Как создать игру про суд
Этапы:
1. Определение области применения ролевой игры (взаимодействие с правоохранительными органами, знакомство с правоприменительной практикой и др.).
2. Определение целей и задач игры.
3. Определение проблем, которые должны появиться в ходе игры (как правило, игра оказывается интересной лишь в том случае, если проблематика действительно волнует автора).
4. Создание сюжетной канвы согласно основным этапам:
а) формулировка проблемы;
б) сбор веера проблемных, ярких, эмоциональных сцен, картинок, которые будут “задевать” играющих. Это нужно потому, что запоминаются в основном те вещи, которые проходили на фоне ярких эмоций;
в) описание ролей с их индивидуальной стратегией, тактикой и “ставкой”;
г) предварительное расписывание по людям или командам, распределение ролей;
д) разбивка игры на сцены;
е) продумывание фоновой деятельности (создание особой деятельности для младшего психологического возраста, если таковой имеется);
ж) красивое и наглядное оформление игры.
5. Выделение основных тематических (правовых) понятий.
6. Осмысление рефлексивного обсуждения игры.
7. Изучение и подготовка перечня основных нормативных документов, используемых или принимаемых во внимание в ходе игры.
В игре про милицию важно акцентирование внимания участников на особенностях правоприменительной практики, а не только нормативных актах, предписывающих работникам правоохранительных органов определенное правовое поведение. Это связано с тем, что нормативное предписание действий работников милиции в российской действительности часто не соответствует существующей практике беззакония, осуществляемого ими.
Главной особенностью ролевых игр про суд является их строгая “процедурность” и нормативность. То есть ход судебного заседания должен моделироваться автором игры исключительно в соответствии с процессуальным порядком. Любое отклонение от заданной процессуальной нормы чревато организованным “судилищем” со свойственными ему судебными ошибками, в котором нет места для внимательного рассмотрения системы доказательств (определения законности сбора и их достаточности для вынесения приговора), выслушивания сторон в прениях и принятия заявлений сторон и отвода членов суда. Поэтому автор и ведущий игры, прежде чем приступать к составлению и проигрыванию игры про суд, должны предварительно изучить процессуальный порядок хода судебного заседания. Необязательно акцентировать внимание игроков на отдельных процессуальных тонкостях хода судебного заседания. Достаточно указать игрокам на то, что нарушение порядка каких-либо процедур на суде чревато неприятностями для одной из сторон – либо потерпевшего, либо подсудимого.
Основные правовые понятия, используемые в играх про милицию:
правовой статус;
приглашение;
арест;
доказанность;
юридический факт;
объяснения;
надлежащая правовая процедура;
показания;
общественный защитник;
адвокат;
законный представитель;
жалоба;
права подозреваемого, обвиняемого;
обвинение;
невиновность (презумпция невиновности);
надзор за деятельностью милиции;
протокол;
постановление;
мотивы;
свидетельствование;
свидетель;
потерпевший;
повестка;
отказ от дачи показаний;
понятые;
решение об освобождении из-под стражи и др.
Основные правовые понятия, используемые в играх про суд:
талион – возмездие, достигаемое путем нанесения равного ущерба, кровная месть, выкуп;
мифы, ритуалы, религиозные запреты – табу;
кодекс – свод законов;
“казус” – конкретный случай, единичное юридическое дело;
источники права: обычаи, судебные прецеденты, законотворчество;
система доказательств;
инквизиционное правосудие;
состязательное правосудие;
алиби;
приговор;
постановление суда;
санкция (официальное разрешение);
обжалование;
мера пресечения;
преступление;
защита (личная, адвокатом, представителем общественности, общественным защитником, т.е. защитником от какой-либо общественной правозащитной организации);
гласность судебного разбирательства;
презумпция невиновности;
единоличное (судьей) рассмотрение уголовного дела;
права подозреваемого, подсудимого;
процессуальный статус – обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель, представитель общественности, общественный защитник, законный представитель;
отвод;
возмещение морального, материального ущерба;
сроки давности;
допрос;
протоколы следственных и судебных действий;
залог;
предварительное следствие;
экспертиза;
вещественные доказательства;
правовые взаимодействия;
неправовые взаимодействия;
правовые средства;
правовое поле;
апелляция;
прецедент и др.
Как проводить игры
про милицию и суд
Этапы игрового занятия:
1. Подготовка к игре (предварительная встреча с игроками, раздача ролей, домашнее задание).
2. Объяснение правил игрового поведения.
3. Вводная о сюжете игры (краткий пересказ сценария и общее задание на игру).
4. Разыгрывание сюжетных коллизий.
5. Обсуждение (рефлексия).
6. Подведение итогов.
Возможные техники проведения игрового действия
1. Техника “двойника”:
а) в ходе игры участник, почувствовавший неразрешимую им самим проблему, подает сигнал, являющийся просьбой о помощи, и любой зритель приходит к нему на помощь, дает совет, рекомендацию;
б) изначально “двойник” садится рядом с основным игроком и помогает решать возникающие по ходу игры проблемы. Таким образом, одну роль играют два человека (ведущий должен следить, чтобы оба партнера принимали равное участие в игре).
2. Техника обмена ролями: игроки по окончании сцены меняются ролями (например, судья теперь играет роль подсудимого, подсудимый – судью и т.д.). Возникают новая трактовка роли, новое понимание и новое чувствование ее. Здесь возможны два варианта:
а) повторить только что проигранную сцену (только линию сюжета, а не все, что происходило до этого, т.е. основное задание остается, а интерпретация и поведение игроков могут абсолютно измениться);
б) следовать дальнейшему ходу игры.
В первом случае после каждой сцены необходимо устраивать рефлексивное обсуждение увиденного со всей “публикой” – и игроками, и зрителями. Во втором случае рефлексия проводится тогда, когда появляется в ней необходимость.
3. Техника “дублирования”:
а) после проигрывания каждой сцены одной группой эту же сцену играет еще раз другая, дублирующая группа;
б) после проигрывания каждой сцены одной группой происходит рефлексия по поводу увиденного в сцене, а после нее другая группа игроков переигрывает эту же сцену, что также впоследствии сопровождается рефлексией.
Проведение рефлексии
Возможные техники проведения рефлексивного обсуждения
1. Проведение рефлексии после первичного проигрывания каждой сцены.
2. Проведение рефлексии после вторичного проигрывания сцены “дублерами”.
3. Проведение рефлексии по знаку ведущего игры (может проходить в любой момент проигрывания сценария).
4. Проведение рефлексии в конце всей игры (в данном случае в правилах проведения игры ведущий “назначает” зрителей экспертами с отдельными заданиями, чтобы у них в ходе игры сохранилось активное слушание и участие в действии).
5. Техника “проекции будущего”: каждый игрок проектирует, строит предположения о том, что произойдет, если он сохранит свою тактику игры. Проектирование начинается в любой момент игры по сигналу ведущего. Если игрок решает не менять свою тактику, то игра продолжается.
6. “Дибрифинг”: в напряженный момент игры ведущий останавливает ее и просит игроков не менять их поз, которые они невольно приняли во время игрового действия. В течение этой паузы ведущий спрашивает каждого игрока в отдельности о том, кем он является по роли, что он хочет еще сказать и сделать в дальнейшем, что чувствует и готов ли выйти из роли.
7. “Дороулинг” обычно проводится после дибрифинга: по окончании сцены ведущий по отдельности выводит игроков из круга, где происходило игровое действие, и задает вопросы:
Кто ты сейчас?
Что ты чувствуешь?
Что хотел бы сказать своему герою? Почему?
Целью рефлексивного обсуждения игры является приобретение нового знания о правовых способах поведения в типичных, подобных проигрываемым, ситуациях и формирование после обсуждения и переигрывания сцен гражданского правосознания и правового поведения через овладение правовыми средствами разрешения правовых проблем. Необходимо, чтобы у детей возникло понимание важности использования именно правовых средств выхода из неправовых, но связанных с правом ситуаций. Это достигается определенными средствами ведения рефлексивного обсуждения, описанными ниже. Их одновременно можно считать и этапами рефлексивного обсуждения.
Этапы рефлексивного обсуждения:
1. Фиксация проблемы.
Главное в рефлексии – это увидеть, почувствовать “проблему” либо в процессе игры, либо в ходе обсуждения ее. Для этого создателю ролевой игры требуется разработать ее и заложить в сюжет, а ведущему осмыслить эту проблему самому и постараться показать игрокам (возможно, посредством вопросов). Для этого часто ведущими используется метод “провокации”: “провокаторами” конфликта на игровом поле могут быть “наивные” или коварные вопросы ведущего, советы поступать сообразно своим интересам (или интересам более сильного лица, от которого зависит ход дела), стереотипам или мысленно проектируемым результатам одного из нескольких возможных вариантов действия. Часто провокационным может являться поведение одного из сценарных персонажей, действующего явно некорректно в какой-либо ситуации и напрашивающегося на то, чтобы ему “дали по шее”, либо вступили с ним в торг, либо приняли как факт “слепой неизбежности”. В некоторых случаях провокаторами могут выступить некие “посторонние” наблюдатели (“черти”), проходящие сквозь всю игру незамеченными, играющие то на одной стороне, то на другой (они же могут быть добропорядочными по роли сценарными фигурами, т.е. по замыслу автора “вести двойную игру”). Иногда в провокации не возникает необходимости, если проблема явно проявляется по ходу действия. Задачей ведущего в этом случае становится обязательная фиксация внимания участников игры на проблеме.
2. Поиск средств решения проблемы.
А. Уход от стереотипов.
В ходе решения проблем игроки часто используют одно из средств мышления – стереотип. И в своих действиях руководствуются сложившимися “в народе” представлениями о предлагаемой в игре проблемной ситуации. Поэтому ведущему следует не разоблачать неверные решения и неправовое поведение игроков, а акцентировать их внимание на свойственных всем людям привычных стандартах мышления в некоторых ситуациях и просить игроков спроектировать последствия их стереотипных, основанных на житейских знаниях действий. Далее ведущему необходимо подвести игроков к раскрытию причин появления подобных стереотипов мышления и поведения. Они кроются именно в неправовом поведении фигур, находящихся в правовом поле: некоторых представителей органов милиции, суда, чиновников государственного аппарата и самих граждан, попавших в область уголовного правосудия. И вследствие этого происходят многочисленные нарушения закона со всех сторон – как факт незнания законов и правоприменительной практики, неумения их соблюдать, взаимного недоверия и недоверия к государственным структурам в решении конфликтов правовыми способами.
Б. Проектирование возможных действий, основанных на новом знании.
В игре про милицию и суд представлены четыре вида знания:
знание правоприменительной практики, т.е. знание некоторых неправовых способов поведения процессуальных лиц (подсудимого, законных представителей, потерпевшего и судебных исполнителей: судьи, заседателей, адвоката, прокурора), – выстраивается автором игры в сценарии и продолжается самими игроками;
знание правовых способов поведения процессуальных лиц – выстраивается в ходе анализа сцен и последующей рефлексии и переигрывания сцен;
знание правовых и неправовых способов поведения отдельных граждан и групп в ситуациях, связанных с взаимодействием с представителями правоохранительных органов;
знание правозащитных способов взаимодействия с процессуальными фигурами.
На этом этапе проблемная ситуация разрешается через поиск способов альтернативно-правового поведения, приобретение качественно новых знаний и умений. Т.е. в ходе проектирования действий, основанных на процессуальных нормах, описанных в положениях, законах УК РФ и УПК РСФСР (а также правозащитных действий), и проигрывания их, в процессе узнавания особенностей правоприменительной практики у игроков рождаются соответствующие знания и умение действий в правовом поле.
Формирование понимания необходимости пользования именно правовыми способами поведения достигается через: а) проигрывание всех предложенных ситуаций; б) обсуждение найденных способов поведения в проблемной ситуации; в) интегрально и то, и другое наряду с обсуждением решений, их перспективности, универсальности и законности (в ходе рефлексии).
Важным критерием правильности найденного решения является его универсальность по отношению к подобным ситуациям, но с участием иных лиц. Однако практика работы правоохранительных органов способна иногда ломать и юридически самые грамотные действия граждан, поэтому всегда нужно иметь в виду существование в городе, области общественности, которая способна предать огласке любые неправомерные действия милиции и встать на защиту человека, чьи права были жестоко попраны органами уголовного правосудия. В игре про милицию автор ввел условия, в которых игрокам необходимо будет самим стать активными правозащитниками, защищая главного героя игры от милицейского беспредела.
Ролевая игра “Драка”
(убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны)
Цели игры:
освоение подростками навыков правового поведения при взаимодействии с органами милиции;
формирование активной гражданской позиции подростков как членов правового сообщества.
Задачи:
1) познакомить подростков с правоприменительной практикой уголовного правосудия;
2) помочь освоению подростками правовых и юридических средств решения конфликтных ситуаций в поле уголовного правосудия;
3) научить оперированию юридическими документами и правовыми понятиями, используемыми в уголовном правосудии;
4) показать необходимость образования общественных инициатив в области защиты прав человека, попавшего в орбиту уголовного правосудия.
Особенности проведения игры:
Игра состоит из сцен, которые повторяются (переигрываются) после рефлексии для того, чтобы при отработке средств решения проблемы закрепить правовое и юридическое поведение подростков, сделав его навыком.
Сценки могут повторяться как основными игроками, так и их дублерами для того, чтобы по возможности каждый из присутствующих ребят в ходе игры мог обучаться.
После каждой сцены обязательно проводится рефлексия для высвечивания проблем – выведения их на сознательный уровень и анализа причин их появления.
В игре много групповых сцен, в ходе проведения которых участники приобретают навыки выработки совместных решений, умения прислушиваться к доводам собеседников, аргументированно отстаивать свои позиции.
В игре скрыто множество “подводных камней” (актуальных проблем): яркие характеры и индивидуальные позиции героев, демонстрируемые нарушения работников правоохранительных органов и отсутствие соответствующих знаний и умений у подростков, необходимых в подобных конфликтных ситуациях, столкновение стратегий каждой роли и др.
Линия поведения игрока в инструкции к роли автором не прописана, с тем чтобы игрок мог самостоятельно выбирать свой собственный способ решения возникающих проблем.
Ключевым понятием в игре является понятие “статус” (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, законный представитель и др.).
В игре на каждой сценке меняется адвокат, для того чтобы как можно больше ребят учились работать с юридическими документами.
В игре много основных и второстепенных ролей, введенных с целью задействовать как можно больше ребят в качестве активных участников, а не только зрителей.
Игру можно проводить как целиком, от начала до конца, так и отдельными сценками на разных занятиях в различном порядке.
Конструкция игры и обширный теоретико-методический сопроводительный материал позволяют вводить множество других сцен, отражающих реальность взаимодействия подростков с работниками милиции.
Игру можно, и даже целесообразно, проводить в смешанных коллективах взрослых и детей.
Игра подразумевает наличие обязательного домашнего задания для участников и зрителей.
Содержательной целью игры, представляемой для игроков, является защита невиновного подростка Сергея Толибина, а не поиск убийцы, роль которого автором не предусмотрена.
Кроме основных ролей должностных лиц, в ходе игры может при необходимости появиться еще роль общественного защитника, еще одного адвоката (например, государственного) и др.
В игре происходит акцентирование внимания игроков на то, что не всегда юридические средства могут помочь решить проблему взаимодействия с работниками милиции, но иногда необходимо прибегать и к правозащитной стратегии.
Сюжет:
Трудовой выездной лагерь. Городские подростки, приехавшие по приглашению настоятеля храма на его восстановление, и “местные”, деревенские. По вечерам после работы “городские” отдыхают, культурно развлекаются, устраивают дискотеки, игры. Однажды вечером пьяные “местные”, приглядевшись к приезжим девочкам, стали приставать к ним. “Городские”, защищая своих девочек, затеяли драку с “местными”. В драке один из деревенских случайно был убит мастерком. Начато расследование. Трудно найти концы… Никто толком и не видел, как, собственно, произошло убийство. Следственная группа опрашивает свидетелей, участников драки. Затем, так и не разобравшись в том, кто же истинный преступник, арестовывает лидера группы “городских” Сергея Толибина и заводит на него уголовное дело, избирая меру пресечения – содержание под стражей. Расследование продолжается…
Роли
Группа городских подростков:
Сергей Толибин
Андрей Волынкин
Мария Шапошникова
Михаил Коржев
Анна Коваленко
Иван Незабудкин
Гена Квинт
Юля Инина
Вожатые:
Мария Стрельцова
Илья Кораблев
Татьяна Павлова
Начальник лагеря:
Михаил Аркадьевич Артемьев
Родители Толибина:
Мать – Ирина Петровна Толибина
Отчим – Петр Ильич Свиридов
Должностные лица:
Оперуполномоченный Анатолий Витальевич Россомахин
Следователь Генрих Зиновьевич Воздушный
Начальник отдела милиции Геннадий Семенович Морозов
Прокурор Константин Абрамович Исаков
Судья Михаил Александрович Кашин
Адвокат (частный) Константин Петрович Белкин.
Последовательность сцен
1. Арест Сергея Толибина – оперативник Россомахин, Толибин.
2. Допрос Сергея Толибина – следователь Воздушный, Толибин, писарь.
3. Сбор ребят по инициативе Гены Квинта – Квинт, Шапошникова, Инина, Волынкин, Незабудкин, Коржев.
4. Разговор Ивана Незабудкина с Геной Квинтом – Незабудкин, Квинт.
5. Сбор вожатых и принятие ими решения о дальнейших шагах – Стрельцова, Кораблев, Павлова, начальник лагеря Артемьев.
6. Беседа родителей с вожатыми и ребятами (можно разделить эту сцену на две) – мать – Толибина, отчим – Свиридов, ребята и вожатые с начальником лагеря.
7. Беседа родителей со следователем – Воздушный, Толибина, Свиридов.
8. Беседа родителей с начальником отдела милиции – Толибина, Свиридов, Морозов.
9. Беседа родителей с прокурором и подача ему жалобы на неправомерные действия работников милиции – Толибина, Свиридов, Исаков.
10. Встреча родителей с судьей – Толибина, Свиридов, Кашин.
Ход игры
Объявление темы и названия игры, пересказ сюжета.
Раздача ролей, орг. минута, во время которой каждый знакомится со своей индивидуальной (или групповой) ролью.
Поочередное проигрывание сцен; после каждой сцены обсуждение-рефлексия:
1) что происходило?
2) что делал каждый персонаж?
3) как вы думаете, зачем (какова была его “ставка”, т.е. то, чего он добивался всеми силами)?
4) были ли кем-то из оперативников продемонстрированы какие-то нарушения, какие?
5) что делал игрок?
6) как можно было сыграть иначе эту сцену?
и др. вопросы на осмысление происходящего и подбор средств правового взаимодействия с милицией.
В случае продолжения игры – домашнее задание: продумать дальнейшую тактику своих ролевых действий, посмотреть законы, документы, в соответствии с которыми следует двигаться дальше.
Подведение итогов, общая рефлексия.
Примечания:
а) в ходе игры и рефлексии на доску выписываются правовые понятия, используемые в игре (приглашение, арест, объяснения, показания, общественный защитник, адвокат, законный представитель, жалоба, права подозреваемого, обвиняемого, обвинение, невиновность (презумпция невиновности), надзор за деятельностью милиции, протокол, постановление, мотивы, свидетельствование, свидетель, потерпевший, повестка, отказ от дачи показаний, понятые, решение об освобождении из-под стражи и др.);
б) за отдельным столом сидит адвокат с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексом, а на другом столе лежат памятки для родителей, образец жалобы судье и др. вспомогательные материалы.
Инструкции к ролям:
Сергей Толибин – главный подозреваемый, лидер группы, находится в настоящее время в ИВС.
(Инструкция: “Вы – лидер группы “городских”. Вам 16 лет. Участвовали в драке с благородной целью защитить своих девочек от пьяных “местных”. Вы не затевали драку. Все это знают. В драке вас сильно избили. Приехавшая на место происшествия милиция почему-то из всех забрала только вас в качестве подозреваемого по делу об убийстве. Вы не знаете, кто убил того деревенского. И не хотите никого подозревать. При допросе с вами ведут себя очень вежливо, оперативник, назвавшийся Иваном Васильевичем, внимательно слушает, понимающе кивает, предлагает сигареты и воду. Он говорит вам, что вы обязаны дать показания, иначе вас за отказ от дачи показаний могут отдать под суд. Вы не понимаете, каких показаний от вас ждут. Как вам в этой ситуации себя вести, зависит только от вас”.)
Андрей Волынкин – приятель Толибина, проходящий по делу как свидетель.
(Инструкция: “Вы – приятель Сергея Толибина. Вам 16 лет. Вы тоже участвовали в драке за девочек. Вы не убивали никого. И Сергей тоже не мог убить. Вы это точно знаете, потому что в драке находились рядом. В дальнейшем ваши действия зависят от вас”.)
Мария Шапошникова – свидетельница, одна из тех, к кому приставали “местные”.
(Инструкция: “Вам 16 лет. Во время драки вы стояли в стороне и наблюдали за происходящим. Момент убийства вы не уловили, так как звали в это время на помощь вожатых. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Михаил Коржев – тайно не любит Толибина, так как считает его авторитет в группе незаслуженным, когда-то сам претендовал на роль лидера.
(Инструкция: “Вам 17 лет. Вы участвовали в драке. В коллективе ребят для вас важен ваш авторитет, поскольку вы хотите занять место Толибина и тайно влюблены в его девушку”.)
Анна Коваленко – подруга Коржева.
(Инструкция: “Вам 16 лет. Вы не присутствовали при драке и ее не видели. Вы не хотите вмешиваться во всю эту пугающую вас историю. Тем более что на носу окончание школы, вам нужен хороший аттестат. А история в лагере может подпортить вам репутацию. Вы долго размышляете над случившимся. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Иван Незабудкин – самый младший в этой группе подростков, ему 14 лет. Он подозревает в убийстве Коржева, так как знает, что тот в последние дни работал с мастерком. Иван долго и мучительно размышляет над тем, стоит ли кому-то об этом говорить.
(Инструкция: “Вам 14 лет. Вы всегда восхищались Сергеем Толибиным, гордились им и во всем готовы были ему подражать. Вы, как и он, участвовали в драке. И видели, что он дрался честно, по-мужски, без оружия. Вы подозреваете в совершении преступления Михаила Коржева, о чем говорите с Геной Квинтом. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Гена Квинт – весельчак и балагур, активно включается в защиту Сергея Толибина и пытается активизировать своих товарищей на помощь в проведении следствия.
(Инструкция: “Вам 16 лет. Вы, как и все, участвовали в драке. Натура у вас энергичная, и вы очень болеете за Сергея. Вы организуете общее разбирательство между членами вашей группы, пытаясь вызвать всех на откровенность и призывая помочь следователю найти истину. После этого с вами говорит о своих подозрениях и переживаниях по поводу происшедшего Иван Незабудкин. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Юля Инина – свидетельница, одна из тех, к кому приставали деревенские, подруга Толибина.
(Инструкция: “Вам 16 лет. Вы знаете, что Сережа не убивал никого. Но его забрали в милицию по подозрению в убийстве. Никого к нему не допускают, кроме родителей. Вы в отчаянии идете к родителям Сергея и говорите им о своих опасениях: следствие почти завершено и Сереже скоро будет предъявлено обвинение в убийстве, которого он не совершал. Дальнейшие ваши действия зависят от разговора с родителями Сережи и от вас”.)
Вожатые – Мария Стрельцова, Илья Кораблев, Татьяна Павлова.
(Инструкция ко всем вожатым: “Никто из вас не присутствовал при драке. Но о ее ходе вам рассказали сами подростки. У вас нет какого-то определенного мнения по поводу чьей-то вины, но все же вы решаете спасать Сергея Толибина от тюрьмы. Вы вызываете из города родителей подростка и рассказываете им о произошедшем. Ваше дальнейшее поведение зависит от встречи с родителями и от решения, принятого на общей беседе коллегиально”.)
Начальник лагеря – Михаил Аркадьевич Артемьев.
(Инструкция: “Вы лицо ответственное. Все, что произошло в лагере, заставляет вас очень нервничать. Для вас главное – не вынести сор из избы: никто из вашего начальства не должен знать о том, что произошло. Поэтому вы колеблетесь: то ли выручать Толибина, то ли не вмешиваться. В конце концов вы находите единственную линию поведения. Какую – это зависит от вас лично”.)
Оперуполномоченный – Анатолий Витальевич Россомахин.
(Инструкция: “Вам скоро на пенсию. Вы всякое повидали за годы своей оперативной деятельности, в том числе и такие кровавые драки. В этих происшествиях редко когда найдешь правого и виноватого. Ваша интуиция подсказывает вам, что проще наказать зачинщика, чтобы остальным в другой раз неповадно было. С Сергеем Толибиным, назвавшись Иваном Васильевичем, вы ведете себя очень вежливо, предлагаете сигареты и убеждаете его в необходимости давать показания (“…иначе, молодой человек, за недачу показаний мы заведем на вас уголовное дело”, – говорите вы ему, конечно, нарушая должностную инструкцию, но ради святого, ради святого…)
Дополнительная инструкция оперативнику
Вам совершенно необходимо забрать в милицию Толибина до того, как появится санкция прокурора на его арест, так как в этот промежуток времени он может вам дать показания против себя (вы пытаетесь его заставить это сделать, пригласив его в милицию в качестве, например, свидетеля), после чего вы эти показания принесете следователю, и он заведет на подозреваемого уголовное дело.
Во время незаконного ареста (так как у вас нет санкции на арест, и впоследствии, когда она появится, она окажется подписана не самим прокурором, а его заместителем) и в дальнейшем вы допускаете следующие нарушения закона:
не представляетесь;
говорите, что уголовное дело уже заведено и Сергей Толибин забирается вами для дачи показаний как обвиняемый;
в санкции на арест не указано, в связи с чем, по какой причине и по какой статье обвиняется Сергей Толибин;
не сообщаете Толибину о его правах;
не сообщаете сразу же родителям об аресте сына;
производите его обыск без понятых, не составляете перечень изъятого;
подкидываете Толибину наркотик, тем самым добавляя ему новую уголовную статью – 228 (ч. 1) УК РФ;
сами допрашиваете Толибина;
не даете возможность родителям увидеться с сыном;
фальсифицируете подписи свидетелей;
не ведете протоколы об аресте и некоторых допросах;
держите Толибина в СИЗО без предъявления обвинения более 3 суток и т.д.
Следователь – Генрих Зиновьевич Воздушный.
(Инструкция: “Вы ведете дело об убийстве во время драки. Мальчик, убитый кем-то из городских подростков, оказался вашим племянником. Вам все равно, кого в данном случае посадить, главное, чтобы его смерть была отмщенной. И вы особенно не копаетесь в тонкостях этого дела, поручая проводить следственные действия оперативно-следственной группе. К вам приходят родители подозреваемого, вы обещаете им помочь. Но на деле не занимаетесь проверкой версии оперативников, поощряя их на самостоятельные действия”.)
Начальник отдела милиции – Геннадий Семенович Морозов.
(Инструкция: “К вам обращаются с жалобой родители подростка, проходящего подозреваемым по части 1 статьи 108 УК РФ. Вы убеждаете их в том, что внимательно следите за ходом следствия. Дело сложное, запутанное. Но шанс у Сергея еще есть. Вы сообщаете об этом родителям. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Прокурор – Константин Абрамович Исаков.
(Инструкция: “К вам приходит жалоба от родителей подростка, проходящего подозреваемым по делу об убийстве. Вы той же следственной группе поручаете доследовать дело. И через некоторое время получаете материалы доследования. В них та же информация, но другими словами. Вы считаете необходимым закрыть уголовное дело и передаете дело подростка в суд”.)
Судья – Михаил Александрович Кашин.
(Инструкция: “Вам 35 лет. Вы хороший неординарный судья и просто мыслящий человек. К вам приходят родители обвиняемого Сергея Толибина. Вы требуете материалы уголовного дела, видите, что оно “состряпано”. У вас возникают подозрения: слишком все гладко, да и некоторых подписей, протоколов и показаний не хватает. Вы приостанавливаете дело и отправляете его на доследование другой следственной группе”.)
Родители Толибина – мать – Ирина Петровна Толибина, отчим – Петр Ильич Свиридов.
(Инструкция: “Вас вызывают в поселок, где в трудовом лагере находится ваш сын. Там вы с ужасом узнаете о происшедшем. Вы в панике и не знаете, что делать. Добиваетесь свидания с сыном. Он утверждает, что невиновен. С вами разговаривают вожатые и ребята. Они тоже говорят, что он невиновен и убеждают вас действовать в защиту сына, ничего не боясь. Дальнейшие ваши действия зависят от вас”.)
Частный адвокат – Константин Петрович Белкин.
(Инструкция: “Вашей помощью могут воспользоваться любые персонажи игры. Ваша помощь будет состоять в консультациях (у вас для этого есть УК РФ и УПК РСФСР, другие документы) по юридическим тонкостям дела. Вы, в случае, если никто из игроков не увидел нарушения закона оперативниками, будете помогать игрокам заметить его и попытаться вместе с ними найти выход из сложившегося положения. Для этого вам необходимо, находясь в стороне, внимательно наблюдать за разворачивающимися событиями и прибегать к изучению имеющихся у вас УК РФ и УПК РСФСР и других документов. Сами свою помощь не навязывайте. Так как игроки должны в вас нуждаться, то они сами к вам придут (может быть, а может быть, и не догадаются).
Елена РУСАКОВА,
учитель
Москва
Комментарии