search
main
0

Заряжай мозги! Как управлять образованием с помощью ИКТ

Существует так называемый закон информации Спенсера, который гласит: Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией. Идеальный руководитель способен принять решение, не зная решительно ничего.

(№1 от 13 января 2004 года)

Нет никаких сомнений в гениальности автора и универсальности его кибернетических постулатов, но есть вопросы. Где взять такое количество идеальных управленцев, коих бы хватило на то, чтобы укомплектовать столь масштабную систему, как образовательная. Насколько правильным будет решение, принятое в информационном вакууме? И как быть остальным не столь идеальным участникам процесса, которым также приходится постоянно принимать решения? Видимо, поиск ответов на все эти вопросы и натолкнул власти Самарской губернии на мысль обеспечить достаточной информацией каждого, кто оказывает на образование хотя бы малейшее управляющее воздействие. Каждого, будь он чиновник, педагог, работодатель, имеющий потребность в совершенно определенным образом обученном работнике, ученик или родитель, выбирающий для своего чада учебное заведение.

На чем стоим и стоять будем!

Нет нужды никого сегодня убеждать в том, что, только внедрив в повседневную деятельность образовательного учреждения компьютер, интернет-технологии и современные коммуникации, можно дать человеку современное образование. Но ровно те же мероприятия переводят на современный уровень и управление образованием.

В Самарской области мероприятия подобного рода осуществлялись и до 2003 года. Президиум Самарского научного центра РАН активно развивал компьютерную сеть науки и образования, губернского центра. Объединял локальные сети организаций научной, образовательной и социальной сферы, организовывал прокладку волокно-оптических линий связи. В образовательные и научные учреждения области по ряду федеральных и региональных программ шли компьютеры и периферийное оборудование, учреждения подключались к сети «Интернет». Но о единой для всего региона информационной среде всерьез заговорили лишь после того, как в начале 2003 года были приняты две областные целевые программы.

В рамках первой («Информатизация системы образования Самарской области в 2003-2005 годах» – так она называется) планировалось оснастить уже все образовательные учреждения компьютерной техникой, подключить их к интернету и создать принципиально новые информационные ресурсы.

Вторая – программа создания межвузовских медиацентров – планировала строительство на базе Самарского государственного аэрокосмического университета и Тольяттинского госуниверситета двух крупных медиацентров, «спаянных» высокоскоростной компьютерной сетью. Цель программы – объединить и сделать доступными для всех участников образовательного процесса ресурсы вузов области.

Недавно автор программ – Департамент образования и науки обладминистрации – проинформировал общественность о том, что из запланированного осуществлено. Выяснилось, что идем по графику. Что количество поставленных в образовательные учреждения компьютеров достигло 2532 (потребность – 9053). Что 200 из 900 подключены к интернету, и к концу года подключение грозит еще ста. Что создан областной центр информационных технологий образования (ЦИТО) – структурное подразделение СИПКРО, осуществляющее методическую, техническую и инновационную поддержку образовательных учреждений и развивающее информационную инфраструктуру системы. Что идет строительство межвузовского медиацентра в СГАУ и уже открыты Тольяттинский межвузовский медиацентр и медиацентр Самарского технического университета, ресурсы которого доступны всем имеющим выход в интернет. А еще – запущен образовательный портал.

Вы – нам, мы – вам

– Так или иначе, – комментирует информатизационный проект самарских властей консультант отдела организованного и информационного обеспечения Департамента образования и науки Алексей ЛИВЕНЦЕВ, – в образовательном процессе участвует все население. А поскольку в отрасли происходят серьезные изменения, по сути, идет ломка старых стереотипов, внедрение новых способов жизни, каждому конкретному человеку для того, чтобы принимать решения и на основе этих решений действовать, необходимо быть в курсе всего, что осуществляют модернизаторы. И у нас есть теперь уже два мощных ресурса, которые в числе прочего позволяют все это осуществлять. Сайт департамента, где можно познакомиться с принципами, на которых строит свою деятельность система образования области с ее структурой, характеристиками; узнать о том, какие программы, зачем и почему реализуются. И вот появился портал, где представлены еще и вузы и учреждения среднего профобразования… Там, как в Греции, есть все, вплоть до фамилий и адресов директоров образовательных учреждений. Через портал можно выйти на большое количество специальных, в том числе федеральных, ресурсов – имеются ссылки. Здесь можно получить информацию о ЕГЭ и о том, над чем работают самарские ученые. Только основных разделов, не считая карты портала, восемь. Представлен рынок труда. Наш центр профессионального образования регулярно проводит соответствующие социологические исследования, прогнозирует востребованность, и теперь любой человек, имеющий выход в интернет, может строить маршруты своей профессионализации и корректировать их.

Свои сайты у нас имеет целый ряд подведомственных департаментов учреждений, деятельность которых носит сервисный характер. И, разумеется, на всех этих сайтах выставляются соответствующие нормативные документы. Что касается оборота этих документов, то уже больше года как мы используем электронную почту. Оперативность управления выросла существенно. Примерно в три раза сократилась скорость сбора информации. Мы сам этот процесс серьезно упростили, так как высылаем на места уже готовые электронные формы, которые нужно только заполнить. Поскольку формат исключает толкование, повысилась и точность. Абсолютно бумага, конечно же, не исчезла, но почтовые расходы сокращены существенно, так как обычной почтой мы отправляем только те документы, которые по требованиям делопроизводства нужно иметь обязательно, и делаем это лишь раз в месяц.

Внутри департамента мы обмениваемся только по «сетке». Если в работу над документом включены несколько человек, то «сырой» текст не ходит меж ними в бумажном виде, а «бегает» в виде файла.

Надо что-то менять

Сайту Департамента образования Самарской обладминистрации два года. Портал запустили 27 ноября 2003-го. Региональный центр мониторинга в образовании (РЦМО) существует с 1995-го, и он не только организует и методически обеспечивает процедуры аттестации и лицензирования, разрабатывает и реализует программы повышения квалификации и переподготовки, занимается исследованиями. Центр ведет сбор и обработку значительных массивов данных о состоянии региональной системы образования (кадровом, программно-методическом, правовом, материальном), о результатах деятельности учреждений различных типов и видов. Сформированы базы данных по указанным направлениям и уже накоплен солидный опыт работы с этими информмассивами. Процесс обеспечен кадрами, материалами и программами.

Информационное обеспечение ЕГЭ также находится в компетенции РЦМО. Среди оппонентов ЕГЭ существует убеждение, что органам управления новая оценочная процедура не несет ничего, кроме дополнительной головной боли. Трехлетний опыт работы самарцев в новом экзаменационном формате убедил специалистов РЦМО в том, что ЕГЭ – это, кроме всего прочего, еще и эффективный инструмент управления на всех без исключения уровнях. Но лишь при условии объективности, открытости и оперативности.

Любое начинание, а в ситуации, когда оно затрагивает интересы значительных групп, в особенности, требует информационного обеспечения. В этих условиях оперативность доведения «правил игры», разъяснение субъектам процесса возможности оказывать личное воздействие на результаты, публикация результатов существенно влияет на решения руководителей образовательных учреждений. Анализ показывает, что неудовлетворенность администрации образовательных учреждений результатами ЕГЭ приводит к корректировкам учебных планов. Увеличивается количество часов на проблемные предметы, расширяется тематика обеспечивающих их курсов. Меняет подход и позицию глав местного самоуправления. Они начинают уделять образованию значительно больше внимания, активнее участвовать в его управлении. Общественность и родители тоже не остаются в стороне.

– Главная наша задача, – рассказывает директор РЦМО Владимир ЧУПИН, – отслеживать состояние образования. Мы показываем, какие тенденции существуют в этой системе, как она влияет, к примеру, на личность ученика, какие процессы происходят в разных кластерах, в разных группах, в больших городах и малых. Статистика – очень хороший инструмент для оценки ситуации и принятия по ней управленческого решения. В свое время, к примеру, мы выяснили, что внимание и интерес к физике в школах катастрофически падает, база, подготовка педагогов и учащихся ухудшается. На основании наших данных департамент принял решение сделать физику обязательным предметом на экзаменах, что повлекло за собой выделение большого количества часов на изучение предмета, починку спецоборудования, учебных пособий. И мы видим – уровень знания физики растет.

Заметное влияние оказало на образовательный процесс издание серии аналитических сборников, построенных на основе исследования работ выпускников 2002 года по всем предметам, выносимым в 2002 году на ЕГЭ. Эксперты-предметники, принимавшие участие в проверке работ обучающихся, проанализировав результаты, выделили типичные недостатки в выполнении заданий, провели разбор работ с позиции предложенного для проверки критериального ряда, подготовили для учащихся и учителей рекомендации, которые могут способствовать подготовке к ЕГЭ в рамках нового цикла. Материалы опубликованы большими тиражами и предложены потенциальным пользователям без ограничений. Подобный подход позволил во многом систематизировать подготовку к экзаменам, способствовал формированию режима открытости и снятию напряжений в учительской среде.

В апреле 2003 года Региональный центр мониторинга в образовании начал подписку на электронный информационный бюллетень. Первый номер сборника был посвящен организации и проведению единого государственного экзамена в Самарской области в 2003 году и распространялся бесплатно. В круг тем, обозначенных на последующие полгода, вошли аттестация педагогов, лицензирование образовательной деятельности, аттестация школ. По сравнению с бумажными аналитическими сборниками электронные имеют преимущества. Цена их невысока – 8 рублей за один номер, наличествует оперативная обратная связь: подписчики смогут получить дополнительную консультацию от сотрудников РЦМО, не отходя от своего компьютера.

В апреле завершился первый год работы по проекту «Информационная поддержка образовательной статистики и учебного книгоиздания».

– Школьные библиотеки, – комментирует начинание Чупин, – не в состоянии обеспечить учеников даже половиной комплекта необходимых учебников, хотя сумма, выделяемая областным бюджетом на эти цели, ежегодно увеличивается. Создание единой электронной сети, включающей в себя всех заинтересованных в покупке учебников лиц и организаций, предоставлят возможность доступа к единому электронному каталогу, где издательства размещают всю информацию о своих публикациях. Заказ через такой каталог существенно снижает затраты покупателей, так как устраняется посредник.

На данный момент основная задача – создание на местах консультационных пунктов, оснащенных мощными компьютерами с современным программным обеспечением. Следующий шаг – организация доступа всех абонентов информационной сети к единой базе данных учебного книгоиздания. Это поможет не только сделать учебные пособия дешевле, но и скорректирует работу системы образования в целом.

Благодаря тому, что одним из направлений проекта были обучение и переподготовка специалистов, многие библиотекари освоили компьютер.

Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте