Учителя разных стран пытаются сделать учебу для детей увлекательным процессом, когда каждый урок, каждый предмет для них становится увлекательным путешествием в неизведанное, из которого дети возвращаются эмоционально и интеллектуально обогащенными. Похоже, шведским учителям это во многом удалось. Каким образом?
Прежде всего они с самых первых месяцев после поступления ребенка в школу пытаются открыть в нем основные, данные ему природой дарования. Скажем, определяют качества, свойственные будущему ученому, писателю, государственному деятелю, врачу, педагогу, музыканту. И стараются их развивать, на них опираться умело, скажем, учитывая особенности левополушарных или правополушарных. И в этом учителям помогают всякие дополнительные службы, и в первую очередь психологи. Большинство учеников шведских школ считают учение радостным и интересным делом.
Школы Швеции имеют особые обязательства перед каждым учеником. Главная забота – благополучие любого ребенка. В этом заключаются совместные действия воспитателя по внеклассной работе, главного учителя и специальной службы благополучия детей. Есть здесь и специальные педагоги для тех ребят, которые не могут освоить программу. Они внимательно следят за тем, чтобы предотвратить всякие попытки одних детей унизить других. Если школа небольшая, то они обращаются в специальный центр, где есть социальные педагоги и психологи, а в большой школе есть свои такие специалисты.
В средней школе разные классы часто объединяются в единый блок, в котором один учитель работает в паре со специальным педагогом. Кстати, в специальную группу часто входят медсестра, социальный работник, психолог и ответственные за судьбу выпускников. Шведский закон «Об образовании» требует заботы о каждом ребенке.
Социальные работники занимаются социальными проблемами. Они беседуют «по душам» с каждым учеником или с группой или же обследуют семью, которая считается неблагополучной. Психолог работает с детьми, которые нуждаются в психологической поддержке, ведет наблюдение за теми, у кого есть проблемы. Кроме того, задача школьной службы состоит также в поиске возможностей устроиться на работу конкретному ученику или продолжить учебу в другом учебном заведении.
Медики, социальные работники, психологи помогают учителям «лепить» из прекрасного природного материала настоящую личность. Нередко в трудных ситуациях именно они подсказывают преподавателю, который, казалось, исчерпал все свои педагогические возможности и не знает, чем ребенку помочь, найти выход, выйти на эффективное сотрудничество с детьми.
Есть в школах совет службы благосостояния. Сюда приглашают учителя или ученика, у которых есть определенные проблемы, которые можно разрешить только здесь. Одна из задач, которую решает совет, – можно ли того или иного ребенка перевести в другой класс или в другую школу. Все, кто работает в этой службе, и пользующиеся ее консультацией обязаны соблюдать закон секретности, который защищает личность. Он касается также родителей и детей. Строгое соблюдение этих мер позволяет защитить ребенка. Все это позволяет учителю дать каждому ученику полноценное образование.
Дарья ХОХЛОВА, ученица 11-го класса
Комментарии