По уровню защиты прав потребителей Российскую Федерацию сегодня нельзя отнести к развитым странам. Сегодня в нашей стране законодательство в этой сфере остается на достаточно низком уровне, суды без особого энтузиазма выносят решения в пользу рядовых потребителей, а продавцы часто предлагают продукцию, не отвечающую требованиям безопасности и качества, не обменивают и не возвращают деньги за некачественные или бракованные товары.
При этом необходимо отметить, что хотя закон «О защите прав потребителей» не идеален, теоретически с его помощью потребитель вполне может добиться правды. К тому же в последние годы принимаются меры по усовершенствованию правоприменения действующего законодательства.
Однако даже при наличии совершенного законодательства и независимых судов невозможно добиться желаемого результата без активных действий со стороны населения. Во многом именно пассивность людей и неинформированность о своих правах приводят к негативным явлениям в сфере защиты прав потребителей в России. Можно утверждать, что сегодня у нас население в целом не знает своих прав, а также не очень стремится их отстаивать. А компании-продавцы пользуются этим и всячески попирают права потребителей.
И здесь хотелось бы отметить потенциальную роль учителей в вопросе просвещения в области защиты прав потребителей. Ведь педагоги – одни из самых образованных и квалифицированных членов общества, к тому же они постоянно общаются с учениками и их родителями. Поэтому для работников сферы образования очень важно самим знать свои потребительские права и уметь их отстаивать. При этом необходимо помнить несколько основных правил.
Внимательно изучите закон «О защите прав потребителей». Его надо знать каждому уважающему себя гражданину страны. Если вы ежедневно посещаете магазины и рынки, то вам просто необходимо знать «правила игры» в этой сфере и не нести издержки, вызванные собственным неведением.
В случае возникновения конфликтной ситуации или нарушения ваших потребительских прав не стесняйтесь указывать на положения закона и требовать их удовлетворения. Когда продавец или администрация магазина видят в вас юридически подкованного и знающего свои права человека, это автоматически меняет их отношение к вам. Никому не хочется вступать в спор с грамотным и образованным человеком, тем более если это грозит потенциальными финансовыми потерями. Если вы уверены в своей правоте, требуйте Книгу жалоб и предложений, которая имеется в каждом магазине.
Имейте в своей записной книжке телефон регионального отделения Роспотребнадзора – государственного органа, занимающегося защитой прав потребителей. Если в вашем городе или районе существует орган местной власти, призванный отстаивать интересы потребителей, то постарайтесь заполучить номер телефона и этой организации. Если продавец не удовлетворяет ваши справедливые претензии, можете смело туда звонить. Как правило, администрация магазина, понимая свою неправоту и не желая портить отношения с властями, всегда идет на уступки подкованному покупателю.
Если все указанные выше меры не способствуют сдвигу ситуации с мертвой точки, а понесенные вами потери, возникшие в силу нарушения прав потребителей, достаточно велики, то можете обращаться в суд. Но для этого вы должны быть уверены в том, что закон «О защите прав потребителей» – на вашей стороне. При этом используйте помощь региональных и местных органов власти, отвечающих за защиту прав потребителей. Также полезна будет консультация юриста для правильного составления иска к компании-продавцу некачественного или бракованного товара.
Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006
Комментарии