В этом учебном году в школы поступил новый учебник по истории России в двух частях для 6-7-х классов авторов А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. В своем введении авторы и издатели учебника обращаются с просьбой к читателям высказать свои предложения по улучшению данного учебника, не дожидаясь конца учебного года, когда можно будет составить более полное представление об этой книге.
Школьников, да и учителей, порадовал прежде всего сравнительно небольшой объем материала учебника и каждого параграфа в отдельности, его художественное оформление, цветные иллюстрации картин, исторические карты, которых недостает в школах, помещенные в конце каждого параграфа источники и методика работы с ними.
Хотелось бы сделать лишь небольшое замечание методологического характера. В первом-втором параграфе учебника для 6-го класса “Восточные славяне и их соседи” рассказывается о расселении восточных славян от черноморских степей на север до Балтики и на восток до Волги. Авторы учебника подчеркивают, что “продвижение славян носило характер колонизации – мирного освоения, а не завоевания”.
С этим утверждением авторов нельзя не согласиться. Только вот заковыка: зачем было авторам употреблять для шестиклашек слово “колонизация”? Оно здесь лишнее и только засоряет русский язык, забивает головы шестиклашек ненужным хламом. Как говорят, “ложка дегтя в бочку меда”.
Как известно, “колонизация” – слово латинского происхождения и имеет двоякое значение. Первое, как это справедливо пишут авторы, означает освоение пустующих и окраинных земель (т.н. внутренняя колонизация).
Второе значение этого слова – основание поселений в какой-либо стране (т.н. внешняя колонизация).
В течение тысячелетней истории смысл и значение слова “колонизация” коренным образом изменились. Колонизация в современном понимании этого слова означает порабощение и эксплуатацию экономически менее развитых стран и народов, что было характерно для западных стран. (Путем завоевания чужой территории были образованы Франция, Англия и Австро-Венгрия). Затем, перемахнув через моря и океаны, западные государства колонизировали остальные части света.
Древняя Русь, а затем Россия, чаще всего оборонялась от соседей – печенегов, половцев, монголо-татар, шведов, поляков, ливонских рыцарей и других завоевателей.
Поэтому мы с давних пор не страдали расизмом и всегда даровали всем “принятым” племенам русское гражданство, чего западные колонизаторы не делали. Восточные славяне коренных поселенцев не истребляли, пленных не убивали и не продавали на невольничьих рынках. Не подвергались другие народы и насильственной русификации. В многоплеменной, а затем многонациональной России русский язык стал общенациональным не в силу принуждения, а как средство общения между многочисленными народами, как наиболее развитой язык.
Авторов учебников почему-то тянет без всякой на то надобности к употреблению иностранных слов. Хотя сами же авторы понимают, что эти термины не всегда понятны русскому человеку и прежде всего школьникам, поэтому выносят эти слова в словари. К примеру, чем слова “заселение”, “освоение” хуже латинского “колонизация”? Наоборот, русские слова звучат красиво, емко, понятно для всех.
Кому-то может показаться, что это мелочь. Но это такая мелочь, которая проводит резкую грань между колонизаторской политикой западных стран и мирным освоением земель Восточной Европы нашими далекими предками, послужит воспитанию у школьников гордости за великий, могучий русский язык.
Петр ПАРШАЧЕНКО,
учитель истории средней школы N 33
Муром
Комментарии