Проблемы информационных угроз, которые связаны с активным использованием детьми и учителями сети Интернет, огромным потоком цифровой информации, которая ежедневно отправляется и получается каждым участником образовательного процесса, на сегодняшний день являются невероятно актуальными и обсуждаемыми как педагогической, так и родительской общественностью.
По данным Генеральной прокуратуры, в первом полугодии 2020 года число киберпреступлений увеличилось на 91,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! Наибольшее их количество составляют кража персональных данных и нарушение работоспособности устройств.
Один из самых распространенных способов совершения киберпреступлений – использование механизмов социальной инженерии. С их помощью происходит кража персональных данных, реквизитов доступа к системам онлайн-банкинга, электронной почте. Киберпреступники имеют в своем арсенале множество приемов: отправка фишинговых ссылок и писем с фишинговых e-mail-адресов, зараженные вирусами документы и программное обеспечение и многое другое.
– Крайне важно обучать школьников основным правилам безопасности и корректного поведения по отношению к другим пользователям, а также умению выявлять и ограничивать нежелательный контент и настраивать конфиденциальность персональных аккаунтов, – считает Вера Илюхина, директор школы №2006.
Помимо технологических угроз, которые зачастую являются следствием нашей невнимательности, поспешности и доверчивости, существуют социальные угрозы, жертвами которых становятся дети, сделав осознанный выбор. Анализ открытых сообществ показывает, что количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, постоянно растет. Чрезмерная открытость в Интернете – один из самых серьезных информационных вызовов для несовершеннолетних. Дети и взрослые должны очень четко отдавать себе отчет в том, что они выносят в публичное пространство. Иллюзий, что какой-то контент мы публикуем «только для своих», сегодня уже быть не должно. Любой информацией могут воспользоваться преступники.
Согласно данным исследования Общественной палаты Российской Федерации овершеринг (чрезмерная открытость в Интернете) – одна из центральных информационных угроз для молодежи в 2020 году.
– Наша основная задача по вопросам защиты детей в онлайн-пространстве – работа с родителями, информирование о возможных угрозах в сети Интернет. Чтобы вести данную работу, необходимо самим быть компетентными. Вся администрация школы №1945 прошла курсовую подготовку по защите детей от опасного контента в Сети, организованную МЦРКПО. Благодаря этому мы можем вести просветительскую работу со всеми членами школьной команды, транслируя полученный опыт, и быть уверенными, что данная информация в нужный момент дойдет до родителей.
Совместная работа всех участников школьной команды – администрации, психологической службы, классных руководителей, службы IT – залог продуктивного взаимодействия с родительской общественностью. Мы используем разные каналы и форматы для максимального вовлечения родителей в работу по профилактике негативных проявлений в Сети, – делится опытом Сергей Астахов, директор школы №1945 «Синяя птица».
Школьники больше, чем кто бы то ни было, подвержены влиянию и готовы довериться незнакомцам в Сети. Толкают их к этому непонимание со стороны взрослых или одноклассников, травля, желание получить острые ощущения, оказаться на грани дозволенного и ряд других причин. Все больше детей и молодежи вовлекаются в деструктивную деятельность, связанную с сообществом школьных стрелков, появлением игр альтернативной реальности и «групп смерти».
Эксперты правоохранительных структур и профильных общественных организаций на сегодняшний день классифицируют методики склонения детей к самоубийству в «группах смерти» как новые технологии социальной деструкции, предполагающие управление массовым поведением людей с помощью информационно-коммуникационных технологий. В большинстве случаев ребенок не в состоянии самостоятельно оценить ситуацию, в которой оказался, и понять уровень опасности.
Увлекательные задания изо дня в день становятся все страшнее – от рисования в тетради бабочек до причинения себе физического вреда, и в тот момент, когда хочется остановиться и выйти из игры, возникает мысль, что обратного пути нет и все закончится через 28, 13 или 3 дня. Примеры современных деструктивных игротехник, разрабатываемых преступниками для доведения несовершеннолетних до самоубийства, у многих на слуху – «Синий кит», «Красная сова», «Момо», но реальный масштаб данного явления известен далеко не всем.
Невозможно сказать, что одна угроза является более значимой, чем другая, но по опыту работы со слушателями особый всплеск эмоций сегодня вызывает онлайн-груминг. Понятие «груминг» пришло из зоологии и означает активное поведение животных, направленное на очистку поверхности тела.
Яркий пример – обезьяны, которые могут в течение многих часов планомерно выискивать друг у друга насекомых, перебирать шерсть, пробираясь все глубже. По аналогичной схеме взрослый незнакомец «пробирается» к несовершеннолетнему, втирается в доверие, используя психологические приемы и манипуляции. Ухаживание со стороны взрослого человека за несовершеннолетним ребенком может быть признаком активности педофила. Рассмотрим первичные признаки, которые можно увидеть в публичной переписке в социальных сетях:
– преступник – неизвестный подозрительный человек в онлайн-окружении ребенка;
– неизвестный публично проявляет большой интерес к проблемам ребенка и его переживаниям;
– неизвестный обращает внимание ребенка на недостатки его ближайшего окружения, например отсутствие интереса со стороны семьи и сверстников, выдает себя за единственного действительно близкого человека;
– неизвестный доверяет ребенку «секрет», о котором будет знать только он.
По данным «Лаборатории Касперского» 70% детей получают предложения дружбы от незнакомцев, из которых каждый третий – взрослый, к каждому девятому ребенку 11‑14 лет взрослые незнакомцы пытались втереться в доверие.
Еще одна серьезная угроза – это увлечение подростков экстремистской субкультурой «АУЕ» (запрещена на территории России). Понятие «АУЕ» появилось в широком обиходе в нулевые годы XXI века и расшифровывается как «Арестантам Уважения. Единства».
С этих слов начинались записки из камеры в камеру в местах лишения свободы на постсоветском пространстве. Далее в обиходе среди малолетних правонарушителей АУЕ стало звучать как сокращенное емкое обозначение криминального образа жизни. Появились новые расшифровки, например «Арестантский уклад един». Субкультура активно используется для сетевого общения малолетних правонарушителей и «сочувствующих». Рассмотрим причины, по которым несовершеннолетние принимают решение приобщиться к данному течению:
– у ребенка нет значимого взрослого (авторитета), не реализован запрос на привязанность к старшему;
– привлекает возможность стать крутым, внести вклад в «общее дело»;
– бунт: не подчиняемся взрослым, полиции, никому;
– привлекательная «романтика»: изображения и правила, элементы идеологии («понятия»).
Часть несовершеннолетних совершают осознанный выбор, становясь приверженцами данной субкультуры, но есть иная категория подростков. Они вынуждены соглашаться на условия, которые им диктуют, чтобы не стать жертвой унижения, насилия. Угрозы, давление и, как следствие, безысходность, боязнь довериться и обратиться за помощью к взрослому приводят молодых людей в тот мир, в котором они не хотели бы оказаться.
Перейдем к следующей угрозе. В сентябре 2020 года зафиксирован всплеск кибербуллинга. Количество эпизодов сетевой травли выросло в 1,5 раза (по сравнению с данными за апрель 2020-го). Почему же с каждым годом увеличивается количество эпизодов онлайн-травли несовершеннолетних? Какие ошибки совершают взрослые и дети? Какие механизмы противодействия кибербуллингу сегодня есть у педагогов?
Постараемся разобраться. Интернет-травля включает в себя использование информации, современных коммуникационных технологий для преднамеренного, враждебного и многократного воздействия индивидом или группой на жертву (канадский педагог Билл Бэлси). Кибербуллинг предполагает три категории участников: агрессор, жертва, наблюдатель, поэтому мнение «я не имею к этому отношения, потому что не касается меня лично» ошибочно. Для профилактики кибербуллинга в коллективе обучающихся необходимы развитие дружественных, поддерживающих отношений внутри классного коллектива, развитие эмпатии, совместные обсуждения существующих кейсов. В ситуации ЧП следует:
– образовать рабочую группу с участием классного руководителя и школьного психолога;
– проинформировать родителей жертвы и агрессора;
– проинформировать педагогический коллектив;
– сделать скриншоты экрана, подтверждающие кибербуллинг, быть готовыми документально подтвердить свою личность и личности детей, вовлеченных в конфликт (при согласии родителей);
– написать письма администрации сайтов или интернет-ресурсов с требованием оперативно заблокировать контент, а также его распространителей с особенным акцентом на присутствии несовершеннолетних;
– совместно с родителями пострадавшего ребенка и под постоянным контролем психолога ввести временный карантин на его работу и присутствие в Интернете, начать восстановительную и профилактическую работу.
На что же следует обратить внимание, какие сигналы должны помочь взрослым увидеть опасность? В 95% случаев ребенок сам говорит о своей беде и пишет о ней в социальных сетях.
– В настоящее время существенная часть профилактической и превентивной работы построена на мониторинге активности детей в Интернете. От того, насколько информированы об актуальных угрозах в социальных сетях представители образовательных учреждений и родители, зависит не только психологическая, но зачастую и физическая безопасность несовершеннолетних.
Очень важно, чтобы все данные, характерные примеры и признаки, о которых знают эксперты государственных и негосударственных структур безопасности, своевременно и в достаточном объеме доносились до специалистов сферы образования, – отмечает Инна Святенко, депутат Московской городской Думы, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике.
Для ребенка Интернет – это большая часть его жизни, игнорировать ее невозможно, и крайне важно, чтобы взрослые это понимали и развивали доверительные отношения с детьми, чтобы те не боялись делиться своими проблемами. Большинство угроз можно предотвратить, если уделять серьезное внимание тому, что происходит с детьми в онлайн- и офлайн-пространстве.
Если ребенок проводит в Интернете более трех часов, молчалив, у него плохой аппетит, отсутствует интерес к реальному миру, подросток не имеет увлечений и интересов вне Интернета, следует обратить на его проблемы серьезное внимание.
Самое главное, что могут сделать взрослые для обеспечения безопасности детей в Сети, – быть с ними максимально честными. При этом крайне важно помнить: погружение в виртуальный мир начинается тогда, когда ребенка не устраивает реальность. Родителям необходимо постоянно общаться с ребенком, вовлекать его в совместную деятельность, никогда не обвинять и не осуждать.
Нужно научиться откровенно говорить об опасностях, существующих в Интернете, чтобы дети понимали, какими будут последствия их неосторожности. Именно поэтому очень важно с ранних лет учить ребенка базовым навыкам кибербезопасности.
Мы не даем рецептов и жестких алгоритмов, мир информационных угроз слишком гибок и слишком быстро меняется. Наша основная задача – научить специалиста учиться, развиваться, гибко реагировать на изменения и отвечать на актуальные вызовы времени. Да, какие-то вещи человек не сделает, но в подсознании будут зафиксированы основные маяки и сигналы, которые сработают в нужный момент. Курс повышения квалификации скоротечен, а жить и серфить в Интернете предстоит еще долгие годы.
Юлия ФЕДОРОВА, начальник управления Московского центра развития кадрового потенциала образования
Комментарии