Кто бы мог подумать, что философские дневники способны вызвать такой взрыв мнений в европейском обществе, как это случилось с засекреченными ранее записями одного из самых значительных мыслителей XX века Мартина Хайдеггера? Но именно это и произошло после публикации его «Черных тетрадей», названных так по цвету обложек. В интеллектуальных кругах Европы еще до их обнародования разгорелись жаркие дебаты, до нас же дискуссия добралась только теперь благодаря недавней научной конференции, организованной философским факультетом МГУ и Франко-российским центром по общественным и социальным наукам. Так о чем спор? О том, является ли Хайдеггер духовным фюрером нацизма и может ли сам нацизм быть философски оправдан и возрожден на новом этапе истории…
Немецкий философ считается одним из основоположников экзистенциализма, чуть ли не главным столпом гуманизма в XX веке. Он оказал огромное влияние на идеи всех мало-мальски известных мыслителей самых разных направлений – Жана-Поля Сартра, Карла Ясперса, Клода Леви-Стросса, Георга Гадамера, Мишеля Фуко, Жака Дерриды. Поэтому для всех интеллектуалов Хайдеггер культовая, ключевая, почти обожествленная фигура прошлого века. При этом сам он открестился от экзистенциализма в своем «Письме о гуманизме». Но на этом, как и на том факте, что философ состоял в национал-социалистической партии Германии с 1933 по 1945 год (!), предпочитали не зацикливаться. В университетской, да и в философской, среде преобладало мнение, что сочувствие фашизму (считалось, что временное и лишь частичное) было человеческой ошибкой Хайдеггера, ведь и великим не чужды заблуждения.И тут грянул скандал: в 2013 году на свет божий выплыли шокирующие отрывки из готовящихся к публикации дневников философа, причем появились они в центральной прессе Франции и Германии. Загадка в том, что философ сам завещал опубликовать свои размышления, которые фиксировал с 1931-го по начало 1970-х годов.Поскольку философия наука весьма далекая от простых объяснений, а тут еще и сами по себе сложнейшие идеи изложены на иностранном языке, предоставлю слово хайдеггероведам, читавшим «Черные тетради» в оригинале. Еще одна загвоздка в том, что всего тетрадей 34, и пока в трех томах издана лишь часть из них, так что остается гадать, какие сюрпризы преподнесут дневники в дальнейшем. На русском языке в открытом доступе появилась прекрасно написанная статья известного российского философа, профессора Нелли Мотрошиловой (всех желающих поближе ознакомиться с подробным анализом идей Хайдеггера отсылаю на www.iph.ras.ru/94_96.htm).В опубликованных дневниках философа 1931-1941 годов Мотрошилова видит жесткую критику так называемого Нового Времени. По мнению Хайдеггера, оно длится уже несколько веков и закончится не раньше чем через три столетия. Нашему Новому Времени свойственны, как считает философ, несколько качеств (Мотрошилова предупреждает, что понятия Хайдеггера чрезвычайно трудны для однозначного перевода и понимания). Все они резко негативного характера: например, Machenschaft(en), что можно перевести как всякого рода корыстную, эгоистическую деятельность современного человечества, Bodenlosigkeit – беспочвенность действий, отсутствие корней и целей, das Riesige – гигантомания, отсутствие чувства меры, влекущее за собой все новые бессмысленные и разрушительные действия.Вот из этих общих негативных оценок своего времени и вытекают у Хайдеггера характеристики отдельных наций. И хотя философ критикует практически всех «соседей» – англичан, американцев, французов, русских, евреям (точнее, еврейскому началу, das Judentum) достается больше всех. Он называет das Judentum «самой большой беспочвенностью, которая ни к чему не привязывается, все делает только поставленным (себе) на службу». Более того, он говорит о «интернациональном еврействе», куда включены американизм, большевизм, «мировое еврейство». Вот против него и направлен, по мнению Хайдеггера, нацизм. Какими средствами он предлагает бороться? Да хотя бы и полным исчезновением «нынешнего человечества». Такой исход, пишет Хайдеггер, «не будет несчастьем, но станет первым очищением бытия (Reinigung des Seins) от его глубочайшего уродования (Verunstaltung) из-за господствующего положения сущего».Как трактовать подобные мысли? Европейские философы, собравшиеся на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», были единодушны. Так, профессор Руанского университета Эммануил Файе пояснил: «Некоторые предлагают трактовать это как «чисто духовные» идеи, а, мол, против реального нацизма Хайдеггер возражал, – заметил француз. – Но любой нацизм предполагает устранение противников. И если удастся сделать из Хайдеггера своего рода духовного фюрера, это очень опасно».Профессор Нью-Йоркского университета Ричард Волин добавил: «Политические взгляды Хайдеггера неразрывно связаны с его философией. И мы видим, как их подхватили различные правые партии, в том числе экстремистского толка, современные неонацистские движения. Этот философ используется ими как Троянский конь, чтобы протащить подобные идеи и придать им легитимность». Профессор Университета Зигена из Германии Сидони Келлерер высказалась еще более жестко: «Сам Хайдеггер считал, что проблема национал-социализма в том, что он недостаточно варварский, слишком мелкобуржуазный. Наша задача – показать, что духовный нацизм даже более радикален, чем реальная программа Гитлера». Мысль Келлерер можно, пожалуй, назвать резюмирующей все сказанное: «Это метаполитический расистский дискурс, который маскируется под философскую мысль».
Комментарии