search
main
0

Защитим ребенка от информационного яда

​С практическими вопросами информационной безопасности детей нам, родителям, приходится сталкиваться практически каждый день.

Мы должны решить, например, стоит ли предлагать ребенку для просмотра тот или иной фильм, для чтения ту или иную книгу, позволить ли ему играть в новую (принесенную от товарища) игру или пояснить, чем чревато увлечение ею, если она покажется нам чрезмерно агрессивной, азартной или не соответствующей нашим критериям ценностей, поддержать его в общении с той или иной компанией ребят или постараться уберечь от возможных негативных последствий общения с таковыми. Примеров таких ситуаций можно привести огромное множество – от очень значимых для нас до практически нами неосознаваемых. Вместе с тем все дилеммы имеют один общий вопрос: «А полезно ли будет для ребенка соприкосновение с идеями, эмоциями, миропониманием той части информационной реальности или человека, в отношении которого возникли подобные вопросы?» Один замечательный мудрец сказал: «Каковы наши мысли – такова наша жизнь». Если мы посмотрим на это изречение сквозь призму своего жизненного опыта, то сможем на практике убедиться, что все это именно так. Какова будет жизнь ребенка, полагаю, заботит каждого родителя и настоящего педагога. Мысли человека формируются под воздействием информации, которая окружает его: от близких людей, из телевидения, книг, газет, наконец, Интернета. Вот почему так важно тщательно следить за информационным окружением, в котором находятся наши дети, для того чтобы вовремя научить их защищаться от информационных ядов и выбирать здоровую пищу для своего интеллектуального и духовно-нравственного развития.Наши дети уже с младшего возраста становятся активными пользователями Интернета. Интернет сегодня одновременно и мощное средство образования, и потенциально опасное пространство, для работы в котором необходима специальная подготовка. Информационная безопасность детей в Интернете – вопрос, заслуживающий особого внимания: от того, насколько эффективными будут защитные меры, во многом зависит не только информационная безопасность образовательного пространства, но и благоприятная атмосфера личностного роста наших детей. Департамент образования поручил нам разработать инструкцию по повышению информационной безопасности обучающихся ОУ при их взаимодействии с ресурсами сети Интернет (РСИ). На первом этапе мы провели исследование проблем информационной безопасности московских образовательных учреждений, на втором – разработали такую инструкция, которая в настоящее время проходит апробацию в ОУ.В ходе работы мы выделили несколько существенных, на наш взгляд, особенностей, характеризующих специфику информатизации московской системы образования. Городская целевая программа «Столичное образование» в течение многих лет на каждом этапе реализации позиционирует московское образование как престижное, передовое, соответствующее лучшим мировым стандартам. Для достижения заявленного высокого уровня разработчики образовательной стратегии предусматривают в числе первых задач освоение продвинутых информационных технологий обучения и оснащение образовательных учреждений современными средствами информационной коммуникации. Уровень благосостояния семей в подавляющем большинстве случаев позволяет родителям обеспечить обучающихся персональным компьютером дома и, кроме этого, мобильной компьютерной техникой, средствами связи, обеспечивающими постоянный доступ к интернет-ресурсам вне дома.Таким образом, существенные черты региональной специфики московской образовательной среды в аспекте информационной безопасности – это большое количество (массовость) участников образовательного процесса; приоритет информационных образовательных технологий; техническая доступность интернет-ресурсов лично для обучающихся; относительно высокий общий уровень знакомства обучающихся с компьютерной техникой.Проведенное нами исследование, которое включало анкетирование, выезд экспертов в образовательные учреждения, собеседование с директорами школ, анализ официальных сайтов образовательных учреждений, помогло выявить упущения в ОУ: недостаточно упорядочена работа по внедрению системы контентной фильтрации ресурсов Интернета; есть случаи несанкционированного доступа обучающихся в ОУ к интернет-сайтам, не совместимым с задачами обучения и воспитания; далеко не на всех сайтах школ налажена профилактическая работа по вопросу интернет-безопасности обучающихся. Подчеркну: речь не идет о том, чтобы сделать образовательную среду московских ОУ стерильной или ограничить права обучающихся на самостоятельную познавательную деятельность, а об обеспечении информационной безопасности детей.Организация эффективных методов контроля за состоянием безопасности информационной среды в ОУ предполагает распределение между работниками ОУ ответственности за информационную безопасность ОУ, за точку доступа к Интернету, за антивирусную защиту компьютерной техники, за защиту персональных данных, определение обязанностей системного администратора локальной информационной сети. Однако на практике в ОУ принято совмещать некоторые обязанности в исполнении одного должностного лица, что централизует организацию процесса пользования интернет-ресурсами и не противоречит действующему законодательству. Представляется целесообразным периодически заслушивать публичные отчеты ответственных за использование РСИ на заседаниях педагогического совета ОУ с обсуждением случаев нарушения безопасности использования интернет-ресурсов и анализом причин, принятых мер по недопущению подобных случаев и с анализом эффективности проведенной профилактической работы лицами, ответственными за различные аспекты информационной безопасности. Регламентация использования в ОУ участниками образовательного процесса и работниками персональных средств доступа к интернет-ресурсам важное звено обеспечения информационной безопасности. Неумело употребить здесь административный ресурс – значит нарушить права и свободы обучающихся и сотрудников, поэтому целесообразно рекомендовать органу, осуществляющему государственно-общественные формы управления в ОУ (конференция, управляющий совет), обсудить и по итогам обсуждения принять положение о регламенте пользования личными средствами коммуникации (мобильными телефонами) в ОУ, которое затем может быть утверждено приказом директора. В тексте положения нужно регламентировать использование обучающимися мобильных телефонов: например, установить цели их использования в ОУ – установление и поддержание связи с абонентами сотовой сети в случае возникновения служебной необходимости у работников ОУ или в экстренных случаях у обучающихся и работников ОУ. Соответственно нецелесообразным следует считать использование в ОУ некоторых возможностей мобильных телефонов и сервисов, предоставляемых операторами мобильной связи: доступ к сети Интернет, видео- и фотосъемка, видеопросмотр, игра, аудиозапись. При этом нужно уточнить, что под мобильным телефоном следует понимать прежде всего такие средства личной коммуникации, как смартфон, iPod (к ним не относятся ноутбук, нетбук, планшетный компьютер, игровая приставка). Основываясь на решении органа, осуществляющего государственно-общественные формы управления в ОУ, желательно также ввести норму ограничения использования в ОУ работниками и обучающимися личной компьютерной техники (ноутбуков, нетбуков), предоставляющей доступ к сети Интернет, без личного согласования с лицом, ответственным за информационную безопасность, которому необходимо поручить составление списка работников, использующих в связи со служебной необходимостью в ОУ личную компьютерную технику, предоставляющую доступ к Интернету.Профилактическая и просветительская работа с обучающимися по основам культуры работы и информационной безопасности в сети Интернет должна идти как с учащимися, так и с их родителями. В отношении обучающихся методическое объединение учителей информатики может составить и реализовать на учебных занятиях и во внеклассной работе план повышения уровня безопасности детей в Интернете при помощи технических и технологических средств, в рамках которого возможно проведение:- классных часов по тематике, раскрывающей правила безопасного поведения детей в сети Интернет; – тематических семинаров обучающихся по обмену информацией об интересных и полезных ресурсах сети Интернет; – мероприятий по составлению и ведению школьного каталога «Мой интересный Интернет»;- конкурсов на наиболее интересную и многостороннюю подборку веб-ссылок на полезные сайты сети Интернет.Мероприятия с родителями по основам информационной безопасности детей в сети Интернет включают периодическое проведение общешкольных или классных тематических родительских собраний, посвященных вопросам информационной безопасности детей в сети Интернет. На них можно предложить выступить IT-специалистам, организовать диспуты или семинары по обмену опытом обеспечения безопасности ребенка в информационном обществе. Навык обращения к доброкачественным ресурсам Сети позволит оздоровить ситуацию и вне стен образовательных учреждений. Никакая система контроля не даст надежного результата, если будет упущена работа воспитательного характера. В этом процессе необходимы усилия прежде всего родителей, ведь детям необходимо помочь разобраться с тем зачастую колоссальным объемом информации, с которым они сталкиваются каждый день, в том числе и в Интернете. Сделать это – задача прежде всего родителей и педагогов. В соответствии с возрастными особенностями ребенка ему нужно сообщить актуальные для него правила работы в Сети (сами правила широко представлены в том числе в Интернете, это, например, интерактивные уроки безопасного Интернета, разработанные Фондом развития Интернета совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова: http//www.detionline.com/mts/lessons, советы, приведенные на сайте Центра безопасного Интернета в России – www.saferunet.ru, большая подборка материала на сайте информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет» (http://www.content-filtering.ru/), памятка «Безопасный Интернет – детям», размещенная на сайте МВД РФ (http://www.mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf).В зависимости от возраста ребенка контроль его деятельности в Интернете, вероятно, должен разниться: от более жесткого вначале (младший и начало среднего школьного возраста), когда уместно использовать специализированные программы, позволяющие осуществлять мониторинг его деятельности в Интернете и программно блокировать его попытки обращения к недоброкачественным ресурсам, а также управлять временем самой работы в Сети (программы «Касперский Интернет Секьюрити», «КиберМама», KidsKontrol, Средства ОС (WindowsVista), детский браузер Гогуль – http://www.gogul.tv/), до более демократичного стиля контроля (вторая половина среднего и старший школьный возраст), когда постепенно он переходит к форме доверительного общения с ребенком, в процессе которого внимательный родитель способен уловить его настроения, увлечения, круг общения и систему ценностей и помогать вовремя исправлять закрадывающиеся туда по неопытности ошибки. Таким образом, ребенок постепенно переходит от запрета к пониманию, от внешнего контроля – к самоконтролю, при умелом взаимодействии и поддержке родителей и педагогов у него формируется иммунитет к информационной «грязи». Путем постепенного совместного (с родителями и педагогами) поиска выходов из появляющихся затруднительных ситуаций у ребенка формируются здоровые ценности и ориентиры, в этом случае он просто испытывает отвращение к искаженной, деструктивной информации, которая, к сожалению, нередко засоряет СМИ в целом и Интернет в частности. При всем этом, начиная с самого первого общения ребенка с Интернетом, родителям и педагогам целесообразно постепенно и систематически предлагать ребенку (в соответствии с его личностными особенностями) подборку ресурсов с доброкачественной информацией, которая будет способствовать духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию его личности.Таким образом, прививая ребенку основы адекватного восприятия информации, поступающей из различных источников окружающей его действительности, помогая ему в соответствии с полученными знаниями преодолевать трудные для него жизненные ситуации, мы, родители и педагоги, закладываем в него тот стержень, который поможет ему не согнуться под бременем искушений и искажений окружающей действительности, обеспечим ему самую надежную защиту от негативного влияния деструктивной информации – другими словами, надежную информационную безопасность его личности.Сергей ЮРЕНКО, начальник отдела экспертизы и профилактики рисков информационной безопасности образовательной среды Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте