Открытое письмо.
Президенту Российской Федерации В.В.ПутинуМинистру образования и науки РФ Д.В.ЛивановуОткрытое письмоМаленький город Алексеевка Белгородской области известен тем, что здесь производят майонез, масло «Слобода» и другую продукцию этого бренда. А еще у нас есть знаменитый Алексеевский колледж, где кипят нешуточные страсти и, как в зеркале, отражается печальная участь всего среднего профессионального образования.Сельскохозяйственный техникум открылся более 55 лет назад. Впоследствии он стал называться «Алексеевский колледж экономики и информационных технологий» (АКЭИТ). В нашем городе он был самым значимым, самым востребованным учебным заведением. Почти треть населения города и района в свое время получили здесь образование. Его слава гремела некогда по всей Белгородчине и за ее пределами. Здесь всегда был сильный и сплоченный коллектив, современная материальная база, подсобное учебное хозяйство, десять лет работала театральная студия, был создан вокально-хореографический ансамбль «Раздолье», получивший звание народного коллектива, множество кружков и спортивных секций.До 2012 года мы находились в федеральном подчинении. В 2013 году к Алексеевскому колледжу экономики и информационных технологий был присоединен педагогический колледж, директор которого назначен руководителем объединенного учебного заведения. Учредителем является Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области. С этого времени и начались наши беды.Несмотря на то что создан единый коллектив с общим уставом, с одинаковыми трудовыми функциями, отношение к преподавателям совершенно разное. Ставка заработной платы преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподающих на первом курсе, сравнялась со ставкой преподавателей бывшего педагогического колледжа, которая до объединения была в полтора раза выше, а у остальных педагогов АКЭИТ нет. Почему-то работодатель считает, что он может устанавливать заработную плату работникам, не считаясь с Трудовым кодексом РФ, ЕКС и другими нормативными документами. В Единых рекомендациях РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (п. 31) сказано, что установление разных окладов по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, недопустимо. В ЕКС нет должности «преподаватель какой-либо дисциплины» или специальности, а есть должность – «преподаватель». Наши должности в ЕКС обозначены одинаково, но размеры должностных окладов разные. Может, наш учредитель этого не знает? Заработная плата бывших работников АКЭИТ не только осталась на прежнем уровне, но даже уменьшилась – перестали выплачивать в полном объеме 15‑процентную надбавку за вид учебного заведения (колледж), которая предусмотрена постановлением СовМина РСФСР №17 от 8 января 1991 года и не отменена до настоящего времени. С сентября 2013 года нам платят надбавку только за фактические часы, отработанные в группе повышенного уровня, а не от полной педагогической нагрузки, как было ранее. Не важно, что это ухудшает материальное положение практически нищего преподавателя – просто внесли изменение в областное постановление об оплате труда (наверное, посчитали, что она очень высокая). Но почему-то у преподавателей дополнительного образования и у администрации надбавка предусмотрена от ставки. Введен коэффициент наполняемости от 0,8 до 1 в зависимости от того, сколько человек в группе. То есть если в группе меньше 20 человек, оклад преподавателя автоматически уменьшается еще на 20%. Но коэффициент наполняемости для определения оклада руководителя и его заместителей почему-то равен 1,5-2.Мы не знаем, какой формулой определяется средняя заработная плата преподавателя у нас в области, но в нашем учебном заведении у преподавателей бывшего АКЭИТ с высшей категорией, преподающих на старших курсах, то есть готовящих специалистов для нашей экономики, ставка составляет 7664 рубля. Умножьте ее на коэффициент 0,8, прибавьте около 2000-3000 рублей стимулирующих выплат (которые зависят от расположения администрации), около 1000 рублей за классное руководство. Вот и вся арифметика. Поэтому и вынужден бедный преподаватель работать на 1,5-2 ставки, чтобы как-то свести концы с концами.Основной функцией среднего профессионального образования является подготовка специалистов с необходимыми профессиональными умениями и навыками. Мы, конечно, рады за своих коллег, преподающих общеобразовательные дисциплины, у которых зарплата растет, но разве это справедливо, что в профессиональном колледже преподаватели, выполняющие основные функции СПО, получают в 2 раза меньше?Преподаватели и сотрудники бывшего АКЭИТ обращались в Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области, лично к губернатору Евгению Савченко, в Федеральную службу по труду и занятости, к председателю Комитета Государственной Думы по образованию, Уполномоченному по правам человека, но все возвращается в область – учредителю, который не видит никаких нарушений ни Трудового кодекса, ни других нормативных документов.Федеральная служба по труду и занятости, Уполномоченный по правам человека отправили наши обращения в Государственную трудовую инспекцию Белгородской области, которая не дала правовой оценки сложившейся ситуации, хотя мы об этом просили, а сослалась на приказы, в которых якобы установлены доплаты преподавателям и другим работникам колледжа. Мы в письменной форме попросили директора ознакомить нас с данными приказами. Администрация в ответ начала «обработку» подписавшихся сотрудников, чтобы они вычеркнули свои фамилии из обращения. И только после звонка в трудовую инспекцию нам выдали выписки из одного приказа, в котором речь идет о доплатах за классное руководство, проверку тетрадей и т. п. А выписку из второго приказа так и не выдали. Создается впечатление, что приказа не было или в нем содержатся те сведения, о которых мы знать не должны. Вот так работают государственные службы, которые призваны защищать права трудящихся. Мы обратились в Общественный антикоррупционный комитет с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации. Их юристы направили документы в областную прокуратуру и губернатору. Но воз и ныне там…И это далеко не все. Значительно повысив требования к преподавателям, работодатель не выполняет обязанности, возлагаемые на него статьей 22 ТК РФ: обеспечивать работников необходимыми средствами для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами.Не обновляется ни программное, ни техническое обеспечение в учебных аудиториях, далеко не всегда работает Интернет, не закупается спортивный инвентарь, в спортивном зале оборудование не соответствует требованиям техники безопасности. Библиотека колледжа не пополняется, в то же время администрация требует использовать на уроках новейшую литературу. Бумага, краска для принтеров закупается преподавателями самостоятельно. Не работают кондиционеры. Отключен телефон в учительской, так как администрация считает, что преподавателям он не нужен. Прежде процветавшее учебное заведение попросту приходит в упадок. Даже кулер, приобретенный на деньги спонсоров еще до объединения, отключили – это тоже непозволительная роскошь. Мы предложили воду для него закупать самостоятельно, но нам не разрешили.Во всей стране придается большое значение музеям – хранителям истории малой родины, кроме нашего учебного заведения. Столько материальных средств и усилий преподавателей, студентов было потрачено на создание нашего музея! Он отвечал всем современным требованиям, студенты вели экскурсии, занимались поисковой работой, здесь проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, знаменитыми людьми нашего района. Теперь патриотическое воспитание стало ненужным. Наш замечательный музей просто закрыли без объяснения причин, не предупредив об этом даже его руководителя.Что там Трудовой кодекс – Конституция прошла стороной. Все праздничные дни – 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая и другие государственные праздники мы отрабатываем.Основной задачей любого руководителя является создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. У нас все с точностью до наоборот. Сотрудников стравливают друг с другом.С начала учебного года ухудшилось положение тех преподавателей бывшего АКЭИТ, которые не молчат о недостатках и стремятся конструктивно изменить обстановку в колледже. Их могут публично унизить, лишить премии в ответ на замечания в адрес администрации.Ни о какой коллегиальности не идет даже речи, не работает совет колледжа, все, что касается оплаты труда, делается в тайне, директор считает себя вправе менять решения собрания, нет никакой прозрачности.До перехода на региональное финансирование (до 2012 года) АКЭИТ работал по пятидневной рабочей неделе. Почему-то сейчас это невозможно. У нас много иногородних студентов, в субботу в расписании стоит всего 2 пары, на которые мало кто приезжает. Всем было бы удобней работать по пятидневной рабочей неделе. Но учредителю почему-то удобно, чтобы было неудобно нам. Хотя сам департамент в субботу не работает, да и наша администрация тоже, есть только дежурный администратор.Преподаватель несет огромную ответственность перед обществом за обучение и воспитание будущих компетентных специалистов. Он должен быть примером во всем. Как бедный и бесправный педагог может поддерживать презентабельный внешний вид, полноценно отдохнуть, заняться самообразованием? Сейчас, как никогда, стране нужны педагоги, занимающие активную жизненную позицию, но в нашем учебном заведении почему-то хотят от них избавиться, «создав» для этого необходимые условия. Опытные преподаватели просто уходят.Бывший АКЭИТ, находясь в федеральном подчинении, успешно проходил все процедуры лицензирования, аккредитации и аттестации. Теперь, оказывается, у нас все было не так. Получается, что либо в Министерстве образования работают некомпетентные специалисты, либо просто региональные чиновники требуют от нас ведения никому не нужной бумажной и электронной документации, которую нам приходится переделывать по нескольку раз. Нам некогда качественно заниматься непосредственно нашей работой – воспитанием и обучением студентов.Мы живем в чернобыльской зоне, нам положен дополнительный отпуск, но почему-то для того, чтобы взять его в удобное для себя время (как трактует закон), некоторым приходится его слезно выпрашивать.Все это нам объясняют политикой государства, требованиями ФГОС и новым законом об образовании. Что же это за модернизация образования такая, которая ставит преподавателя в рамки бесправного и практически рабского существа? Становится унизительным ходить на работу. Мы пытались обратиться в различные телепередачи, но везде нам отвечали, что это не их формат. Остался один способ – организовать и провести забастовку, может быть, тогда кто-то обратит на нас внимание.Уважаемые Владимир Владимирович и Дмитрий Викторович! Просим пересмотреть на федеральном уровне ставки преподавателей СПО согласно должностям Единого квалификационного справочника, чтобы в регионах не было разных систем оплаты труда для «своих» и «бывших федералов», защитить педагогов профессионального образования от произвола местных чиновников, которые не обеспечивают ни материальную базу, ни требования законодательства, ни улучшения благосостояния преподавателей.С уважением преподаватели Алексеевского колледжаН.И.КЛАДОВА, Т.А.ЦЫБЕНКО,О.Б.ТАМИСТОВА, А.М.РЕВИН,Т.В.МАКАРЕНКО, В.Н.УСАТОВ,О.А.КУЗЬМИНи другие, которые просто боятся назвать свои фамилии
Комментарии