Вернувшись из поездки в Соединенные Штаты Америки, проходившей по программе «Мозаика гражданского образования» партнерства «Сивитас», мне долго не давала покоя мысль о том, какое ключевое слово можно подобрать к системе американского образования и отношения государства к каждому ребенку.
Тема моего исследования в рамках работы в этой программе – «Ребенок и его права в Америке и России», поэтому, посещая школы г. Толедо штата Огайо, присутствуя на уроках учителей – наших коллег, я везде наблюдала и интересовалась правовой защищенностью детей. Вернувшись домой, думаю, я смогла найти это ключевое слово, которое имеет отношение к каждому ребенку в Америке, – это слово «забота». Забота о здоровом ребенке и ребенке-инвалиде, забота о личности маленького человека, забота об образовании ребенка, забота о его безопасности и защищенности.
Моя поездка совпала с очередными президентскими выборами в Америке, поэтому меня интересовали позиции кандидатов в президенты, касающиеся прав ребенка. Когда Джордж Буш был избран президентом первый раз, он объявил свою программу в области образования уже через две недели после инаугурации. Именно его слова о роли федерального правительства в области образования я вынесла в заголовок моей статьи «Служить не системе, а ребенку».
Подтверждение слов вновь избранного президента США я находила постоянно в ходе изучения американской системы образования, посещая школу имени генерала Энтони Вейна, уроки своих американских коллег.
Школа, в которой я побывала, находится в пригороде г. Толедо и включает начальную, среднюю и старшую школы, состоит из шести отдельных школьных зданий. В каждом здании обучаются около 1000 детей. Но в такой огромной школе «не потерян» ни один ребенок. Более того, я увидела, что школа для детей – это продолжение их родного дома. Это выражается даже в одежде, в которой дети приходят в школу – скромно и по-домашнему, потому что на первое место поставлены комфорт и уют. Та свобода, которая дана детям, учит их ответственности, и я увидела свободу, которая дисциплинирует детей.
Дети на уроках также чувствуют себя достаточно свободно, но эта свобода, учит осознанному выбору и направлена на воспитание свободной и грамотной личности. Посетив большое количество уроков, я не увидела нигде скучающих детей, которые ждут, когда же прозвенит звонок с урока. Ведь очень важна практическая направленность занятий, а не теоретическая подготовка, поэтому ученики реально видят результаты своего труда, сравнивают свои успехи с успехами других учеников.
Была у нас и встреча с активистами школьного совета и его президентом. Система самоуправления занимает важную роль в школьной жизни, ведь это забота взрослых о развитии свободной личности с активной жизненной позицией.
Забота о детях-инвалидах также очень важна и воспитывает не только больных, но и здоровых детей. В каждом школьном здании есть кабинеты, в которых обучаются дети-инвалиды, и школа тратит на них средств в 10 раз больше, чем на обыкновенных учеников. Забота об образовании ребенка-инвалида – это дело педагогов и администрации, а не родителей этого ребенка. Права этих ребят строго охраняются и защищены на всех уровнях образовательной системы. Ребенок не чувствует себя ущербным.
Действительно, я увидела, что в центре жизни школы – личность каждого ребенка забота о его развитии. Назначение взрослого человека в школе – быть рядом с ребенком, а главенствовать над ним, помочь ученику, а не упрекать его за неудачи, научить осознанно совершать свой выбор, а не решать все за него. Чувствуя такую заботу и защищенность, ребенок стремится к самосовершенствованию и самораскрытию. Каждый взрослый, работающий в школе, служит не системе, а ребенку.
Благодаря этой поездке я теперь по-другому смотрю на многие наши российские образовательные проблемы, ведь чужой опыт заставляет смотреть на нашу школу немного другими глазами.
Софья ФЕДОРОВА, учитель истории школы №4, Дмитров
Комментарии