное в будущее.
Неповторим и состав входящих в собрание сочинений трудов. Спаянные одной великой темой, «Основы гуманной педагогики» вобрали в себя произведения по философии и истории педагогики и образования, аксиологии, теории обучения и воспитания, дидактике и методике. А какое жанровое многообразие! Наряду с собственно научными и методическими трудами в сочинениях доминируют такие жанры, как научно-публицистические произведения, книги притч, эссе и сказки.
Но и это не все, а может быть, и не главное. Подлинное своеобразие состоит в том, что это живое собрание сочинений. Оно наряду с ранее созданными томами включает в себя книги, которые писались Шалвой Александровичем на протяжении всего времени, когда издавалось собрание. Это само по себе феноменально. Более того, сейчас Шалва Александрович завершил две новые книги, они скоро будут изданы, и тогда собрание сочинений приблизится к 25 томам!
Представим с разной степенью подробности книги, составляющие собрание сочинений. При этом сразу подчеркнем, что нами предлагается смысловая последовательность становления и развития идей, составляющих учение гуманно-личностной педагогики, а не изложение его публикаций в хронологическом порядке и тем более не лапидарное следование презентации от первого к 20‑му тому.
Педагогическая симфония
Начнем знакомство читателя с собранием сочинений Шалвы Александровича с цикла центральных произведений в его творчестве и судьбе. Именно эти книги принесли ему заслуженную славу и всеучительское признание.
Книги «педагогической симфонии» выходили на протяжении 1980‑х годов: «Здравствуйте, дети!» (1983), «Как живете, дети?» (1986) и «Единство цели» (авторское название «В добрый путь, ребята!») (1987). Общий тираж этих томов составил около трех миллионов экземпляров, они были изданы на 20 языках народов мира. В собрании сочинений это, соответственно, первая, вторая и третья части 6‑й книги.
Книгу «Здравствуйте, дети!» Дмитрий Зуев, тогда генеральный директор издательства «Просвещение», по инициативе которого было подготовлено и осуществлено это издание, правомерно назвал книгой-символом и прозорливо предрек: «В педагогике есть книги-символы. Они рождаются в сердцах авторов нечасто. А появляются на свет еще реже… Ибо это символы будущего».
Безусловно, выход в свет трилогии стал выдающимся событием в истории образования, продолжившим традиции художественно-исповедальных произведений великих педагогов прошлого.
Высокую оценку книге «Здравствуйте, дети!» дал в предисловии известный психолог Вадим Петровский: «Перед нами педагогическая поэма в полном смысле этого слова, подлинное поэтическое произведение. После известной книги Антон Макаренко я не знаю ни одной другой, которая в такой степени заслуживала бы определения «поэтическая педагогика».
Безотметочное обучение
К этому же циклу содержательно примыкает 20‑летний поиск ученого в сфере безотметочного обучения, результаты которого получили свое отражение в 4‑м томе собрания сочинений «Об оценках». В его основе фундаментальный научный труд «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» (1984).
Обучение без отметок стало результатом творческого поиска грузинских педагогов, отказавшихся в начальной школе от любых форм отметок. Амонашвили со своими сподвижницами предложили новую гуманную систему начального образования, в которой отметка просто избыточна!
Следует особо отметить социальную актуальность и значимость, а также ярко выраженный прогностичный характер реализованных в то время Амонашвили исследовательских задач. Результаты его научно-педагогической деятельности, пусть и не сразу, и с большим трудом, но получили признание и массовое распространение. В 1986 году в школах СССР началось обучение детей в начальной школе с шестилетнего возраста, а с начала 90‑х годов в начальной школе РФ, по крайней мере в первом и втором классах, осуществляется безотметочное обучение. Это вселяло в исследовательский коллектив, объединенный вокруг Шалвы Амонашвили, определенный социальный оптимизм.
К этому же периоду творческих поисков 1960-1980‑х годов относится масштабное и очень продуктивное исследование обучения детей родному языку. Это направление получило свое воплощение в трех книгах: «Родной язык и развитие письменной речи» (книга 11), «Речь. Развитие речи», написанной в соавторстве с Валерией Ниорадзе (книга 13), и «Живое слово учителя» (книга 19), которая была создана видным филологом, теоретиком и методистом, а также супругой и сподвижником Шалвы Александровича незабвенной Валерией Гивиевной Ниорадзе. Она всю жизнь посвятила служению детям и развитию у них любви к слову, литературе и родной речи.
Школа жизни
На протяжении первой половины 90‑х годов Шалва Амонашвили осуществлял разработку содержания новой философско-образовательной системы Школы Жизни, вошедшей в 3‑й том собрания сочинений. Полное название этого произведения – «Школа Жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики» – получило расширительный для всего собрания сочинений характер. На каждой из 22 книг, составивших «Основы гуманной педагогики», стоит знак «Школа Жизни» как главный их смысл. Ведущим принципом Школы Жизни провозглашалось «развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни». И хотя в своем трактате мыслитель раскрывал основные положения гуманно-личностной педагогики начальной ступени образования, его подходы сохраняют свое значение и для последующих ступеней школьного образования.
Улыбка моя, где ты?
2000‑е годы знаменуют кардинальный разворот Шалвы Александровича к аксиологической, то есть ценностной, проблематике гуманно-личностной педагогики. Наиболее рельефно это воплотилось в открывающих собрание сочинений 1‑м и 2‑м томах, включающих 9 небольших по объему произведений. Эти произведения делятся на три смысловые группы.
Первая включает в себя 7 произведений с пронзительно-завораживающими названиями: «Улыбка моя, где ты? (мысли в учительской)», «Почему не прожить нам жизнь героями духа», «Без сердца что поймем?», «Спешите, дети, будем учиться летать!», «В чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры», «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света» и «Учитель, вдохнови меня на творчество». К этому же смысловому блоку примыкают три исповедальных произведения из 9‑го тома «Разговор с сердцем» (которое дало название тому), а также «Проводы в вечность» и «Учитель, укажи Путь Красоты Духа!».
Конечно, кроме Амонашвили, книги с такими названиями не способен создать никто. Каждое из произведений – это этап вхождения и подъема Шалвы Александровича по ступеням гуманной педагогики. Содержание книг обращено к современному учителю.
Первая книга – «Улыбка моя, где ты?» – задает лейтмотив: не потерял ли наш учитель свою улыбку? Счастливы ли наши дети? Как мы можем помочь им быть счастливее? И дальше учителям предлагается один путь – вперед и вверх, чтобы стать «героями духа».
Последующие книги раскрывают пути осуществления гуманной педагогики. Первый из них – это «оживление сердцем» знаний – интеллектуальный рост, чувство вдохновения, радость творчества, которые позволяют воспитаннику обрести уверенность в успехе, в воспитании воли, становлении характера, чести и достоинства личности.
В трактате «Спешите, дети, будем учиться летать!» Шалва Александрович отправляет своих сподвижников по гуманной педагогике в духовную высь. Не случайно название перекликается с книгой представителя гуманной психологии Билла Ньюмена «Парите вместе с орлами». У них общая проблематика: благородство, сила духа, красота и, конечно, любовь. Общий девиз этих удивительных книг: «Вместе мы способны изменить мир». К этому же циклу примыкают такие произведения Амонашвили, как «Вера и любовь» (2009) и «Притчи» (2010).
Существенно, что в этих книгах Шалва Александрович добился права не только писать что думал, но и тем стилем – художественным, поэтичным, насыщенным метафорами, – который был ему столь органичен.
Истина Школы
В этот период мастер созидает педагогические трактаты, написанные на высоком литературном уровне. Один из них – «Истина Школы» (книга 1, 2008), – как писал Владимир Маяковский «О Времени». А другой – «Как любить детей» (книга 2, 2010) – «О Себе».
Книга с таким обязывающим названием, как «Истина Школы», полностью ему соответствует. Это обжигающий своей нравственной бескомпромиссностью предельно откровенный разговор обо всех болевых точках современного образования. Приведем только один отрывок, чтобы почувствовать весь накал повествования: «Друзья школы! Дорогие учителя! Уважаемые родители! Нынешние и бывшие ученики! Скажем доброе слово о школе! Она ждет от нас ласки, любви, признательности! Поможем школе по мере наших сил. Поможем мыслями, чувствами, молитвами, любовью, заботой. Поможем делами».
Как любить детей
А вот книга «Как любить детей» перекликается и названием, и сущностью с книгой Януша Корчака «Как любить ребенка». Более того, первоначально вышедшая в 1920 году книга Корчака называлась именно «Как любить детей» и только с 1929 года приобрела привычное нам название.
Но дело, разумеется, не только в этой совершенно не случайной и глубоко символичной перекличке названий. Произведение Шалвы Александровича создано в исповедально-рефлексивном жанре. В книге как бы со стороны раскрыт весь его жизненный и профессиональный путь – от рождения до зрелости. Тщательно проанализирован весь тернистый процесс становления учения гуманно-личностной педагогики. Понятно, что эта книга бесценна для историков педагогики, поскольку дает возможность узнать то, что невозможно получить из каких-либо других источников.
В данной связи подчеркнем, что педагогическая теория не заключена только в научно-педагогических трудах и учебниках по педагогике. В золотой фонд педагогической классики вошли как раз произведения художественные или с ярко выраженной публицистической направленностью.
В таком же автобиографически-рефлексивном жанре написаны «Годы исканий» Станислава Шацкого, «Как любить ребенка» Януша Корчака, «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, «Сердце отдаю детям» Василия Сухомлинского, «Последняя книга» Симона Соловейчика…
Искры мыслей педагогических мудрецов
Создание теории гуманного образования имеет глубокие корни в классическом педагогическом наследии. В книге 18 «Педагогические строматы: искры мыслей мудреца» в поиске исторических основ для создания образования будущего Шалва Амонашвили обратился к вечным ценностям, заключенным в педагогическом наследии великих педагогов прошлого, которые оказали большое влияние на формирующееся учение.
Напомним, что строматы в переводе с греческого – «смесь разных лоскутов, из которых сшит разноцветный ковер». В данном случае это разноцветный ковер педагогических заметок-размышлений, отражающих философию гуманной педагогики как образа жизни и мысли.
Как писал Шалва Александрович, «именно чтение классиков привело меня к странному ощущению того, что читаю книги, присланные из будущего. Это будущее может стать настоящим настолько, насколько мы этого захотим».
В книге также содержится произведение «Искры» – это маленькие зарисовки автора по самым различным, но судьбоносным вопросам прошлого, настоящего и будущего гуманной педагогики. В этих «искрах» причудливо переплетаются смысл прочитанных Шалвой Александровичем книг, его жизнь, опыт и взгляды.
Учитель от Бога
Произведения, связанные с обращением к наследию великих педагогических мыслителей прошлого, закономерно продолжают две книги, центрированные на личности, становлении и педагогической деятельности гуманного педагога: «Учитель» (книга 5) и «Учитель от Бога» (книга 12).
В книге «Учитель» собраны два произведения – «Учитель» и «Рука ведущая». Эти художественные произведения написаны в жанре повести.
Книга «Рука ведущая» – произведение во многом автобиографическое. Действительно, в жизни главного героя книги Алексея Алексеевича много общего с судьбой автора произведения.
В «Учителе» продолжается разговор о миссии педагога в современном обществе. По сути, эта обжигающая книга, написанная в жанре детектива, – открытый судебный процесс над авторитарной педагогикой.
Поднятая тема логично получает свое продолжение в книге 12 «Учитель от Бога», где кроме названного размещены еще два произведения – «Жемчужины памяти» и «Полюбите будущее – крылья вырастут!». Это исповедально-мудрые и пронзительно светлые произведения, обращенные в вечность и вместе с тем адресованные каждому читателю. Данные произведения глубоко личностны. В «Учителе от Бога» главный персонаж – Учитель Амин. Это книга своеобразного духовного завещания Учителя Амина и вместе с тем одухотворяющий источник для образования будущего, которое нам предстоит созидать уже сегодня.
Манифест рыцарей гуманной педагогики
Все эти важнейшие постулаты получают свое фундаментальное выражение в двух центральных для всего собрания книгах – «Манифест гуманной педагогики» и «Рыцарь гуманной педагогики», – вошедших в 3‑й том.
С наибольшей силой учение гуманно-личностной педагогики рельефно отразилось в «Манифесте гуманной педагогики» (2011). Это коллективный труд членов сообщества, его создателями являются поименно названные в книге 43 рыцаря гуманной педагогики.
Книга «Рыцарь гуманной педагогики» – это своеобразное кредо, кодекс чести сообщества гуманно-личностной педагогики.
Трудно быть уроком семени
Сформированные в этих книгах идеи получили свое дальнейшее развитие в двух своеобразных методических пособиях – «Легко быть садовником, трудно быть уроком семени» (книга 7) и «Искусство семейного воспитания» (книга 8).
Первое пособие адресовано студентам и молодым учителям, приобщающимся к гуманной педагогике. При этом Шалва Александрович вдохновляет молодых коллег: «Я воображаю в каждом из вас художника жизни, героя духа, рыцаря детства, выдающегося мыслителя, соработника у Бога». Пособие состоит из 12 тем-глав. Даже метафоричные названия их необычны для традиционного восприятия, от них так и веет манящей прелестью предстоящей учительской деятельности, вместе с тем ощущается высокая энергетика напряженного поиска педагогической мысли. Вчитайтесь в некоторые из них: «Избрать качество огня твоего», «Психология согласия», «Урок – жемчужина жизни школьников».
В целостном виде методические подходы к практической реализации гуманной педагогики рассматриваемого периода изложены в книге 10 «Воспитание и развитие личности». В пособии приведены описания уроков, отдельных продуктивных методов и приемов, образных пленительных картинок счастливой жизни детей в гуманной школе. Значимо, что каждая встреча-беседа заканчивается деловой педагогической игрой, которая демонстрирует практические возможности реализации гуманно-личностной педагогики. Материалы пособия были апробированы Шалвой Александровичем на творческих семинарах в 74 городах России и мира.
Книга «Искусство семейного воспитания» включила такие произведения, как «Баллада о воспитании», «Исповедь отца сыну» и «Мартовский возраст. Письма к дочери» (таких писем 12).
Пленительная «Баллада…» – это бесконечно мудрая книга обо всем спектре проблем воспитания. А два других произведения имеют адресную направленность – сыну Паате и дочери Нине. Здесь тоже понятная смысловая перекличка с произведениями Василия Сухомлинского «Письма к сыну» и «Письма к дочери».
Песнь великой любви
В смысловом отношении книги, адресованные родителям, продолжили цикл художественно-педагогических произведений в сказочном жанре. Адресат этих сказочных книг новый – дети. В этот цикл вошли четыре книги: «Амон-Ра. Легенда о камне» (14‑я книга), «Саломея» (15‑я книга), «Воин Света» (16‑я книга) и «Тысячу лет спустя» (17‑я книга). Это последовательная, переходящая из книги в книгу история христианских идей и ценностей, представленная для детей в форме легенды, через образы детской дружбы, любви и преданности.
Главный герой книг – маленький мальчик Амон-Ра, живущий в I веке н. э., – постепенно обретает друзей, познает красоту, дружбу и преданность. Причем герои продолжают свой духовный путь даже тысячу лет спустя, уже в ХI веке.
Это книги для семейного чтения. Мир героев, их путь и подвиги увлекают и заставляют о многом задуматься как детей, так и взрослых.
Обновленное педагогическое сознание
Заключительным и в фактическом (это 20‑я книга), и в смысловом отношении является произведение в жанре эссеистики «Обновление педагогического сознания». В книге освещаются такие ключевые для всего творчества Шалвы Александровича Амонашвили темы, как гуманная и авторитарная педагогика, миссия и предназначение ребенка, вера и духовность, особенности современного поколения детей, смысл жизни и нравственное самосовершенствование.
Символично и значимо, что эти тексты, собранные в заключительный том на протяжении последнего времени, публиковались в «Учительской газете» и поэтому хорошо знакомы нашему читателю.
Думается, что обновленное педагогическое сознание – это наивысшее достижение автора собрания сочинений «Основы гуманной педагогики».
Символично, что Шалва Александрович Амонашвили переводится как «Солнечный Человек – Защитник Мира, Покоя и Благоденствия».
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный редактор собрания сочинений Ш.А.Амонашвили, обладатель почетного звания «Рыцарь гуманной педагогики», член-корреспондент Российской академии образования
Комментарии