Педагогику сотрудничества подняли на щит в годы перестройки, хотя в дореволюционной педагогической литературе об этом методе писали довольно широко. Лучшие учителя, воспитатели всегда стремились к тому, чтобы уважительно, на равных беседовать с учеником как на уроках, так и во время индивидуальных встреч, скажем, по вопросу нарушения учеником каких-то школьных правил. Только при таком отношении к ребенку можно надеяться на успех как в учебе, так и в воспитании. И все-таки лучший способ такого общения, на мой взгляд, развит в школах Скандинавии. Здесь это называется педагогикой диалога.
Любопытно, что она не самобытна для этих стран, а завезена из далекой Бразилии. Западные учителя и ученые восприняли эту педагогическую идею, потому что хорошо понимают: способность к общению является сегодня важной составной частью подготовки детей к жизни в микро- и макросообществах. Коммуникабельность – необходимое качество личности. Она включает способность видеть себя со стороны глазами другого человека, а потому является важной составной, входящей в арсенал средств, обеспечивающих успех любого человека.
Шведские педагоги выяснили, что значительная часть детей малоспособна к коммуникабельности, их этому надо учить, а поможет в этом педагогика диалога. Теория ее нашла свое отражение в книге «Новая педагогика. Анализ так называемой педагогики диалога как шведского общественного феномена». Ее автор Д. Каллош. Это ученый-педагог. Есть у него и другая книга на эту тему – «Педагогика диалога».
Сторонники такой педагогики считают, что с помощью ее можно изменить взаимоотношения между учителем и ребенком. Учитель в этом случае постоянно прибегает к диалогу вместо привычного монолога, тем более монолога-нотации. И потому многие шведские воспитатели детских садов, преподаватели школ, специальных учебных заведений стараются изменить характер общения со своими питомцами. Это они называют самонастраивающейся системой. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет не о манипуляции учеником, а о воздействии на него в соответствии с высокими нравственными критериями.
Представителями педагогики диалога в странах Скандинавии считают педагогов прошлого – Дж. Дьюи, Х. Паркхерет, М. Монтессори. В чем усматривают особенности этого метода современные учителя и ученые? Главная из многих – это равноправие участников диалога. Ученик может спорить, не соглашаться, высказывать какие-то свои соображения, которые педагог не отвергает сразу, а начинает обсуждать совместно. В таком случае учитель слышит ребенка и старается его понять. В ситуации монолога воспитатель говорит только один, не очень-то интересуясь, что испытывает при этом воспитуемый. В таком случае он лишает ученика возможности развивать собственную мысль, возможности выработать собственную позицию.
Интересна трактовка нравственной стороны диалога, используемого при общении во время обучения и воспитания. Диалог возможен только тогда, когда его участники признают друг друга достойными собеседниками, испытывают чувство взаимного доверия и уважения. Важно при этом ничего не навязывать тому, с кем общаешься.
Доверие, выраженное в словах и поступках, не оставляет места для страха или «карающего поведения» в межличностных отношениях. Но при этом появляются и трудности, потому что доверие возникает при взаимной открытости. Уважение личности другого является одной из основных предпосылок нормального диалога между людьми. Нельзя стремиться при общении формировать поведение другого, управлять собеседником, контролировать его.
Педагогика диалога получила широкое распространение в школах Скандинавии. Она интересна и для российских учителей, а также родителей.
Дарья ХОХЛОВА, ученица 11-го класса
Комментарии