Необычный документ. На этом уроке вы познакомитесь с одним очень интересным документом. Чем он интересен? Во-первых, тем, что его подготовили и признали представители не одной, а многих стран мира, этот документ – международный. Другой его особенностью является то, что в нем говорится о детях, точнее, о правах детей. Наверное, некоторые из вас уже догадались, о каком документе пойдет речь. Это Конвенция о правах ребенка.
Она готовилась очень долго. Целых десять лет люди разных стран мира тщательно выверяли каждое слово, каждую букву, согласовывали свои предложения и свои представления о том, что необходимо сделать, чтобы детям на планете Земля жилось лучше. Когда наконец Конвенция была написана, то представители многих стран мира собрались на Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций и в торжественной обстановке поставили свои подписи под новым документом. Это важное событие произошло 20 ноября 1989 года.
Необходимость Конвенции о правах ребенка признают и руководители разных стран, и партийные лидеры, и учителя, врачи, журналисты, а также люди многих других профессий, поэтому с первых же минут Конвенцию стали называть «Мировая Конституция прав ребенка».
Почему понадобилось принимать Конвенцию. Конечно, вы понимаете, что этот документ появился не случайно. Дети – это будущее планеты, но далеко не все они имеют дом, еду, родителей. С горечью приходится признавать, что и в современном мире есть дети, которые умирают от болезней. Это происходит потому, что в некоторых странах медицинская помощь стоит очень дорого и не каждая семья может ею воспользоваться. Наверное, не раз с экранов телевизоров вы видели большие грустные глаза детей, страдающих от голода. Да-да, голод и болезни в современном мире все еще продолжают оставаться самой главной причиной детской смертности.
Но и это не все. Очень много детей в разных странах мира, в том числе и у нас, по тем или иным причинам не могут посещать школу. Вероятно, не секрет для вас и то, что нередко родители бьют своих детей, а то и вообще выгоняют из дома. Миллионы детей существуют за счет изнурительной работы, мелкого воровства или попрошайничества. Вот и задумались взрослые люди о том, как защитить еще совсем юного человека, сделать его жизнь если не счастливой, то по крайней мере благополучной.
Беззащитны перед злом и подростки, хотя некоторые из них могут похвастаться недюжинной силой, хорошей мускулатурой, быстрыми ногами… Но, несмотря на все это, часто оказываются они безоружными перед хитростью и коварством взрослых, которые, пользуясь недостатком знаний у юного человека, а также тем, что некоторые подростки очень хотят быстрее стать взрослыми, приобщают их к алкоголю, курению, наркотикам. Юные порой даже не задумываются, как быстро затягивает человека зло, избавиться от которого не только трудно, но подчас и больно.
«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь,
И делай с ним что хошь!» –
поют лиса Алиса и кот Базилио в замечательном фильме «Буратино». Очень мудрая мысль. Да, лисы Алисы прекрасно знают, как обмануть доверчивого Буратино.
Вот и выходит, что умные и добрые люди писали Конвенцию для того, чтобы защитить молодость планеты, будущее Земли от любого зла, в каких бы одеждах оно ни представало.
Что такое Конвенция. Документ, который должен защитить детей, называется «Конвенция». Слово «конвенция» переводится как «договор», «соглашение». Значит, страны, которые поставили под ним свою подпись, договорились о том, что они будут всеми силами стараться сделать жизнь детей лучше, что они будут заботиться о своих маленьких гражданах. Эти страны также взяли на себя еще одно важное обязательство: законы страны должны соответствовать Конвенции о правах ребенка. Конвенцию о правах ребенка подписали почти все страны мира. Подписав Конвенцию, государство обязуется уважать права ребенка, делать все для того, чтобы они стали реальными и не нарушались. А это большая ответственность.
Кому адресована Конвенция? Детям? Их родителям? Учителям? Этот документ прежде всего адресован государствам и их правительствам. Конвенция обязывает их принимать все необходимые меры для нормальной жизни маленьких граждан.
О чем же еще договорились государства, подписавшие Конвенцию? Самая важная идея Конвенции состоит в признании того, что каждый ребенок – это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Взрослые должны считаться с этим фактом. Кроме того, государства договорились о том, что, поскольку дети еще не могут и не умеют защищать свои права, государство и родители должны заботиться о соблюдении их прав в обществе и семье. Более того, в отличие от взрослых дети в большей степени нуждаются в защите и потому имеют право на то, чтобы взрослые люди заботились о них.
Но как сделать так, чтобы у каждого ребенка детство стало благополучным: чтобы была еда и одежда, лекарства, чтобы ребенок мог посещать школу, иметь возможность получить интересную профессию и хорошую работу? Написать документ и подписать его – это одно дело, а вот выполнить его порой очень сложно. Ведь многие страны мира бедны, у них нет денег на бесплатное образование, хорошую зарплату взрослым, на помощь небогатым семьям. Вот и получается, что богатым странам и добрым людям надо объединиться и оказать помощь тем, у кого недостаточно средств для того, чтобы ребенок рос счастливым. С большой бедой можно справиться только сообща.
Вопросы и задания
1. Что означает слово «конвенция»?
2. Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
3. Зачем нужна Конвенция?
4. Какие обязательства взяла на себя страна, подписавшая Конвенцию?
5. Какие документы для страны, подписавшей международный документ, важнее: международный или документ своей страны? Докажите свою точку зрения, опираясь на текст параграфа.
6. В чем главная идея Конвенции?
7. Об одной организации, оказывающей помощь людям, попавшим в беду, вы уже знаете. Она называется Общество Красного Креста. Однако в мире и в нашей стране существуют и другие организации; что вы о них знаете? Расскажите своим одноклассникам об их деятельности.
8. Мы выяснили, что государства – участники Конвенции договорились сделать все необходимое для выживания детей. Это проблема остро стоит в ряде африканских и латиноамериканских стран. Как вы считаете, существует ли эта проблема в России? Какие дети, на ваш взгляд, особенно нуждаются в защите? Объясните, почему.
Познакомимся с документом
Давайте познакомимся с Конвенцией о правах ребенка чуть подробнее. Конвенция достаточно большой документ, в ней целых 54 статьи. Здесь мы ознакомимся с теми из них, которые касаются каждого ребенка на планете независимо от того, какого цвета у него кожа, кто его родители, в какой стране он родился и на каком языке разговаривает.
Права, записанные в Конвенции, должны принадлежать всем детям Земли.
1. До каких лет человек считается ребенком? Как вы думаете, почему?
2. Какие права приобретает ребенок сразу же после рождения?
3. А какие неотъемлемые права признает за ребенком Конвенция?
4. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка?
5. Объясните, почему вы ознакомились с Конвенцией о правах ребенка раньше, чем с законами России.
6. Что нового узнали вы относительно своих прав, прочитав статьи Конвенции о правах ребенка?
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии