search
main
0

Защити защитника, закон!

К концу 2003 г. число россиян, фактически являющихся инвалидами военной службы, приблизилось к 800 тысячам. Для сравнения: по данным Правительства РФ в 1997 г. общее число инвалидов военной службы в России составляло 576.586, из них Великой Отечественной войны – 415.736, боевых действий в Афганистане – 17.980, военной травмы (без учета инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане) – 115.000. Иными словами, в нашей стране – целая армия россиян, потерявших здоровье при выполнении воинского долга, и как вы можете убедиться из приведенной статистики, их число растет. Но, как ни странно, в действующем законодательстве нет четкого определения понятия «инвалид военной службы». А проблем у этой категории наших сограждан – хоть отбавляй…

Взять хотя бы пенсию. Сегодня бывший военнослужащий по призыву, ставший во время службы инвалидом, получает среднюю пенсию по инвалидности в размере 900-1200 рублей. На такие деньги и одному-то прожить нельзя, не говоря уж о том, чтобы прокормить семью.

Надбавки за инвалидность для военных пенсионеров тоже таковы, что особо «не разгуляешься» – все они привязаны к минимальной пенсии по старости. Да и какой это вообще привесок, если сумма доплат не превышает 200 рублей?

Военные пенсионеры уже много лет требуют либо предоставить им право на получение второй пенсии – по инвалидности, тем более для гражданских ветеранов подобная мера действует давно, либо обеспечить их компенсационными выплатами за причиненный вред здоровью. Но таковым правом пользуются на сегодняшний день только чернобыльцы.

В идеальном варианте, конечно, можно вести речь и о предоставлении лицам, получающим пенсии по инвалидности и достигшим пенсионного возраста по старости (для мужчин – 60 лет), при страховом стаже не менее 5 лет, права на получение страховой части трудовой пенсии по старости.

Но пока все эти новации существуют только на бумаге. Проекту федерального закона «Об инвалидах военной службы», разработанному в интересах потерявших здоровье на военной службе, еще только предстоит установить основы государственной политики в области их комплексной реабилитации, дополнительные меры социальной защиты и правовые гарантии их реализации. Несмотря на всю актуальность закона, сегодня вряд ли кто согласится прогнозировать, как скоро он будет принят. Но хочется верить, что Госдума нового созыва не станет откладывать его в долгий ящик.

За комментариями мы обратились к одному из известных читателям по публикациям в нашем издании парламентариев.

По просьбе «Военного образования» ситуацию прокомментировал один из разработчиков законопроекта депутат Государственной думы Николай БЕЗБОРОДОВ:

– Как автор документа и «старый» новый депутат, я очень надеюсь, что принятие этого закона станет одной из приоритетных задач нового состава Комитета Государственной думы по обороне и всей палаты в целом. Актуальность законопроекта заключается в том, что в нем впервые в законодательном порядке определяется понятие «инвалиды военной службы» и круг лиц, относящихся к ним.

Мы предлагаем такую формулировку: инвалидами военной службы являются лица, ставшие инвалидами в период прохождения военной службы (военных сборов) или не позднее трех месяцев после увольнения со службы (военных сборов), либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы (военных сборов).

Правовое положение инвалида военной службы будет подтверждаться специальным документом. Кроме того, поскольку это инвалиды именно военной службы, мы считаем, что они должны иметь право на ношение военной формы одежды.

По нашему мнению, для инвалидов военной службы должна устанавливаться единая система правовых гарантий их комплексной реабилитации и предоставления им дополнительных мер социальной защиты.

Комплексная реабилитация должна включать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель – восстановление социального статуса инвалида военной службы, достижение им материальной независимости и социальная адаптация.

Убежден, что реабилитация должна состоять из двух программ: федеральной и индивидуальной.

Федеральная базовая программа комплексной реабилитации инвалидов военной службы – включать гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду военной службы бесплатно за счет средств федерального бюджета и утверждаться Правительством России.

Индивидуальная программа комплексной реабилитации – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида военной службы реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер. Эта программа должна быть обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Координировать деятельность в сфере комплексной реабилитации инвалидов военной службы обязан специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по труду и социальному развитию.

Кроме того, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, совместно с органами опеки и попечительства должны установить патронаж над инвалидами военной службы на период их медицинской реабилитации.

Финансировать реабилитационные мероприятия предлагается за счет средств федерального бюджета и других источников. Реализация этих мероприятий возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий. Исполнению законопроекта могут также содействовать общественные объединения инвалидов.

Что касается перспектив закона, то, думаю, что он мог бы вступить в силу с 1 января будущего года. Раньше вряд ли позволят финансово-экономические возможности государства. Предлагаемый закон действительно затратный. Но расходы по реабилитации инвалидов военной службы можно и нужно заложить в проект бюджета 2005 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте